Конспект лекций по предмету "Психология"


Форма контактов | Формы влияния

В качестве клеточки анализа социальной психологии рассматривают ситуацию контакта двух или более людей. 
Формы  контакта
1)простое соприсутствие,
2)обмен информацией,
3)совместная деятельность,
4)равная обоюдная или асимметричная активность.
В ситуации контакта могут возникать социально-психологические феномены:  социальное влияние (поведение одного человека подобно поведению  другого); суггестия  - подверженность влиянию, критерием суггестии является степень сходства поведения человека и установок,  внушаемых ему.
Активное социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ на проблему более сближается с ответом другого человека,  чем с собственным первоначальным ответом.
Выделяют следующие социально-психологические феномены влияния
1) Фацилитация - усиление энергии человека в присутствии других людей.
2) Конформность - подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц,  группы. Следует различать внушаемость и конформизм.  Внушаемость - это непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне). Конформизм - это сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней. Различают а)внутреннюю личную конформность - мнение человека действительно  меняется  под  воздействием группы, человек изменяет свое первоначальное мнение в соответствии с мнением группы;  б)демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов), при сохранении собственного мнения в глубине души (внешняя, публичная конформность).
3) Групповая нормализиция - формирование усредненного группового стандарта-нормы.
4) Экстремизация - итогом обсуждения может быть не выработка средней нормы, а приближение общегруппового мнения к одному из полюсов континуума всех групповых мнений. Американцы называют этот феномен "Сдвиг к риску", т.е. решение, принимаемое группой, более рискованное, чем решение, принимаемое индивидуально. Если после групповой дискуссии человек возвращается к той же проблеме, он склонен принимать более рискованные решения, чем до группового обсуждения.
5) Проблема подчинения авторитету (если меняется статус человека и статус другого человека, то в результате меняется психологическая позиция человека).
6) Влияние меньшинства (при определенных условиях влияние меньшинства может быть значительно ощутимым).

Рассмотрим указанные феномены несколько подробнее.
Исследования показали, что внушаемость и  конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и пр. Под влиянием каких факторов человек уступает группе?
1) Прежде всего  влияют характеристики самого человека: в подростковом, юношеском возрастах конформизм самый высокий, потом снижается, после 25  лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне: причем у женщин конформизм выше, чем у мужчин, но впрочем не всегда:  если обсуждаемая проблема относится к разряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчины становятся более конформны. Уровень конформности зависит и от профессиональной деятельности человека. Так, высокий уровень конформности у участников оркестра (70%), а у военных выше, чем у инженеров.
2) Влияют характеристики самой проблемы, характеристики стимульного материала: чем сложнее стимульный материал тем чаще проявляется конформность. Категориальные, качественные стимулы (а не количественные характеристики стимулов) увеличивают способность к сопротивлению групповому давлению.
3) Влияет и размер группы. Вначале предполагали, что увеличение размера группы приводит к росту конформности, но оказалось, что зависимость носит не прямолинейный, а экспоненциальный характер: когда к большинству присоединяется еще один человек, у "наивного" испытуемого конформность увеличивается, но в меньшей степени, нежели когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность возрастает с увеличением  группы лишь до определенного предела (3 - 5 - 7 человек), после чего не растет, но и то лишь в случае, когда все члены группы воспринимаются человеком как независимые друг от друга, т.е. на конформность действует прежде всего количество воспринимаемых независимых источников информации. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения, человек более смело сопротивляется групповому давлению.
4)Влияют взаимоотношения человека и группы на уровень конформности (так, когда люди работали за совместное вознаграждение и надо было принять общее решение, конформность возрастала). Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется  конформность. Но из этого правила есть исключение: вопрос в том, ищет ли человек принятия со стороны группы?  Если человек хочет, ищет принятия себя группой, он чаще уступает группе, и наоборот, если не дорожит своей группой, то более смело  сопротивляется групповому давлению. Индивиды с более высоким статусом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопротивляться мнению группы, ведь лидерство связано с некоторыми отклонениями от групповых шаблонов.  Наиболее подвержены групповому давлению индивиды со средним статусом, лица полярных категорий более способны сопротивляться групповому давлению.
В чем причина конформности? С точки зрения информационного подхода, современный  человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнения других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать более точным образом реальности. С точки зрения гипотезы  "нормативного влияния", человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать некоторыми  преимуществами, даваемыми членством в группе, хочет избежать конфликтов, избежать санкций при отклонении от принятой нормы, хочет поддержать свое дальнейшее взаимодействие с группой.
Чрезмерно выраженный конформизм - явление психологически  пагубное, человек, как "флюгер", следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов,  выступая марионеткой в чужих руках, либо человек реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, "откуда ветер дует" в данный момент, в угоду "сильным мира сего". Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает
1)как механизм сплочения человеческих групп,  человеческого общества,
2)механизм передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, социальных установок.
Нонконформизм выступает как опровержение человеком мнения большинства, как протест подчинения, как кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой  для поведения человека. Конформизм и нонконформизм - это родственные свойства личности, это свойства положительной или отрицательной подчиненности влияниям на личность группы, но именно подчиненности. Поэтому поведением нонконформиста так же легко управлять, как и поведением - конформиста. Противоположностью конформизму и нонконформизму является самоопределение - избирательное отношение человека к любым влияниям собственной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимости от того, соответствуют ли они убеждениям человека, соответствуют ли они целям и задачам содержания деятельности группы.
Чем определяются взаимоотношения человека и группы? С одной стороны, стабильность группового существования влечет за собой унификацию, уподобление, схожесть индивидов, входящих в группу, т.е. группе присуще стремление к гомеостазису, к уравновешиванию своих компонентов - членов. С другой стороны, каждый член группы может рассматриваться как источник преобразования мнений других членов группы,  т.е. и меньшинство способно повлиять на большинство в группе, т.к. не только люди адаптируются к социальной среде, но и индивиды адаптируют социальную среду к своим взглядам.
При каких условиях меньшинство может преобразовать позицию большинства?  Сами по себе меньшинства могут быть разными:
1) меньшинство, чья позиция не отличается по существу от большинства, а лишь является более  радикальной;
2) позиция меньшинства противостоит позиции большинства. Для того чтобы меньшинство преобразовало мнение большинства, необходимо, чтобы меньшинство было принято в группе, входило в состав группы, а не отторгнуто, не изгнано из нее;
3)чтобы меньшинство имело возможность достаточно открыто высказать свою позицию. В этом случае происходит следующая динамика внутригрупповых влияний:
а)вначале у большинства складывается ощущение,  что "они" (меньшинство) - "ненормальные",
б)позже возникают сомнения, которые адресуются самой проблеме,  самому стимулу. Может, существуют причины, внешние объективные причины, которые заставляют "их" говорить "не то"?
в)позже этап сомнений в собственной позиции, т.е. пересмотр своих способностей адекватно определить правильный ответ. Вот этот социокогнитивный конфликт и порождает пересмотр мнения большинства в случае, если не  поступает реальное жизненное подтверждение правоты позиций большинства. Если же в данный момент поступает дополнительная информация о частичной неправильности позиции большинства, процесс пересмотра мнений с уклоном к позиции меньшинства происходит быстрее, причем даже не обязательно, чтобы правота позиции меньшинства была подтверждена вескими реальными аргументами. Если "меньшинство" получает официальную власть или  возможность широкой пропаганды своих мнений, процесс трансформации, изменения, позиции большинства происходит  интенсивнее. В случае, если меньшинство изгнано из группы или лишено возможности высказывать свою позицию, групповое мнение большинства долго лидирует в группе.
Распространенная форма социального влияния - повиновение, подчинение авторитету, подверженность человека влиянию лица с более высоким социальным статусом. Если исключить фактор опасности для человека получить неприятности от лица с более высоким статусом (в  этом случае человек в целям самозащиты стремится к минимизации неприятностей и наказаний для себя, выбирая стратегию подчинения), какие еще факторы могут усиливать тенденцию к подчинению? У людей могут быть два типа психологического состояния взаимодействия между людьми:
1)автономное состояние личности, чувство личной ответственности за все, что вокруг происходит,
2) человек представляет себя как занимающего определенную ступень в иерархической лестнице,  включенным в иерархическую систему, и потому полагает, что ответственность за его поведение несет индивид, который находится на более высокой ступени этой иерархии, - феномен "диффузии ответственности" или "атрибуции ответственности,  приписывания ее другому лицу, а не себе. Такая внутренняя позиция человека приводит к некритическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, занимающих более высокий социальный статус, даже если указания этих "высокопоставленных лиц" противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека.
Социально-психологические установки есть состояние  психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с  которыми он связан и которые социально значимы. Выделяют четыре функции установок: 
1)Функция приспособления - связана с необходимостью  обеспечить максимально благоприятное положение человека в социальной среде и поэтому человек приобретает положительные установки к  полезным,  положительным,  благоприятным для себя стимулам,  ситуациям, и отрицательные установки - к источникам неприятных отрицательных стимулов. 
2)Эгозащитная  функция установки связана с необходимостью поддержать внутреннюю устойчивость личности, вследствие чего человек приобретает отрицательную установку к тем лицам, действиям, которые могут послужить источником опасности для целостности личности. Если какое-то значимое лицо отрицательно оценивает нас, то это может привести к понижению самооценки, поэтому мы склонны выработать отрицательную установку к этому человеку. При этом источником отрицательной установки могут являться не сами по себе качества человека, а его отношение к нам.
3)Ценностно-выразительная функция  связана с потребностями в личностной устойчивости и заключается в том, что положительные установки, как правило, вырабатываются по отношению к представителям нашего личностного типа.
4)Функция организации мировоззрения: установки вырабатываются по отношению к тем или иным знаниям о мире; каждый человек имеет определенное представление о мире, часть из них - научные представления, часть - обыденные. Все эти знания образуют систему, т.е. система установок - это совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях. Но человек может встречаться с такими фактами и информацией, которые противоречат устоявшимся установкам. И функция таких установок  заключается  в  том,  чтобы не доверять или отторгать такие "опасные факты", к подобной "опасной" информации вырабатывается отрицательное эмоциональное отношение, недоверие, скепсис. По этой причине новые научные теории, новшества первоначально встречают отпор, непонимание, недоверие.
В процессе человеческого общения, социального взаимодействия установки преобразуются, т.к. в общении всегда есть элемент осознанного или неосознанного стремления повлиять на другого человека, изменить его установки. Но поскольку установки соединены между собой, образуют систему, то они не могут изменяться быстро. В этой системе есть установки, которые  находятся в центре с большим количеством связей - это центральные фокальные установки. И есть установки, которые находятся на периферии и имеют мало взаимосвязей, поэтому поддаются более легкому и быстрому изменению. В качестве фокальных установок выступают установки к знаниям, которые связаны с мировоззрением личности, с ее моральным кредо. Главная центральная установка - это установка к собственному "Я",  вокруг которой строится вся система установок, т.к. в процессе социализации мы всегда соотносим все значимые для нас явления с мыслью о себе, поэтому установка самооценки собственного "Я" оказывается в пересечении всех связей системы.  Для того чтобы изменить фокальную установку, надо фактически вырвать ее, а это подчас невозможно без разрушения всей целостности личности.  Поэтому изменение центральной установки происходит крайне редко и болезненно. Интенсивное изменение с положительной на отрицательную самооценку невозможно без нарушения целостности личности. Концепция своего "Я" чаще всего достаточно положительна, сильно отрицательное отношение к себе наблюдается главным  образом  у крайне невротичных людей.
В основе  системы установок лежат как когнитивные,  так и эмоциональные связи. Возможны обе ситуации: изменение эмоционального отношения влечет за собой изменение когнитивного значения установок и наоборот. Но все же исследования показали, что более надежным и быстрым методом изменения установок является изменение эмоционального  значения, отношения к той или иной проблеме.
Играет роль и количество поступившей информации - выявлена зависимость между вероятностью изменения установки и количеством информации об установке: небольшое количество информации не приводит к изменению установки, но по мере роста информации вероятность изменения повышается, правда до определенного предела, после которого вероятность изменения резко падает, т.е. очень большой объем информации, наоборот, может вызвать отторжение, недоверие, непонимание. Вероятность изменения установки зависит и от ее сбалансированности. Сбалансированные системы
установок, мнений человека характеризуются психологической совместимостью, поэтому с большим трудом поддаются воздействию, чем несбалансированные системы, которые и сами по себе склонны к разрыву.
Человек, как правило, стремится избегать информации, которая способна вызвать когнитивный диссонанс - несоответствие между установками или несоответствие между установками и реальным поведением человека.
В случае сбалансированной системы установок речевое воздействие другого человека или группы действует по  принципу ассимиляционного контрастного действия: т.е.  если у человека есть твердые сбалансированные мнения,  установки, которые отличаются от мнения оратора, то после речи оратора эти убеждения еще более отличаются от позиции оратора т.е. имеет место контрастный эффект. Если мнения человека близки к мнению оратора, то после его речи они еще более приблизились к позиции оратора, т.е. происходит ассимиляция, объединение мнений. Чем ближе установки аудитории к мнению оратора, тем более это мнение оценивается аудиторией как объективное и беспристрастное. Люди, которые занимают крайние позиции, менее склонны менять свои установки, чем люди с умеренными воззрениями.  У человека существует система селекции (отбора) информации на ряде уровней:
1)на уровне внимания (внимание направляется туда, что интересует, соответствует взглядам человека);
2)отбор на уровне восприятия (так, даже восприятие, понимание юмористических картинок зависит от установок человека);
3)отбор на уровне памяти (запоминается то, что совпадает, приемлемо интересам и взглядам человека).
В результате этого трехэтапного процесса отбора информации очень трудно переубеждать людей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.