Содружество независимых государств - новое региональное сообщество в Евразии.
В составе Содружества государства-участники подразделяются на три вида: государства-учредители, государства-члены и государства - ассоциированные члены.
Государствами-учредителями являются государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г.1 и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ. Государствами-членами являются государства, которые приняли на себя уставные обязательства в течение года после его принятия. Членом Содружества может стать любое государство, которое разделяет цели и принципы СНГ и принимает на себя обязательства, содержащиеся в его Уставе. Для оформления членства необходимо согласие всех стран - членов СНГ, а не только одностороннее желание.
Присоединение к Содружеству на правах ассоциированного члена требует решения Совета глав государств - высшего органа Содружества. При этом форма участия ассоциированного члена предусматривается соглашением об ассоциированном членстве.
В СНГ членство свободное, поскольку члены имеют право на свободный выход в одностороннем порядке из состава Содружества с соблюдением определенных процедур, например письменное уведомление депозитария (хранителя) Устава СНГ (Правительство Республики Беларусь) за 12 месяцев до выхода и т. п.
С вступлением в СНГ государства-участники добровольно принимают на себя определенные обязательства. Систематические нарушения государством Устава СНГ своих обязательств по соглашениям в рамках СНГ рассматриваются Советом глав государств.
Цели и задачи формирования и развития единого образовательного пространства Союзного государства. Под единым образовательным пространством Союзного государства понимается сфера отношений между субъектами образования Беларуси и России, формируемых на основе согласованных норм законодательства, единого понимания целей, задач, принципов и механизмов развития национальных систем образования.
Целью формирования и развития единого образовательного пространства является достижение нового качества дошкольного, общего и профессионального образования, обеспечивающего развитие единого культурного и научно-технологического пространства Союзного государства, более полное удовлетворение социально-экономических потребностей Беларуси и России в высококвалифицированных специалистах, ускорение научно-технического прогресса, обеспечение устойчивого, динамичного развития общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Образование Союзного государства создает обязательные политические предпосылки для разработки единой концепции социального развития. В соответствии со статьей 2 Договора о создании Союзного государства одной из основных целей Союзного государства является "проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека", а в статьей 31 Договора предусмотрено, что "в Союзном государстве действует унифицированное трудовое законодательство в области социальной защиты населения, пенсионного обеспечения".
Разработка единой концепции социального развития Союзного государства объективно обусловлена тем, что наличие общих целей и приоритетов в развитии и их суть предопределены конституционно: как известно, объединяющиеся страны провозгласили себя социальными государствами (статья 7 Конституции Российской Федерации и статья 1 Конституции Республики Беларусь).
Единая Концепция социального развития должна представлять собой систему взаимосогласованных государствами - участниками Союзного государства взглядов на общие цели и приоритеты социального развития в условиях углубления межгосударственных отношений, пути, мероприятия, механизмы и этапы их практического осуществления. Направления этого взаимодействия предопределяются национальными стратегиями и имеющимися для их реализации экономическими ресурсами.
В этой связи формирование единого социального и экономического пространства в рамках развития Союзного государства является важнейшим приоритетом внешней и внутренней политики Республики Беларусь и Российской Федерации.
К основным направлениям и приоритетам социального развития Союзного государства относятся: в социально-трудовой сфере сближение правовой базы социально-трудовой сферы и уровня социальных гарантий граждан Беларуси и России; активизация политики в области заработной платы, доходов и уровня жизни; разработка, на основе общих принципов и подходов, комплексной нормативной правовой базы по охране труда; формирование общего рынка труда; формирование системы социальной защиты населения Союзного государства; обеспечение единых подходов к формированию систем социального страхования; в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни; улучшение репродуктивного здоровья населения; улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов; в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи создание предпосылок для повышения рождаемости; всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности; создание условий для самореализации молодежи; обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка; в области миграции и расселения регулирование миграционных процессов в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Союзного государства; повышение эффективности миграционных процессов на основе достижения соответствия объемов, направлений и структуры миграционного движения населения интересам социально-экономического развития Союзного государства; обеспечение интеграции мигрантов в общество и формирование толерантного к ним отношения; в области образования
создание механизма принятия согласованных управленческих решений по развитию системы образования Союзного государства; разработка нормативной правовой базы, включая создание единых образовательных стандартов, нормативной базы по лицензированию, аттестации и аккредитации учреждений образования; информационное и научно-методическое обеспечение систем образования, в том числе учебной и учебно-методической литературы; развитие дистанционного образования на основе передовых информационных и коммуникационных технологий; создание системы подготовки и переподготовки кадров для Союзного государства; в области здравоохранения проведение согласованной политики в области обеспечения охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; оптимизация использования научных, технических, трудовых и финансовых ресурсов, направленных на улучшение качества и формирование здорового образа жизни, повышения медико-гигиенических знаний населения; гармонизация нормативно-правовой базы в области обеспечения охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; создание постоянно действующей межгосударственной информационной системы по профилактике инфекционных и неинфекционных болезней; сотрудничество в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров;
в области культуры обеспечение единого пространства для межнациональных и межгосударственных культурных контактов между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в рамках Союзного государства; создание особых условий для объединения усилий двух государств и их регионов по совместной реализации значимых культурных проектов на основе союзной идеи культурного разнообразия и единства; координация политики в области культуры с целью духовного обогащения народов двух стран и их активного участия в культурной жизни Союзного государства; создание единого информационного культурного пространства, в первую очередь через развитие современных средств коммуникации и информатизации, создание баз данных по культурному наследию, широкого информационного поля о состоянии дел в культурной сфере обоих государств; создание экономических условий для развития творческой активности и инициативы в области культуры, поддержки спонсорства и меценатства; развитие образования в области культуры с целью становления гармоничной личности и ее открытости в отношении иных культурных концепций; ознакомление с культурным наследием двух государств, составляющим основу культурной самобытности каждого народа; принятие законов и нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правоотношений в сфере культуры; в области физической культуры и спорта создание условий, способствующих развитию массовой физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, а также достойному выступлению белорусских и российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях; формирование понимания у людей необходимости занятия физической культурой и спортом; создание мотиваций и установок на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработка умения и навыков здорового образа жизни, сознание каждым человеком собственной ответственности за свое здоровье.