Основы государственного права Таджикистана
Конституция Таджикистана; основы конституционного строя; основы правового статуса личности;
Принятие ныне действующей Конституции Республики Таджикистан явилось важным событием в жизни нашей страны, так как Конституция закрепила ее новый государственно-правовой статус как суверенного демократического государства.
Конституция Таджикистана рождалась в условиях, когда в Республике прилагались усилия для стабилизации ее экономики, для более полного восприятия демократических норм и других достижений мировой цивилизации.
На основе Конституции развертывается процесс формирования народа как целостности, утверждаются государственность, рыночные отношения. В ней определены задачи, стоящие перед государством, заложены основы правовой системы государства, сформулированы основополагающие принципы, в соответствии с ; которыми складывается политическое единство общества, преодолеваются конфликты, строится вся политическая, государственная деятельность, закладываются основы законности и правопорядка.
Содержание любой конституции, естественно, не ограничивается установлением основ государственного строя. Оно охватывает широкий круг вопросов собственности, семейные отношения, образование, деятельность социальных групп и т. д.
Как Основной Закон Конституция является прежде всего признаком государственности. Она - источник государственного права Республики Таджикистан и закрепляет в законодательном порядке результаты общественно-экономического развития Республики, ее общественное и государственное устройство, взаимоотношения и полномочия высших органов власти, основы организации государственного управления и судебной системы, основные принципы избирательного права и правовое положение граждан.
В иерархии законодательных и административных актов государства Конституция занимает особое положение. Как акт высшей юридической силы она является фундаментом для законодательства Республики. Все остальные законодательные акты должны соответствовать ее нормам. Конституция - своего рода "закон для законов".
Конституция Республики Таджикистан - не результат копирования других конституций. Она вобрала в себя лучшее, что дала история конституционализма в развитых странах мира, международный опыт развития демократии, особенно в сфере защиты прав и свобод граждан.
Принятием в 1994 г. Конституции Таджикистана завершился период перехода Республики от советской эры к эре суверенного, самостоятельного развития. Ее нормы и положения отражают современный этап социально-экономической и политической жизни Таджикистана как неотъемлемой части мирового сообщества. Международные правовые акты, признанные Таджикистаном, являются составной частью его правовой системы.
Будучи Основным Законом государства, Конституция одновременно выступает в качестве Основного Закона общества, принятого народом, определяющего пределы государственной власти и гарантирующего демократическое развитие
Маджлис Оли: структура, компетенция, основания и порядок прекращения деятельности; Президент Таджикистана; Правительство;
Правовое государство является и формой рационализации государственной жизни. Распределение компетенции между ветвями власти способствует эффективному выполнению государственных задач и является основным условием свободного политического процесса и развития демократии. Правовое государство - гарант стабильности общества и условие его прогрессивного развития.
Провозгласив республиканскую форму правления, Конституция Таджикистана в качестве изначального принципа отношений между центральными властными органами избрала принцип разделения властей, предоставила возможность каждому из государственных органов - парламенту, Президенту, Правительству, судам - действовать самостоятельно. Одновременно положения Конституции направлены на то, чтобы предотвратить усиление одной из ветвей власти за счет другой, воспрепятствовать одной части государственной системы действовать вопреки действиям других. Эти положения идентичны Конституции Российской Федерации: "Соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти, создает питательную среду для установления в стране диктаторского политического режима".
Принцип разделения властей выражается, в частности, в раздельном и последовательном определении правового статуса каждой из трех ветвей власти. Их взаимодействие осуществляется не с помощью "охраны границ" их компетенции, а путем основанного на законе проникновения в сферу деятельности другой ветви. Обязательное участие одной ветви власти на определенной стадии в деятельности другой предоставляет ей возможность предупреждать нарушения своих прав. Система сдержек и противовесов при этом подразумевает уравновешивание властями друг друга в процессе деятельности государственных органов при условии, что это равновесие заложено в их правовом статусе.
Преамбула Конституции Республики Таджикистан содержит, во-первых, указание на то, что народ, который своей коллективной волей принимает ее, осознает свой долг и свою ответственность перед прошлыми, настоящим и будущими поколениями. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и защиты.
Конституция провозглашает, что единственным носителем суверенитета (властного верховенства) и единственным источником государственной власти в стране является народ Таджикистана. Это означает, что все конституционные правомочия государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) в Республике исходят от народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через своих представителей путем волеизъявления граждан в форме всеобщего голосования (референдума) и избрания органов, действующих по поручению народа, представляющих его. Ими являются избираемые народом такие коллегиальные органы государственной власти, как Маджлиси Оли, органы местного самоуправления, а также Президент Республики. Конституционной может быть признана только такая власть, органы которой, порядок их создания, правомочия, деятельность не только прямо определены Конституцией и основанными на ней законами, но и на практике соответствуют конституционным требованиям. Конституция Республики Таджикистан запрещает присвоение, узурпацию власти и устанавливает, что такие действия влекут за собою преследования по закону (ст. 6). Конкретные формы ответственности за такие преступления определены Уголовным кодексом Республики Таджикистан, например ст. 67 УК, предусматривающей наказание за публичные призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя.
Одно из главных условий конституционного строя - господство права и закона. Соединение права с государством есть одно из величайших явлений всемирной истории.
Конституция Республики Таджикистан отстаивает и реализует принцип политического и идеологического плюрализма, означающий право каждого человека или группы людей и их объединений свободно разрабатывать свои теории, взгляды и идеи политического, экономического, правового и иного характера, распространять и защищать их
Судебная системе; конституционный контроль; правовой статус Горно-Бадахшанской автономной области.
Признание политического и идеологического многообразия означает запрещение признания какой-либо идеологии государственной. В целесообразности и справедливости недопущения господства какой-либо одной идеологии убеждает опыт стран, где такое господство имело место и было связано с подавлением интересов больших социальных групп, прав и свобод личности и резко снижало эффективность всей общественной и государственной системы.
В Конституции установлено равенство общественных объединений перед законом, что исключает возможность создания однопартийной системы, не допускающей существования других политических партий и подчиняющей своему господству иные общественные объединения. Исключается и возможность возникновения системы, замаскированной фиктивным плюрализмом с помощью создания, наряду с монопольной партией, марионеточных псевдопартий и общественных объединений.
Деятельность общественных объединений в Таджикистане регулируется Конституцией, Законом "Об общественных объединениях" от 12 декабря 1990 г. и другими нормативными актами.
Равноправие общественных объединений выражается в равенстве требований Закона к уставам этих объединений, их задачам, структуре, территориальной сфере деятельности, условиям и порядку приема членов, выходу из их состава, порядку образования руководящих органов и их полномочиям, источникам денежных средств и иного имущества, порядку их создания, регистрации, приостановления деятельности и ликвидации.
Равноправие общественных объединений распространяется также на их права и обязанности при выборах в государственные органы, учреждении средств массовой информации, создании в уставных целях предприятий, в издательской деятельности и т. д.
Современному мировому конституционному опыту соответствует закрепление в Основном Законе экономических основ конституционного строя Таджикистана. Конституция признает равноправие разнообразных форм собственности (ст. 12), в том числе частной, гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности.
Переход к рыночной экономике одновременно означает переход от государственной собственности к реальной частной собственности, характеризуемой исключительным, абсолютным и общественно признанным правом на владение, пользование и распоряжение объектом частной собственности со стороны субъекта, гражданина. Вместе с тем особенностью ст. 12 является отсутствие в ней какого-либо общего определения понятия собственности, поскольку содержание права собственности раскрывается в полном объеме в современном трудовом, гражданском, земельном, административном, жилищном и ином законодательстве.
Правовая охрана всех форм собственности сейчас заменила усиленную охрану государственной и фактически государственной (колхозно-кооперативной и т. п.) собственности и ослабленную защиту личной собственности граждан. Важный конституционный принцип закреплен в ст. 13, которая устанавливает, что земля, ее недра, вода, воздушное пространство, животный и растительный мир, природные ресурсы находятся в исключительной собственности государства и что государство гарантирует эффективное их использование в интересах народа. Этот принцип отличен от принципа, закрепленного в Конституции Российской Федерации, которая признает, что "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности" (ст. 9 Конституции РФ).