Основы государственного права Республики Беларусь
Конституция Республики Беларусь; основы конституционного строя;
В Республике Беларусь в послеперестроечный период принято уже две конституции. Конституция Белоруссии от 15 марта 1994 г. явилась отражением официального проекта Конституции Российской Федерации. Если сравнивать эти документы, мы увидим сходство как по структуре, так и по содержанию. Вторая Конституция Белоруссии от 24 ноября 1996 г., подобно ныне действующей Конституции России, моделирует сильную президентскую власть. Следует также отметить, что Конституция Белоруссии 1996 г. была принята на референдуме.
Конституция Белоруссии представляет собой документ, стоящий в ряду прогрессивных конституций XX века. Конституция 1996 г. удовлетворяет международным требованиям, предъявляемым в рамках таких авторитетных международных организаций, как ООН, Европейский Союз, Совет Европы.
Дальнейшее развитие конституционного законодательства Белоруссии будет происходить с учетом того, что создано два новых интеграционных объединения в рамках СНГ: Союз двух и Таможенный Союз пяти.
Конституция состоит из преамбулы и 9 разделов: Основы конституционного строя; Личность, общество, государство; Избирательная система. Референдум; Президент, парламент, Правительство, Суд; Местное управление и самоуправление; Прокуратура, Комитет государственного контроля; Финансово-кредитная система Республики Беларусь. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения; Заключительные и переходные положения.
Территория Республики является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета (ст. 9). Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику (ст. 1).
Государственная и общественная жизнь в Республике строится на основе политического плюрализма, при котором демократия осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Граждане свободны в выборе идеологии. Конституция запрещает создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (ст. 5). Указанное положение ни в коей мере не принижает демократического значения Конституции.
Формально Конституция исходит из доктрины разделения властей: "Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга" (ст. 6). Таким образом, доктрина разделения властей закреплена в ее классическом варианте баланса сдержек и противовесов. Однако, как будет видно из последующего анализа, в Конституции баланс смещен в сторону исполнительной власти. Полномочия Президента несколько шире полномочий других ветвей власти.
Конституция предусматривает принцип верховенства права (ст. 7) и ее собственный примат: "Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы". В отношении международно-правовых договоров и соглашений это означает, что не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Но вместе с тем Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8).
Конституция закрепляет следующие гражданские (личные) права и свободы человека: право на жизнь, личную свободу и неприкосновенность, на частную жизнь; право на личную и частную Ц тайну, неприкосновенность жилища; свободное определение национальности, свободу передвижения, выезда за рубеж и возвращения на родину; свободу вероисповедания; тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений; право на защиту чести и достоинства; право на свободу мысли, слова, убеждений и свободное их выражение.
Смертная казнь в Белоруссии до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда (ст. 24). Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста. Воспрещены в соответствии с Конституцией пытки, жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание (ст. 25). В ст. 26 Конституции закрепляется презумпция невиновности. "Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Сената. Также восемь членов назначаются Президентом.
Срок полномочий парламента - четыре года. Полномочия парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны (ст. 93).
Право законодательной инициативы в Белоруссии принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек (ст. 99).
Основы правового статуса личности; Президент.
Исполнение всех указанных прав и свобод гарантируется рядом правовых инструментов. Так, монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются (ст. 33). Однако пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.
В соответствии с международными документами Конституция предусматривает следующие социально-экономические права и свободы человека и гражданина: право собственности, свободу предпринимательской деятельности, свободу распоряжения своими профессиональными способностями; право на безопасные условия труда; свободу воспитания, творчества и интеллектуальной деятельности; право на образование, на участие в культурной жизни; право на отдых, охрану здоровья, поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, на социальное обеспечение в старости и по случаю болезни, защиту от безработицы; право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.
Конституция закрепляет такие принципы избирательной системы, как свободный характер выборов; всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании; гласность; участие общественности в организации и проведении выборов; сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательной системы; преимущественно государственное финансирование выборов.
Выдвижение кандидатуры Президента в Белоруссии должно быть поддержано общественностью: кандидатура на пост Президента может быть предложена гражданами Республики при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. При выборах Президента устанавливается, как и в других государствах Содружества, целый ряд цензов. Кандидат должен быть гражданином Республики (гражданином по рождению, а не натурализованным); устанавливается ценз оседлости (кандидат должен постоянно проживать на территории Республики к моменту избрания Президентом не менее 10 лет); предусмотрен минимальный возрастной ценз в 35 лет.
Как уже отмечалось, полномочия Президента чрезвычайно широки. Президент не подотчетен парламенту. Как глава государства он выступает гарантом национальной безопасности, независимости, единства и территориальной целостности страны, международных соглашений государства, олицетворением национального единства, Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Республики. Статья 84 предусматривает 30 основополагающих и весьма конкретных полномочий Президента: назначение очередных и внеочередных выборов в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; роспуск палаты в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, назначение шести членов Центральной комиссии Республики по выборам и проведению республиканских референдумов; Президент образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики, другие органы государственного управления; с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра; определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов, с согласия Сената назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь и т. д.
Президент не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.
Глава 4 "Парламент - Национальное собрание" разд. IV Конституции определяет статус Национального собрания Республики Беларусь.
Как и в других государствах Содружества, парламент Белоруссии является постоянно работающим органом. Основная форма его деятельности - сессия, которая складывается из пленарных заседаний парламента, заседаний палат, постоянных комиссий. Сессия продолжается в течение всего срока полномочий парламента. Предусмотрено проведение очередных и чрезвычайных, открытых и закрытых заседаний парламента.
Парламент Белоруссии состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Центральный орган государственного управления Республики Беларусь - это Правительство. Интересно для суперпрезидентской республики определение подотчетности Правительства. Оно в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед парламентом (ст. 106).
Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов (ст. 106). В данном случае мы опять сталкиваемся с распределением полномочий с явным уклоном в пользу Президента. В пределах своих полномочий Правительство организует исполнение законов, осуществляет координацию и систематический контроль за деятельностью нижестоящих органов исполнительной власти. Компетенция Правительства, как и в других странах Содружества, определяется по остаточному принципу. Правительство решает все вопросы государственного управления, за исключением распорядительных и контрольных полномочий, отнесенных Конституцией к компетенции Президента Республики и парламента.