Психологические особенности
Общие умственные способности человека к 15-16 годам, как правило, уже сформированы, и такого быстрого роста их, как в детстве, не наблюдается. Однако они продолжают совершенствоваться. Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата делают умственную деятельность юношей и девушек более устойчивой и эффективной, приближая ее в этом отношении к деятельности взрослого. Особенно быстро развиваются специальные способности.
Самосознание. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Подросток и юноша самоутверждаются в жизни - идет активный процесс становления личностных качеств. Сложные проблемы самоопределения юноша решает не один, а в общении с родителями, сверстниками, учителями при их поддержке.
В сфере эмоциональных, моральных установок и ценностных ориентаций, юноши ревностно отстаивают свое право на автономию. Иногда нарочито крайние взгляды высказываются только для того, чтобы подкрепить претензию на оригинальность. Но фактически влияние родителей остается здесь преобладающим. Разница между поколениями весьма заметна в таких, относительно поверхностных вопросах, как мода, вкусы, способы развлечений. Но в том, что касается более глубоких проблем - политических взглядов, мировоззрения, выбора профессий - авторитет родителей оказывается куда более значительным, перевешивая, как правило, влияние приятелей -сверстников.
Наряду с возрастающей значимостью коллективной групповой жизни, в ранней юности резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. Юношеская дружба на первый план выдвигают интимность, эмоциональное тепло, искренность. Развитие самосознания и свойственные ему противоречия вызывают непреодолимую потребность «излить душу», поделиться своими переживаниями. Отсюда понимание друга как собственного alter ego (другого «я»). Такая потребность появляется именно в юности.
Любовь. Взаимоотношения между мальчиками и девочками, ограниченные и стесненные в подростковом возрасте, в ранней юности заметно активизируются. Появляются первые серьезные увлечения, настоятельная потребность в любви и глубоком чувстве. Ранняя юность - решающий возраст формирования мировоззрения. Разумеется, основы мировоззрения закладываются гораздо раньше, с детства. Но только в юности, на основании уже более высокой стадии становления личностных качеств можно определить свое отношение к миру. Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются в жизненных планах. Однако, юность нуждается и всегда будет нуждаться в помощи и руководстве старших, передающих ей накопленные знания и опыт. И воспитание станет тем эффективней, чем полнее оно будет учитывать особенности юности и опираться на ее стремление к активности.