Понятие конституционно-правового статуса личности в зарубежных странах: определение, элементы, соотношение с гражданством и подданством.
Власть состоит прежде всего в том, чтобы обязывать людей, а ее назначением является осуществление и защита сложившихся представлений о прогрессе, об обществе и человеке, об их роли и взаимоотношениях. Власть существует и дает результаты лишь при условии, если обязывающие требования относительно согласуются, совпадают с реальным поведением людей.
Следовательно, регулирование статуса человека, его правового положения составляет такую функцию государственного права, которая имеет исключительное, если не решающее значение.
Государственное право, во-первых, непосредственно регулирует статус личности в той его части, которая затрагивает политические отношения. Во-вторых, оно определяет основы правового положения человека, оставляя подробности на долю специальных отраслей права.
Государственно-правовой статус личности - явление неоднородное. Оно образуется из нескольких составляющих. Содержание государственно-правового статуса личности определяют:
-гражданство либо иные разновидности политико-правовой связи между человеком и субъектом политической власти;
Правосубъектность. Для того чтобы быть субъектом правооттношений, необходимо, чтобы лицо было правоспособным, то есть способным иметь определенный объем прав, свобод и обязанностей. Чтобы лицо участвовало в правоотношениях и самостоятельно совершало юридически значимые действия, должна быть признана его способность к такому поведению, то есть дееспособность. Правосубъектность означает, что лицо является не предметом, в котором заинтересовано государство, не объектом власти, а участником правоотношений.
Каждый участвует в правоотношениях, если он не находится в личной (рабской) зависимости. Правосубъектность не связана напрямую с гражданством лица, хотя гражданство влияет на объем правоспособности. Так, ст. 3 Американской конвенции о правах человека от 22 ноября 1969 г. устанавливает, что "каждый человек имеет право на признание его правосубъектности." Иными словами, не только граждане вправе требовать Признания своей юридической личности;
- принципы государственно-правового регулирования статуса человека;
- права, свободы, обязанности и запреты, с которыми связано юридически значимое поведение людей;
- гарантии прав и свобод человека.
Гражданство есть комплексное, устойчивое правоотношение с участием человека и государства, непосредственно определяющее правовое состояние личности, границы правосубъектности, состав прав и свобод, которыми может лицо воспользоваться, а также обязанности сторон по данному правоотношению.
Важно заметить, что гражданство нельзя определять как "принадлежность" человека государству. Даже с формальной стороны это определение не является достоверным. Как бы ни был стеснен в своих правах человек, в общении с государством он все же считается субъектом, на которого можно хотя бы возлагать обязанности, не говоря уже о том, что лицо обладает и некоторой свободой. За объектом, принадлежащим государству, нельзя не только признать права, но и принципиально невозможно обязывать его. Какой бы неравноправной ни была эта политико-правовая связь, все же гражданство в любых обстоятельствах является правоотношением, а не отношением владельца к своей собственности.
Покровительство и иные преимущества, связанные с гражданством, правовое состояние гражданина как таковые составляют предмет правопритязаний: "Каждый человек имеет право на гражданство государства, на территории которого он родился, если только он не имеет права на какое-либо другое гражданство" (ст. 20 Американской конвенции о правах человека); "Ребенок... с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства". (ст.7 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.)
Участие в этой политико-правовой связи, то есть обладание гражданством, влечет многочисленные правовые последствия как для лица, являющегося гражданином, так и для государства:
При демократических режимах в содержании гражданства взаимность прав и обязанностей государства и личности более заметна. Государства обязаны оказывать покровительство своим гражданам, защищать их жизнь и имущество, возможно - заботиться об их благополучии. Гражданство ставит запрет на выдачу лица другому государству, его высылки - "ни один швейцарский уроженец не может быть выслан за пределы территории Союза или кантона..." (ст. 44 Конституции Швейцарского Союза).
Государство может быть привлечено к ответственности, если нарушает свои обязанности, вытекающие из отношений гражданства, - государственные органы терпят различные видь{ политической ответственности, а прямые нарушения могут быть законно оспорены. Например, Германское государство признает свою ответственность за нарушения прав, совершенные его служащими в отношении лиц (ст. 34 Основного закона).