Государственное право России
Конституция РФ (общая характеристика); конституционный строй; основы правового статуса личности;
Подготовка проекта новой Конституции началась летом 1990 г., сразу же после избрания Съездом народных депутатов Конституционной комиссии, В многочисленной по своему составу Конституционной комиссии (более 100 человек) активно работали около двух десятков депутатов и экспертов рабочей группы. Первые варианты проекта были подготовлены рабочей группой в течение двух месяцев и предполагали радикальное федеративное переустройство: Россия представлялась как Федерация в составе 15-25 республик (в одном из вариантов они назывались землями по примеру ФРГ). Такие укрупненные субъекты Федерации намечалось образовать путем слияния существующих 89 краев, областей и автономных образований. Проектировалась также возможность существования федеральных территорий, которые могли в будущем приобрести статус республики. Столь радикальный подход к федеративному устройству России встретил решительное сопротивление со стороны широкой общественности, депутатов и особенно региональных политических элит, представляющих последствия, а лидеры "Выбора России", хотя и отмечали отдельные недостатки проекта, убеждали избирателей в необходимости его принятия для укрепления политической стабильности в стране. В целом общественное мнение склонялось к выводу, что лучше иметь предлагаемую Конституцию, чем не иметь никакой. Неопределенность в государственной власти всегда рядом со смутой, что, естественно, рождает тревогу у простых людей.
В Основном Законе нашли воплощение и новые подходы к формированию подлинно федеративных отношений, обеспечивается юридическая база равноправия субъектов Российской Федерации, их самостоятельности на основе разграничения полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации. Многие отрасли законодательства перестали быть лишь прерогативой федеральной власти. В соответствии со ст. 72 Конституции административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное и ряд других отраслей законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Такое положение создает новый облик правовой системы федеративного государства. Право издавать свои законы получили все 89 субъектов Федерации, раньше такую возможность имели только автономные республики. На практике реализация законодательных полномочий всеми республиками, краями, областями, автономными округами превратилась в мощный поток законов (особенно в сферах, не урегулированных федеральным законодательством), что при определенных обстоятельствах может негативно отразиться на устоях Российского государства. Для предотвращения такой опасности Конституция устанавливает четкую иерархию законов в зависимости от компетенции носителей власти. Во-первых, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Во-вторых, вне пределов полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов каждая республика, край, область, округ осуществляет собственное правовое регулирование. В случае противоречий между федеральным законом и актом, изданным субъектом Федерации в рамках своих прерогатив, действует правовой акт субъекта Федерации (ст. 76). Исследователи российской Конституции обнаружат и другие интересные изменения регламентации федеративных отношений.
Прежде всего, отметим, что Конституция РФ закрепила асимметричную Федерацию. Согласно Конституции (ст. 5) республики в составе России признаются государствами, а другие виды субъектов РФ (края, области) такого статуса не имеют. В этом смысле идея конституционного равноправия субъектов Федерации пока не доведена до конца и по-прежнему остается актуальной политической проблемой.
Федеративное устройство; Федеральное собрание - Парламент страны;
В основу организации государственной власти положена модель республики президентского типа, при которой полномочия законодательного органа не столь значительны, как в государстве с парламентской формой правления. Основной Закон знаменует новый этап в развитии государственных институтов: от всевластия Советов народных депутатов к построению системы государственной власти на основе принципа разделения властей.
Конституция институирует Федеральное Собрание как парламент, т. е. представительный орган государственной власти, осуществляющий законодательную власть, Президента как главу государства, обладающего необходимыми полномочиями по обеспечению суверенитета и государственной целостности Российской Федерации, согласованного функционирования государственных органов, Правительство как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, и суды, обладающие исключительным правом осуществлять правосудие в Российской Федерации. Включение в гл. 7 Конституции "Судебная власть" прокуратуры (ст. 129) нельзя квалифицировать в качестве присвоения этому органу функций судебной власти.
Несмотря на сложное экономическое положение в государстве (затяжной экономический кризис), избранная конституционная модель власти оказалась достаточно жизнестойкой. В стране постепенно складывается стабильный (хотя и относительный) конституционный порядок. За прошедшие 5 лет сформировались все основные государственные институты, включая Уполномоченного по правам человека, назначение на должность которого было осуществлено Государственной Думой в 1998 г. В 1995-1996 гг. на федеральном уровне прошли парламентские и президентские выборы. Практически во всех субъектах Российской Федерации путем демократических свободных выборов сформированы законодательные (представительные) госорганы и органы местного самоуправления, избраны главы администраций.
Разделение властей действительно становится ведущим началом организации государственной власти, однако от фиксирования конституционного принципа до достижения адекватного потребностям демократического развития баланса властей по-прежнему "дистанция огромного размера". Суть власти видится в новых реалиях. Главное значение имеют не выборы главы государства, а его полномочия, особенно по отношению к парламенту и исполнительной власти. Именно здесь проходит рубеж между сторонниками и противниками разных подходов к организации государственной власти. В России на начальном этапе (1991 г.) институт Президента был предназначен главным образом для укрепления единства и повышения эффективности исполнительной власти. Проведение конституционных преобразований в декабре 1993 г., хотя и не опровергло эту идею, но принципиально изменило статус Президента. По-прежнему Президент обладает всеми необходимыми полномочиями в отношении исполнительной власти, в том числе по определению основных направлений ее деятельности, формированию состава Правительства и федеральных исполнительных органов. Но остается главный вопрос: кем является Президент? Либо он - центр системы федеральных органов власти, руководитель, стоящий над ними и координирующий их деятельность, тогда мы имеем дело с единоличным (авторитарным) режимом правления.
Судебная система; конституционный контроль; местное самоуправление.
Конституция как Основной Закон стала реальностью, то можно утверждать о поступательном движении России к правовому государству. Одним из подтверждений тому является активная деятельность Конституционного Суда по разрешению дел, связанных с применением и толкованием Конституции, оценкой соответствия законов, указов и актов исполнительной власти Федерации и ее субъектов Основному Закону России. Многочисленные решения федеральных судов свидетельствуют о реальном действии Конституции. Никогда ранее мы не сталкивались в судебной практике со столь активным применением судами норм Конституции как норм прямого действия. Но для простых людей Основной Закон пока еще не стал жизненной реальностью. Миллионам российских граждан, не получающим месяцами заработную плату, не имеющим перспектив улучшить материальные условия, действующая Конституция представляется абстрактным, формально-правовым документом. Во всяком случае не тем документом, который каким-либо образом гарантирует их социально-экономические права.
Вместе с тем Конституция выступает мощным организационным фактором законотворчества. Она стала неким катализатором обновления российской правовой системы, развития всех отраслей законодательства. Именно ей обязаны своим появлением многие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации. Конституция содержит более семидесяти отсылок (а с учетом положений ст. 71-72 вдвое больше) к федеральным законам, то есть предусматривает обширную программу законотворческих работ. Ее реализация требует принятия десятков федеральных законов и многих подзаконных актов.
Таким образом, действие Конституции можно оценить по-разному. "Сегодня, - полагает С. Авакьян, - мы имеем основания сказать: каждое положение Конституции претворяется. То есть по крайней мере у общества есть такое достижение, как отсутствие невостребованных конституционных положений. Если Конституция говорит, что в России есть плюрализм форм собственности, многообразие видов экономической деятельности, это существует. Если Конституция установила, что есть институты законодательной, исполнительной и судебной власти, они также имеются и функционируют. Если записан в Конституции широкий круг прав и свобод, они реализуются. Формально-правовой аспект изучения Конституции - это лишь первая (начальная) ступень ее познания, но не более того. Такой подход явно недостаточен для объективной оценки ее содержания. Только сопоставление (соотнесение) каждого принципа, каждого положения Основного Закона государства с реальными институтами государства и гражданского общества, динамикой уровня жизни населения, гарантиями прав и свобод личности, состоянием законности и правопорядка может помочь исследователю сделать обоснованные выводы о фактическом действии Конституции и ее воплощении в данном государстве. Подчеркивание достоинств ее норм в отрыве от политической реальности вообще представляется некорректным как в правовом, так и в "житейском" отношении. С этой точки зрения не следует воспринимать Конституцию исключительно исходя из ее положений, как бы актуально они ни звучали. Более объективной и позитивной представляется реальная конституционная практика.
В этом смысле теория и практика Конституции представляются как две стороны одной медали. Для движения к правовому государству многое зависит от интерпретации Конституции, ее толкования судебными органами. От объективного и адекватного соотношения формального и фактического в Конституции зависят ее определяющее влияние на политическую жизнь, приспособление к меняющейся социально-политической ситуации либо, напротив, консервация устаревших, тормозящих развитие общества конституционных положений. Думается, что в будущем прочтение российской Конституции может быть совершенно иным, чем в настоящее время. А пока актуален более радикальный путь ее совершенствования - пересмотр тех положений, которые не отвечают потребностям общественного развития.