Взаимосвязь дисциплины «Деловое общение» и науки «Социальная психология»»
Связь науки «Социальная психология» и дисциплины «Деловое общение»
Общение
Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Общение - необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ в.
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера.
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Очевидно, что человек становится человеком только в общении, ибо естественным способом существования человека является его неразрывная связь с другими людьми.
Главными средствами общения являются язык (система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом самовыражения личности) и знаки (любой материальный объект, который выступает в качестве единицы в приобретении и передаче информации (стол, стул, диван и т.д.); они делятся на два вида: 1) интенциональные - специально используемые для передачи информации; 2) неинтенциональные -- непреднамеренно выдающие эту информацию (дрожащие руки, оговорки, акцент и т.д.).
В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды общения:
· «Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.
· Формально-ролевое общение - регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.
· Светское общение - определяется формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.
· Манипулятивное общение - направлено на получение односторонней выгоды от собеседника с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
· Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности; оно характеризуется полным взаимопониманием, в его основе лежит доверие к личности собеседника.
· Деловое общение, направленное на обмен деятельностью, информацией, опытом с целью налаживания отношений и достижения общего или отдельных взаимовыгодных результатов.
Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: 1) формальное общение (ролевое) - определяется служебными и социальными статусами людей; 2) неформальное общение (личностное) - определяется их личными статусами и личными целями.
Ролевое и личностное общение переплетаются и могут переходить одно в другое.
Следовательно, общение -- сложный многогранный процесс, включающий ряд функций:
· формирование определенных образцов и моделей поведения;
· взаимодействие людей, их взаимовлияние друг на друга;
· обмен информацией, ее передача и усвоение;
· формирование доверительных отношений между людьми;
· взаимное переживание и понимание людьми друг друга;
· формирование и развитие образа внутреннего «Я» человека.
Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.
Цель человека при общении входит в один из четырех типов: 1) цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов; 2) цель общения заключена в самом взаимодействии субъектов; 3) цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения; 4) цель общения - приобщение его самого (инициатора) к ценностям партнера.
Наиболее простая модель общения может быть представлена следующим образом:
21
При этом в качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.
Дисциплина «Деловое общение»
Деловое общение - общение с целью организации и оптимизации того или иного вида конкретной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.
Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения. Мы постоянно с кем-то беседуем, совещаемся, о чем-то договариваемся. Деловое общение может проявляться в различных формах:
ь деловые беседы (встречи, переговоры, совещания, «круглые столы», дискуссии, дебаты, прения);
ь деловые встречи (групповые и с глазу на глаз);
ь публичные выступления (доклады, сообщения, приветствия, самопрезентации и т.п.);
ь собрания;
ь пресс-конференции (брифинги);
ь деловые завтраки, обеды, ужины, фуршеты;
ь собеседования (например, при приеме на работу);
ь общение через средства массовой коммуникации (по телефону, через Интернет, по обычной и электронной почте) и др.
Таким образом, деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.
Производственное взаимодействие может и не быть по своей сути общением в том случае, если другой субъект выступает в качестве объекта (при жестко авторитарном стиле руководства отношение начальника к подчиненному выступает в основном как отношение субъекта к объекту; формой отношений является дисциплина -- принцип строгого регулирования иерархического соположения управляющего и управляемого).
Деловое общение принято разделять на официальное и неофициальное. Особенностями официального общения являются строгий, документальный деловой язык, ограниченность тематики рамками служебных задач. Обычно это стандартизированное, втиснутое в правовые рамки общение, которое со временем может привести к формализму и потере интереса к теме. Чтобы этого не произошло, следует прибегать к неформальному общению, которое чаще всего происходит в неформальной обстановке. Это позволяет разнообразить тематику, вызывать интерес и к теме общения, и к собеседнику, способствует расширению общего и профессионального кругозора. Умение общаться в неофициальной обстановке -- важный компонент профессиональной культуры любого специалиста.
Кроме двух основных видов делового общения, можно выделить и другие: контактное (здесь, сейчас) и дистантное (там, потом); непосредственное (лицом к лицу) и опосредованное (через средства массовой коммуникации); устное и письменное; диалогическое и монологическое; межличностное и массовое и т. д.
Предметом делового общения является дело:
21
Содержание делового общения - социально значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.
Целью делового общения является организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности. Помимо общей цели делового общения, в нем можно выделить и личные цели, реализуемые участниками общения:
§ стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, что часто проявляется в уходе от ответственности;
§ стремление к повышению своего жизненного уровня;
§ стремление к власти, т.е. стремление расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, избавиться от бремени иерархического контроля;
§ стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самой организации.
Для того чтобы цель делового общения была успешно реализована, в современной психологической науке выделяют основные этико-психологические принципы деловою общения, к которым относят:
· принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности, на основе которого возможно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации;
· принцип полномочий и ответственности, регламентирующий деловое общение в рамках служебных прав и обязанностей в соответствии со служебным статусом сотрудника, оценку его деловых качеств и использование его квалификации и опыта.
Любая деловая беседа с точки зрения своего построения может быть упорядочена, структурирована и условно разбита на несколько частей:
1) планирование деловой встречи - на этом этапе осуществляются сбор и систематизация материалов для деловой встречи, моделирование ее возможного построения, разработка стратегии, тактики и техники ведения деловой беседы;
2) начало встречи - взаимодействие начинается с краткого приветствия, представления участников и замечаний на общие темы, чтобы установить контакт и определенный психологический настрой (здесь же осуществляется первичная оценка индивидуально-личностных и поведенческо-психологических особенностей собеседников);
3) постановка проблемы для обсуждения и обоснование ее актуальности - на этом этапе, как правило, один из участников представляет проблему как реальную цель беседы (переговоров, встречи);
4) обмен информацией и ее обработка - происходит обсуждение поставленной проблемы, участники делятся информацией и взглядами, приводят свои аргументы, вырабатывают компромиссные решения, оценивают достоинства и недостатки различных вариантов решения задачи;
5) подведение итогов деловой беседы - может быть сформулировано определенное решение проблемы, либо участники беседы только подводят итоги и определяют следующие шаги.
Поскольку у каждого собеседника есть двойной интерес -- относительно существа дела и своих отношений с партнером, каждый этап деловой встречи должен способствовать развитию будущих отношений, а не мешать им.
Наука «Социальная психология»
Сейчас трудно найти даже среднеобразованного человека, который не слышал бы о психологии, не знал бы, что она -- его внутренний мир, мысли, чувства, побуждения, желания, воля.
И все же среди людей довольно распространены представления, что их внутренний мир, свое «Я» -- это дар природы, личное таинство за семью печатями, до которого никому нет дела, что это индивидуальная крепость, надежно охраняемая, не доступная никому, закрытая от всяких проникновений извне, а собственные решения и поступки -- всегда проявления только собственных свободы, желаний, воли и больше никого.
В действительности такие представления относятся к заблуждениям и свидетельствуют о слабом, однобоком знании психологии.
Заблуждается тот, кто полагает, что есть индивидуальная психика, абсолютно не зависимая от психологии других людей, от психологии групп, общностей, членом которой является данный человек. Имеются многочисленные незримые, но действенные психологические взаимосвязи между людьми, их жизнями, судьбами и влияниями друг на друга, среди которых наиболее важны четыре группы:
1. Каждый человек проводит свою жизнь в мире, существенной частью которого выступает социальное окружение, среда. Отражательная природа психики проявляется, в частности, в том, что при постоянных контактах и взаимодействиях человека с социальной средой последняя находит себе представительство в его психике в виде образов, мыслей, чувств, побуждений.
2. Становление человека в качестве цивилизованной, духовно богатой личности, обладающей индивидуальностью и своим «Я» происходит путем присвоения богатств общечеловеческого опыта, воплощенного в окружающей социальной среде. Процесс социализации происходит в семье, при обучении, образовании, воспитании, в ходе труда, накопления опыта жизни среди людей и существующих в обществе условиях. Особенно интенсивен этот процесс в первые 20--25 лет жизни человека, продолжается он и в последующие годы под влиянием не прекращающегося накопления и внутренней переработки социального опыта и изменения самих социальных условий.
3. Человек относится к объектам и явлениям окружающей среды как к предметам удовлетворения своих интересов и потребностей. Его важнейшие интересы и потребности удовлетворяются социальными продуктами, производимыми трудом и опытом других людей, обществом. В процессе удовлетворения своих духовных и материальных потребностей человек вступает в отношения с социальной средой и ее элементами (людьми, нормами поведения, организациями и др.) -- в социальные отношения. Он вынуждается осознанно согласовывать свои отношения, решения и действия с реальностями окружающей социальной среды, а его жизнь и деятельность неизбежно приобретают признаки социальности -- политические, моральные, правовые, культурные, этические, профессиональные и иные.
4. В отличие от животных человек не пассивно приспосабливается к окружающему, но и преобразует его, причем делает это довольно быстро, создавая для себя новые, рукотворные, социальные условия более благополучной жизни.
Вот почему жить в обществе, в социальной среде, среди людей и не зависеть от них невозможно.
Психология человека -- это окружающий мир в человеке и человек в мире, причем в своих главных, социальных характеристиках. Нельзя реализовать себя в жизни и самоутвердиться, не считаясь с социальным окружением, не уважая порожденные опытом человечества социальные ценности, не совершенствуя и не укрепляя благоприятные дня себя и одновременно для других людей социальные условия. Не подчиняясь этой необходимости, человек ставит себя вне цивилизованного человеческого сообщества. Это путь прожиганию своей жизни, не приводящий к достойному самоутверждению, достижению уважения другими людьми и самоуважению, потребность в которых всегда приходит, хотя бывает, что очень поздно, когда изменить что-то практически уже нельзя.
Таким образом, социальная психология - это наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включениями в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.
Социальная психология возникла на стыке двух наук: психологии и социологии во второй половине ХIХ в. Термин «социальная психология» впервые применил У. Мак-Даугалл в работе: «Введение в социальную психологию» (1908). Основоположниками данной науки являются: Г. Тард (1843-1904), Г. Лебон (1841-1931), Э. Дюркгейм (1858-1917), Н.К. Михайловский (1842-1904). В развитии социально психологии с момента ее возникновения наметились две школы:
а) европейская - большее внимание уделялось изучению «психологии народов» (М. Лацарус, Х. Штейнталь и В. Вундт), «психологии масс» (Ш. Сигеле, Г. Лебон) и «социальных инстинктов» (У. Мак-Даугалл);
б) американская - социальная психология развивалась как экспериментальная наука и добилась значительных успехов в изучении структуры и динамики малых групп, типов межличностных отношений, социальных установок, способов принятия групповых решений, эффективности средств коммуникаций.
Объектом социальной психологии выступает комплекс социально-психологических процессов и явлений, присущих определенному этапу в развитии социальной сферы общества: совокупность настроений, мнений, установок, жизненных позиций, непосредственно вытекающих из социально- психологической атмосферы общества и психологического склада людей.
Предмет исследований социальной психологии -- присущие сообществам и человеку в них, особые психологические факты, закономерности и механизмы, именуемые социально-психологическими.
Развитие предмета социальной психологии позволяет выделить два аспекта: 1) следует различать и фиксировать, с одной стороны, стремления и мотивы деятельности, а с другой -- реальную деятельность и ее результаты; 2) сопоставлять результаты деятельности с характеристиками субъекта деятельности.
Объект и предмет социальной психологии раскрываются через методы социально-психологического исследования и анализа. Современная социальная психология использует целый комплекс, набор методов. К ним относятся:
- метод наблюдения (направлен на фиксирование тех явлений и процессов, которые интересуют исследователя); метод делится на виды: включенное и невключенное, открытое и скрытое, полевое и лабораторное;
- метод изучения документов (изучение информации, точки зрения авторов, контекста документов);
- метод контент-анализа (позволяет выделить в тексте определенные единицы и частоту их употребления (терминов, оценок, позиций));
- метод опроса (сбор первичной информации на основе анкетирования (письменно) или интервью (устно));
- социально-психологический эксперимент (используется для выявления причинно-следственных зависимостей в формировании психологических явлений);
- социальная психодиагностика на основе тестов (тест - это система заданий, предъявляемая испытуемому);
- метод рисуночных ассоциаций (впервые - С. Розенцвейг, 1945);
- метод незаконченных предложений (направлен на изучение групповых и личнистных установок, отношения к окружающим, самому себе);
- социометрический метод (открыт Дж. Морено, он предполагает измерение социального взаимодействия в группе путем отражения числа выборов каждого члена группы в «социометрической матрице»).
Ведя исследования и формулируя свои положения, социальная психология по необходимости использует данные всех смежных наук.
Социальная психология выполняет самые разнообразные функции, к которым относятся:
· мировоззренческая - предполагает усвоение важнейших психологических закономерностей, принципов существования человеческого общества;
· б) познавательная - направлена на понимание и использование тех социально- психологических явлений и тенденций, которые имеют место в обществе (мотивации к труду, нравственные нормы, традиции);
· в) практическая - означает использование социально- психологического механизма в общении, в управлении, в разрешении конфликтных ситуаций, в оптимизации социально-психологического климата и т.д.;
· г) гуманистическая - выполняет роль психологической защиты населения, снимает психологические стрессы, психологическую тревожность, преодолевает психологическую усталость и апатию людей;
· д) предусматривает выработку своеобразного психологического иммунитета, воспитание людей в терпимости друг другу (толерантности). Функции, выполняемые социальной психологией, будут и дальше расширяться.
Основные проблемы современной социальной психологии включают:
· проблемы общения и взаимодействия людей: нормы, принципы, традиции;
· проблемы малых групп: их психологические характеристики, динамические процессы в малой группе, нормы поведения и др.;
· социально-психологический мониторинг (уровень социального напряжения, социальной усталости или апатии, наличие «социального динамита» в обществе);
· социально-психологические проблемы личности: стереотипы поведения, социализация, психологическая защита, потребности, установки, мотивы и т.д. (см. рис. 1);
· социально-психолгические проблемы индустриальных технологий (управление производством и персоналом, формирование про изводственных коллективов и трудовых сообществ, социально- психологический климат коллектива);
· социально-психологические проблемы семейно-брачных отношений: психологические факторы распада семьи, разводов, лидерства, семейных конфликтов и т.д.
Рис. 1 - Основные психологические характеристики
Весь этот комплекс проблем составляет психологическое поле «человек-среда» (см. рис. 2).
Рис. 2 - Психологическое поле «Человек-среда»
Современная социальная психология, являясь особым разделом психологической науки, предстает как система научных знаний (теорий, фактических данных, рекомендаций) по отдельным, наиболее важным компонентам социально-психологической реальности и связанным с ними проблемам жизни сообществ людей и человека в них.
Связь науки «Социальная психология» и дисциплины «Деловое общение»
Науку «Социальная психология» и дисциплину «Деловое общение», в первую очередь, связывает общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера. Общение - необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей. Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения.
Если же посмотреть еще глубже, то их связывает не просто общение, а взаимодействие людей в процессе трудовой деятельности, создающее условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела. При таком взаимодействии решаются не только цели общества, но и личные цели человека, такие как: стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, что часто проявляется в уходе от ответственности; стремление к повышению своего жизненного уровня; стремление к власти, т.е. стремление расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, избавиться от бремени иерархического контроля; стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самой организации.
Однако нельзя реализовать себя в жизни и самоутвердиться, не считаясь с социальным окружением, не уважая порожденные опытом человечества социальные ценности, не совершенствуя и не укрепляя благоприятные дня себя и одновременно для других людей социальные условия. В противном случае человек ставит себя вне цивилизованного человеческого сообщества.
Основные функции дисциплины «Деловое общение»
Одно из общепринятых оснований классификации -- выделение в деловом общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:
(1) перцептивной -- процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;
(2) информационной -- процесса обмена информацией;
(3) интерактивной -- процесса взаимодействия людей в общении.
В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.
Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей - происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информации в человеческом общений имеет свою специфику:
(1) осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства);
(2) обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.
Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.
Особенности делового общения:
· партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;
· общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
· основная задача делового общения - продуктивное сотрудничество.
Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии.
Под восприятием в психологии общения подразумевается не просто формирование целостного образа партнера по общению на основе оценки его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению: 1) как отражение в сознании партнеров по общению целей, мотивов, установок друг друга; 2) как принятие этих целей, позволяющее установить взаимоотношения.
Личное восприятие - получение и обработка одним субъектом общения информации о другом - ошибочно считается несложным процессом, но на точность восприятия влияет множество характеристик субъектов восприятия (способность человека к обработке информации не беспредельна; ошибочные заключения; допущения и предположения о том, как нас воспринимают другие люди; сознательное искажение сведений и контроля за информацией).
При восприятии людьми друг друга можно выделить три возможные ситуации:
· ситуация «Я - Он» -- восприятие одним индивидуумом другого как отдельной личности;
· ситуация «Я -- Они» -- восприятие индивидом группы как единого целого;
· ситуация «Мы -- Они» -- восприятие одной группой другой группы.
Тест
Укажите, какое из перечисленных определений относится к дисциплине «Социальная психология»:
а) наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, включенных в различные социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп;
б) наука, изучающая психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков, соответствие профессии;
в) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности индивидов.
Правильным определением является вариант а), так как социальная психология - это наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включениями в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.
Список использованной литературы
1. Психология делового общения: учеб. пособие / И.И. Аминов. - 4-е изд., стер. - Москва: Омега-Л, 2007. - 304 с.: ил., табл. - (Высшая школа менеджмента). - ISBN 5-365-00874-Х. - ISBN 978-5-365-000874-8.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 295 с. - (Серия «Высшее образование»).
3. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 415 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
4. В.Г. Пузиков, А.Ф. Тимофеев. Социальная психология и этика делового общения: учебно-методическое пособие. - Омск: Издательство НОУ ВПО «Омский гуманитарный институт», 2007. - 236 с.
5. Социальная психология: учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 543 с.