Избирательная система единого не переходящего голоса и панашаж
Избирательно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в избирательно-правовых актах правила, установленные или санкционированные государством, направленные на регулирование избирательных отношений путем установления прав и обязанностей их участников.
Нормы избирательного права, являясь разновидностью правовых норм, содержат в себе свойства, характерные для всех правовых норм, и специфические качества, определяемые принадлежностью к избирательному праву.
К общим свойствам избирательно-правовых норм относятся:
2) нормативность, т.е. норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений;
3) обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений;
4) общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы;
5) формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных нормативно-правовых актах - источниках права.
Своеобразие избирательно-правовых норм обусловлено следующими обстоятельствами:
1) предметом регулирования избирательно-правовых норм. Избирательно-правовые нормы регулируют общественные отношения, возникающие в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
2) источниками, в которых выражены избирательно-правовые нормы. норм избирательного права b законодательных актах. Их закрепление в иных источниках права возможно только в случаях, предусмотренных законом. Особенностью избирательного права является также содержание избирательно-правовых норм (так называемых международных избирательных стандартов) в международно-правовых актах;
3) преобладанием в составе избирательного права процессуально-правовых норм, регламентирующих процедуру реализации субъективного избирательного права граждан, порядок формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Под структурой правовой нормы принято понимать ее внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее элементов.
В структуре правовой нормы выделяют: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза - часть нормы, которая указывает на те условия, т.е. фактические обстоятельства, при наступлении или ненаступлении которых норма вступает в действие. Диспозиция - часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникающие у субъектов. Санкция - часть нормы, которая указывает на меры, применяемые при ее несоблюдении.
Большинство норм избирательного права имеют двухчленную структуру: гипотезу и диспозицию.
Данная норма прямо указывает на условия, при которых она может быть реализована, и устанавливает правила, которыми необходимо руководствоваться при наступлении указанных условий. Санкция у данной нормы избирательного права отсутствует.
Среди норм избирательного права немало норм, состоящих из одной диспозиции - дефинитивных и декларативных норм. Дефинитивные нормы - предписания, направленные на закрепление в обобщенном виде признаков данной правовой категории.
Декларативные (нормы-принципы) - предписания, в которых сформулированы правовые принципы, а также задачи данной совокупности правовых норм.
Примером норм, содержащих в своей структуре санкцию, могут служить нормы, устанавливающие ответственность за нарушение избирательного законодательства. Так, «регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена (аннулирована) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования (санкция), в случае нарушения правил выдвижения и регистрации кандидатов... (гипотеза)».
Классификация избирательно-правовых норм. Избирательно-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям.
1. По объекту правового регулирования нормы делятся в соответствии с относительно обособленными совокупностями общественных отношений, на регулирование которых они направлены. Выделяются нормы, регламентирующие субъективное избирательное право, нормы, закрепляющие принципы избирательного права, нормы, регламентирующие избирательный процесс, нормы, регулирующие иные составные части предмета избирательного права.
2. По функциям, которые выполняют правовые нормы в механизме правового регулирования, их подразделяют на регулятивные и охранительные.
Регулятивные (правоустановительные) избирательно-правовые нормы регулируют позитивную деятельность субъектов права, определяя их права и обязанности в общественных отношениях. Например, ч. 1 ст. 28 Федерального закона об основных гарантиях: «Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты (списки) кандидатов могут быть выдвинуты также избирательными объединениями, избирательными блоками».
Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав. В качестве примера охранительной нормы можно привести норму ч. 7 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях: «В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком пункта 2 настоящей статьи избирательная комиссия обязана, а иные органы, организации и граждане, указанные в пункте 4 статьи 63, вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов)».
3. По характеру прав и обязанностей избирательно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой права. Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их .
4. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные избирательно-правовые нормы. Материальные нормы составляют содержательную, сущностную сторону правового регулирования, устанавливают права и обязанности субъектов права. Процессуальные нормы устанавливают порядок, процедуру реализации предписаний материальных норм.
5.По степени определенности предписаний избирательно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта. Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения. Например, ч. 4 ст. 37 Федерального закона об основных гарантиях определяет: «Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации».
По юридической силе избирательно-правовые нормы подразделяются на нормы, обладающие высшей юридической силой и нормы, которые должны им соответствовать. Юридическая сила избирательно-правовой нормы определяется источником (нормативно-правовым актом), в котором данная норма получила закрепление. Так, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречит Федеральному закону об основных гарантиях.
Избирательное право как подотрасль, структурное звено конституционного права имеет, в свою очередь, собственную систему. Система избирательного права - это его внутреннее строение, структура, определяемая дифференциацией и интеграцией избирательно-правовых норм. Система избирательного права обусловлена взаимосвязями избирательно-правовых норм, объединяющих их в правовые институты.
Первичным звеном системы любого правового образования всегда выступает правовая норма. Совокупности избирательно-правовых норм, регулирующие относительно самостоятельные блоки общественных отношений, называются институтами избирательного права. Критериями выделения избирательно-правовых институтов, их отграничения друг от друга являются круг общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы правового института, специфика правовых норм института, а также правовых отношений, возникающих под воздействием этих норм, круг источников, содержащих нормы правового института.
Наиболее крупными образованиями в системе избирательного права являются Общая и Особенная части. Нормы Общей части избирательного права закрепляют положения, применимые к любым возникающим избирательным отношениям. Нормы Особенной части, конкретизируя нормы Общей части, применяются при проведении отдельных видов выборов.
Общая часть включает в себя следующие институты: принципы избирательного права, избирательный процесс, финансирование выборов, защита избирательных прав граждан, ответственность за нарушения избирательных прав граждан, избирательные системы.
Особенная часть избирательного права делится на институты, регулирующие отдельные виды выборов в соответствии с разделением власти по федеративному принципу и разделением государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. На федеральном уровне такими институтами являются выборы Президента Российской Федерации и выборы депутатов Государственной Думы. Иных, избираемых посредством всеобщих и прямых выборов, федеральных государственных органов Конституция Российской Федерации не предусматривает.
Институт выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации включает в себя выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Конституциями, уставами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные, избираемые непосредственно населением, государственные органы.
Преференциальный вотум и смешанная избирательная система.
Наконец, институт выборов в органы местного самоуправления регулирует избрание депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, иных выборных должностных лиц местного самоуправления. В свою очередь институты избирательного права имеют собственное деление. Так, институт избирательного процесса делится на пединституты, регулирующие отдельные его стадии.