Разрешение правовых конфликтов
Разрешение правовых конфликтов происходит в различных формах: путем парламентских и иных конституционных процедур, посредством рассмотрения уголовных, гражданских и других дел в суде и арбитраже, принятия решений в административных комиссиях, налоговой инспекции, милиции и многих других учреждениях, применяющих право. При всех различиях между этими учреждениями и осуществляемыми ими процедурами разрешения конфликтов юридическим путем имеет по крайней мере четыре общих признака: 1) конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным для этого государством; 2) орган, разрешающий конфликт, действует на основе и во исполнение норм права; 3) конфликтующие стороны наделяются в период рассмотрения спора определенными, предусмотренными законодательством правами и обязанностями; 4) решение, принятое по конфликту, обязательно для сторон и, как правило, для других организаций и граждан.
Юридические средства разрешения конфликта можно разделить на три основные группы: 1) конституционные процедуры, применяемые в основном при возникновении конфликтов в политической сфере; 2) судебное и арбитражное рассмотрение дел; 3) административные процедуры, практикуемые в различных правоприменительных органах.
Принцип разделения властей - одна из конституционных основ российского государства. Однако в реальной жизни функции ветвей власти нередко перекрещиваются или вступают во взаимные противоречия; возникают споры о компетенции и конфликты. Как рассматриваются и разрешаются конфликты в области разделения властей? Можно отметить пять их особенностей: 1) Конфликты между ветвями власти должны всегда разрешаться легитимными, конституционными средствами; 2) Даже если конфликт между ветвями власти разрешился неконституционным путем, все же его завершение приобретает юридическую форму. Принимается новая Конституция, назначаются новые парламентские выборы; 3) Над тремя ветвями власти нет никакого более высокого арбитра, чем сам суверенный народ; 4) Затянувшийся конфликт между властями создает политический и социальный кризис в обществе и болезненно сказывается на различных сторонах жизни. Поэтому и разрешение такого конфликта предполагает достаточно широкое привлечение различных политических сил к участию в сложившейся ситуации; 5) Конфликты между ветвями власти надо не только своевременно разрешать, но и вовремя предупреждать.
Конституционное судопроизводство - одна из форм разрешения разногласий между ветвями власти и устранения конфликтов, возникающих в законодательной и исполнительной деятельности. Конституционный Суд разрешает конфликты, возникающие: а) между законодательными и исполнительными органами; б) между государственными органами Федерации и ее субъектов; в) между государственными органами и гражданами.
Общее основание для рассмотрения этих конфликтов заключается в том, что во всех случаях они связаны с действительным или предполагаемым нарушением норм и принципов Конституции РФ. Существование Конституционного Суда играет важную предупредительную, сдерживающую роль уже при зарождении политических конфликтов. Если же конфликт все-таки произошел, Конституционный Суд разрешает его, опираясь на достаточно четкие юридические нормы Закона о Конституционном Суде.
В предмет ведения Конституционного Суда РФ входит рассмотрение дел о соответствии федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Конституции РФ. Суд решает также дела о соответствии конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ Конституции Российской Федерации, а также договоров, заключенных ими между собой и с Федерацией. Он рассматривает и споры между органами государственной власти. Наконец, Конституционный Суд рассматривает международные договоры РФ и нарушения конституционных прав и свобод граждан.
Процедура работы Конституционного Суда четко закреплена в юридических нормах, что обеспечивает упорядоченное рассмотрение конфликта и вынесение законного и обоснованного решения. Важно отметить, что решение, вынесенное Конституционным Судом, не подлежит пересмотру и является для всех обязательным. Следовательно, юридический конфликт завершается, хотя, разумеется, его причины, мотивы и действующие силы могут вновь проявиться в новом конфликте.
Судопроизводство, включая арбитражный процесс, специфическая форма разрешения споров и конфликтов. Она имеет ряд преимуществ по сравнению с рассмотренными выше конституционными процедурами. К ним относятся:
а) рассмотрение конфликта независимым от других властей органом, который по своему предназначению и положению должен быть не заинтересован в исходе дела;
б) четко разработанная процедура установления и проверки фактических обстоятельств и принятия решения;
в) нормативная основа всей деятельности суда, который руководствуется законом и своим внутренним убеждением;
г) обязательность принятых решений для исполнения как сторонами конфликта, так и другими юридическими и физическими лицами.
В России, кроме Конституционного Суда, существует четыре вида судопроизводства: гражданское, уголовное, административнистративные процедуры, практикуемые в различных правоприменительных органах.
Принцип разделения властей - одна из конституционных основ российского государства. Однако в реальной жизни функции ветвей власти нередко перекрещиваются или вступают во взаимные противоречия; возникают споры о компетенции и конфликты. Как рассматриваются и разрешаются конфликты в области разделения властей? Можно отметить пять их особенностей: 1) Конфликты между ветвями власти должны всегда разрешаться легитимными, конституционными средствами; 2) Даже если конфликт между ветвями власти разрешился неконституционным путем, все же его завершение приобретает юридическую форму. Принимается новая Конституция, назначаются новые парламентские выборы; 3) Над тремя ветвями власти нет никакого более высокого арбитра, чем сам суверенный народ; 4) Затянувшийся конфликт между властями создает политический и социальный кризис в обществе и болезненно сказывается на различных сторонах жизни. Поэтому и разрешение такого конфликта предполагает достаточно широкое привлечение различных политических сил к участию в сложившейся ситуации; 5) Конфликты между ветвями власти надо не только своевременно разрешать, но и вовремя предупреждать.
Конституционное судопроизводство - одна из форм разрешения разногласий между ветвями власти и устранения конфликтов, возникающих в законодательной и исполнительной деятельности. Конституционный Суд разрешает конфликты, возникающие: а) между законодательными и исполнительными органами; б) между государственными органами Федерации и ее субъектов; в) между государственными органами и гражданами.
Общее основание для рассмотрения этих конфликтов заключается в том, что во всех случаях они связаны с действительным или предполагаемым нарушением норм и принципов Конституции РФ. Существование Конституционного Суда играет важную предупредительную, сдерживающую роль уже при зарождении политических конфликтов. Если же конфликт все-таки произошел, Конституционный Суд разрешает его, опираясь на достаточно четкие юридические нормы Закона о Конституционном Суде.
В предмет ведения Конституционного Суда РФ входит рассмотрение дел о соответствии федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Конституции РФ. Суд решает также дела о соответствии конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ Конституции Российской Федерации, а также договоров, заключенных ими между собой и с Федерацией. Он рассматривает и споры между органами госу-^ дарственной власти. Наконец, Конституционный Суд рассматривает международные договоры РФ и нарушения конституционных прав и свобод граждан.
Процедура работы Конституционного Суда четко закреплена в юридических нормах, что обеспечивает упорядоченное рассмотрение конфликта и вынесение законного и обоснованного решения. Важно отметить, что решение, вынесенное Конституционным Судом, не подлежит пересмотру и является для всех обязательным. Следовательно, юридический конфликт завершается, хотя, разумеется, его причины, мотивы и действующие силы могут вновь проявиться в новом конфликте.
Судопроизводство, включая арбитражный процесс, -специ- фическая форма разрешения споров и конфликтов. Она имеет ряд преимуществ по сравнению с рассмотренными выше конституционными процедурами. К ним относятся:
а) рассмотрение конфликта независимым от других властей органом, который по своему предназначению и положению должен быть не заинтересован в исходе дела;
б) четко разработанная процедура установления и проверки фактических обстоятельств и принятия решения;
в) нормативная основа всей деятельности суда, который руководствуется законом и своим внутренним убеждением;
г) обязательность принятых решений для исполнения как сторонами конфликта, так и другими юридическими и физическими лицами.
В России, кроме Конституционного Суда, существует четыре вида судопроизводства: гражданское, уголовное, административное, а также арбитражный процесс. Они различаются предметом судебного разбирательства, а в связи с этим процедурой рассмотрения дела и характером принимаемых решений.
Гражданское судопроизводство функционирует при рассмотрении имущественных споров, трудовых конфликтов, земельных отношений, семейных и наследственных дел. Оно создает благоприятные возможности для мирного разрешения конфликтов в соответствии с законом, предоставляя сторонам равные процессуальные права. Суд призван вынести законное и обоснованное решение на основе всех представленных сторонами и рассмотренных им материалов дела. Существенной нормой гражданского процессуального кодекса является возможность окончить дело мировым соглашением, которое не является всего лишь частным соглашением сторон, а представляет собой в данном случае акт судебной власти: оно проверяется и утверждается судом, должно соответствовать закону и не может нарушать чьи-либо законные права и интересы.
Арбитражные суды разрешают преимущественно конфликты, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности. В арбитражном процессе участвуют в основном организации (учреждения, предприятия, фирмы, акционерные общества, товарищества и т.д.). Конфликтующие стороны обращаются в арбитражный суд в тех случаях, если не могут преодолеть спорную ситуацию своими силами. Данная ситуация может иметь две разновидности : а) экономические споры между предпринимателями;
б) споры между предпринимателями и органами государственной власти и управления.
Уголовное судопроизводство рассматривает так называемый криминальный конфликт, представляющий собой преступление совершенное одним или несколькими лицами. В одних случаях это конфликт между преступником и потерпевшим гражданином (например, при краже), в других - между преступником и государством (например, при даче или получении взятки), но во всех случаях это конфликт с законом, а следовательно, и с правоохранительными органами. Задача уголовного суда в том, чтобы установить, был ли на самом деле тот криминальный конфликт, который послужил основанием для судебного рассмотрения, виновен ли в нем подсудимый и решить вопрос о наказании виновного. В уголовном судопроизводстве конфликт преимущественно заканчивается <силовым> решением - применением меры государственного принуждения.
Гражданское судопроизводство функционирует при рассмотрении имущественных споров, трудовых конфликтов, земельных отношений, семейных и наследственных дел. Оно создает благоприятные возможности для мирного разрешения конфликтов в соответствии с законом, предоставляя сторонам равные процессуальные права. Суд призван вынести законное и обоснованное решение на основе всех представленных сторонами и рассмотренных им материалов дела. Существенной нормой гражданского процессуального кодекса является возможность окончить дело мировым соглашением, которое не является всего лишь частным соглашением сторон, а представляет собой в данном случае акт судебной власти: оно проверяется и утверждается судом, должно соответствовать закону и не может нарушать чьи-либо законные права и интересы.
Арбитражные суды разрешают преимущественно конфликты, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности. В арбитражном процессе участвуют в основном организации (учреждения, предприятия, фирмы, акционерные общества, товарищества и т.д.). Конфликтующие стороны обращаются в арбитражный суд в тех случаях, если не могут преодолеть спорную ситуацию своими силами. Данная ситуация может иметь две разновидности : а) экономические споры между предпринимателями;
б) споры между предпринимателями и органами государственной власти и управления. Уголовное судопроизводство рассматривает так называемый криминальный конфликт, представляющий собой преступление совершенное одним или несколькими лицами. В одних случаях это конфликт между преступником и потерпевшим гражданином (например, при краже), в других - между преступником и государством (например, при даче или получении взятки), но во всех случаях это конфликт с законом, а следовательно, и с правоохранительными органами. Задача уголовного суда в том, чтобы установить, был ли на самом деле тот криминальный конфликт, который послужил основанием для судебного рассмотрения, виновен ли в нем подсудимый и решить вопрос о наказании виновного. В уголовном судопроизводстве конфликт преимущественно заканчивается <силовым> решением - применением меры государственного принуждения.