Основы государственного права Украины
Общие положения устройства государства и общества; основы правового статуса личности. Конституционный процесс, результатом которого стало принятие Конституции 1996 года и прекращение правовой анархии, продолжался в Украине шесть лет, намного дольше, чем в других независимых государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР. Начало этому процессу официально положила Декларация о государственном суверенитете Украины, провозглашенная Верховной Радой 16 июля 1990 г. В этом документе не только имелись наметки организации власти в Украине, ее экономического и социального устройства, но и устанавливалось, что Декларация является "основой для новой Конституции, законов Украины и определяет позиции Республики при заключении международных договоров".
24 октября 1990 г. Верховная Рада Украинской ССР приняла постановление "О Комиссии по разработке новой Конституции Украинской ССР". Комиссия подготовила Концепцию новой Конституции, которая на сессии была одобрена Верховной Радой 19 июля 1991 г. и опубликована в прессе. Эта Концепция, а также Акт провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 г., одобренный всеукраинским референдумом 1 декабря 1991 г., стали основой для подготовки новой Конституции Украины.
Конституционная комиссия последовательно подготовила три проекта Конституции Украины: в редакции от 1 июля 1992 г., 27 мая и 26 октября 1993 г. После этого конституционный процесс затормозился, поскольку Украина была втянута в досрочные выборы сначала - в марте 1994 г. - Верховной Рады Украины, а затем - в июне 1994 г. - Президента Украины.
Можно утверждать, что каждый из проектов, подготовленных Конституционной комиссией и гос. аппаратом, по своему содержанию, политической направленности, соответствию мировым конституционным стандартам имел все основания для того, чтобы при соответствующей доработке претендовать всех трех ветвей государственной власти.
Все это приводило к углублению противостояния в верхних эшелонах государственной власти.
Утратив надежду на скорое принятие новой Конституции, которая обеспечила бы четкое распределение функциональных полномочий между органами законодательной и исполнительной власти и проведение рыночных преобразований, Президент Украины, используя свое право законодательной инициативы, 2 декабря 1994 г. внес в Верховную Раду законопроект под названием "Конституционный закон Украины о государственной власти и местном самоуправлении в Украине". Этот законопроект был направлен на то, чтобы прежде всего урегулировать отношения между законодательной и исполнительной властью, четко определить полномочия каждой из них, предусмотреть механизм взаимного контроля, применения в Украине норм международных пактов о правах человека.
Конституция Украины 1996 г. принята Верховной Радой Украины от имени украинского народа - граждан Украины всех национальностей, - являющегося носителем суверенитета и единственным источником легитимной власти в стране с демократическим режимом, носителем национального суверенитета. Его исключительное право определять и изменять конституционный строй не может быть узурпировано ни государством, ни его органами и должностными лицами, а также никем другим, в том числе и никакими политическими партиями. Закрепляя это положение, Конституция устанавливает особый порядок внесения в ее текст изменений и дополнений, некоторые из них подлежат утверждению на референдуме.
В отличие от прежних конституций Украины, закреплявших примат государства над гражданином, обществом в целом, новая Конституция основывается на примате личности, прав и свобод человека. Именно права и свободы человека и их гарантии должны определять содержание и направление деятельности государства.
Основополагающими принципами Конституции Украины наряду с признанием человека, его жизни и здоровья, чести и достоинства, неприкосновенности и безопасности наивысшей социальной ценностью являются также принципы верховенства права и осуществления государственной власти на основе ее деления на законодательную, исполнительную и судебную.
Именно принцип верховенства права наполняет реальным содержанием закрепленное в Конституции положение о том, что Украина является правовым государством, то есть государством, которое подчиняется праву, а не манипулирует им в угоду определенным политическим силам. Ведь на протяжении многих лет в Украине, как и в СССР в целом, культивировался постулат, в соответствии с которым право - это инструмент в руках партии и государства для переустройства, в том числе и принудительного, общественных отношений. Видимо, это не учитывалось критиками принципа верховенства права, предлагавшими заменить его в проекте Конституции принципом верховенства закона, то есть верховенства тех норм, которые исходят от государства, а не тех, которые и государство должно соблюдать. Речь идет не только о правах и свободах человека, являющихся неотчуждаемыми и нерушимыми, но и о тех международных обязательствах, которые Украина взяла на себя, заключая международные договоры с другими государствами или присоединяясь к соответствующим международным пактам.
Если же говорить о позитивном праве, то в этой системе Конституция Украины действительно имеет наивысшую силу: законы и иные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе Конституции и отвечать ей. Подкрепляется это положение и зафиксированным в Конституции правилом о прямом действии
Президент; Верховная Рада; Кабинет Министров: состав, компетенция, основания прекращения деятельности.
В Украине вопрос о реформе государственной власти встал сразу же после принятия Верховной Радой Украинской ССР Декларации о государственном суверенитете Украины. В ней впервые было провозглашено, что "государственная власть в Республике осуществляется по принципу ее деления на законодательную, исполнительную и судебную".
Как известно, в советское время идея деления властей объявлялась буржуазной, противоречащей принципу народовластия. Конституция Украинской ССР устанавливала, что "вся власть в Украинской ССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, которые составляют политическую основу Украинской ССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подчинены Советам народных депутатов", а также что "Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного, социального и культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь".
Понятно, что при таких условиях ни о каком разделении властей не могло быть и речи. И поэтому провозглашение в Декларации о государственном суверенитете Украины принципа разделения властей обусловливало необходимость проведения коренной реформы в деятельности органов государственной власти и государственного управления.
Президиум Верховной Рады, который по Конституции 1978 г. пользовался правом принимать указы о внесении изменений и дополнений в действующие законодательные акты с последующим вынесением их на утверждение очередной сессии Верховной Рады Украины, утратил право принимать нормативные акты.
По Конституции 1996 г. единственным органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины.
В процессе подготовки и обсуждения проекта Конституции Украины вопрос о наименовании парламента и его структуре вызывал широкую дискуссию. Проект Конституции в редакции от 11 марта 1996 г., одобренный Конституционной комиссией и внесенный в Верховную Раду, предусматривал учреждение в качестве законодательного органа двухпалатного Национального собрания Украины. Однако Верховная Рада, приступив к обсуждению проекта, отвергла обе эти новеллы, сохранив и прежнее наименование, и прежнюю структуру парламента Украины.
Определение Верховной Рады в качестве единственного органа законодательной власти означает, что только она может осуществить законодательную функцию в государстве. Акты всех других органов государственной власти - Президента, правительства - могут издаваться лишь на основе и во исполнение Конституции и законов Украины, то есть являются подзаконными.
Судебная система, Конституционный Суд Украины; местное самоуправление; правовой статус республики Крым.
Последовательная реализация принципа разделения властей предполагает формирование независимой (в том числе и финансово) судебной власти. Эта ветвь власти не только должна быть равной двум другим ветвям - законодательной и исполнительной - но в определенном смысле стоять над ними, поскольку именно она наделяется функцией контроля как за конституционностью законов, так и за правильностью их применения.
На протяжении всей истории Украины, входившей в состав Союза ССР, суд рассматривался преимущественно как карательный орган. Таковым было отношение к нему и у населения. Переход к рынку, связанный с ростом числа субъектов предпринимательской деятельности, усложнением многообразных хозяйственных связей, потребовал не только переориентации деятельности судов, но и утверждения у граждан четкого представления, что только суд призван решать вопросы о праве, только он способен реально защитить права человека, его честь и достоинство, его законные интересы. Закрепление в Конституции положения о том, что гражданам гарантируется право на непосредственное обращение в суд для защиты своих конституционных прав и свобод, намного повышает авторитет суда в глазах населения, способствует изменению их отношения к этому органу государства.
Дальнейшему росту роли и влияния судов на жизнь общества, их подлинной независимости призвана содействовать и проводимая в стране на основе конституции судебно-правовая реформа.
Конституция запрещает влияние на судей любым способом. Включение в Основной Закон такого положения было своеобразной реакцией на те ситуации, когда судьба многих, в том числе и уголовных, дел решалась вне стен суда, когда "телефонное право" заменяло закон. К сожалению, до конца преодолеть попытки оказывать давление на суд еще не удалось.
Конституция 1996 г. закрепляет положение, в соответствии с которым правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций иными органами или должностными лицами не допускается. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в Украине. Конституция устанавливает, что судопроизводство осуществляется Конституционным Судом и судами общей юрисдикции. Конституционному Суду посвящен специальный раздел Основного Закона, определяющий место этого суда в общей судебной системе, круг вопросов, подлежащих рассмотрению в нем, а также круг органов и лиц, пользующихся правом обращения в Конституционный Суд.