Понятие конституции. Виды определений
Неважно имя, которым наделен нормативный акт, - конституция, основной закон, устав или какое-либо еще. Несущественно и само наличие подобных актов. Для формирования конституционного режима достаточно, если государственно-правовое творчество согласуется с принципами конституционализма, предложенными историей.
Собственно термин "конституция" употребляли уже в древних государствах. Но в античности его содержание было иным, чем в новое время. В Древней Греции под конституцией подразумевалось не более чем установление, учреждение. В Древнем Риме конституциями называли правовые источники различного содержания и значения. Например, установления о приобретательской давности, в силу которых возникало право на получение римского гражданства, если лицо в течение трех лет занималось пекарным ремеслом или построило дом. Кодексы Юстиниана утверждались конституциями. В позднем Риме конституциями называли даже акты исполнительной власти - декреты, эдикты, рескрипты принцепсов (лидеров республики).
Но понятным для современников содержанием термин "конституция" стал наполняться позднее, в средние века, и приобрел завершенность уже с наступлением нового времени. Не вполне правильно переносить современную терминологию на древнюю действительность. К примеру, конституцией назван акт Сетоку, принятый японским принцем еще в VI веке, нравственно-политическое содержание которого состояло в идее патерналистского (покровительствующего), но никак не конституционного государства. Япония вообще не имела собственной конституционной традиции, а перенимала ее у западных стран.
Пространством, на котором выросли почти все необходимые элементы конституции, стала средневековая Англия. Англия не была одинокой в своем движении к конституционализму. Без интеллектуального и политического окружения в лице Германии (очаг реформации), Нидерландов (где на почве освободительной борьбы конституция получила поддержку), Франции (немало привнесшей в теоретическое оформление конституции) и других стран континентальной Европы, мир, вероятно, не увидел бы успехов английского конституционного строительства. Вместе с тем лидерство Англии в создании конституции очевидно.
Условно первую веху в образовании конституции можно обозначить 1215 годом - датой подписания Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей (Magna Charta). Королевская власть, ослабленная неудачами в англо-французской войне и неспособная более подавлять сопротивление, которое активная часть общества оказывала произволу, была вынуждена сделать уступки в пользу дворянства и некоторой части подданных.
Группа баронов, фактически арестовавшая короля, заставила его принять за себя и за своих наследников ряд обязательств. В частности:
- не устанавливать налогов без согласия коллегиального органа, представляющего аристократическое сословие, - королевской курии, которая с 1265 г. стала называться парламентом. Тем самым произошло отчуждение части королевского суверенитета в пользу подданных, представители которых получали право участвовать в принятии жизненно важных для государства - финансовых - решений;
- не предпринимать произвольных посягательств на имущество подданных;
- не посягать на свободу и личность свободных людей (подданных, уплачивающих налоги непосредственно государству) иначе, чем на основании приговора суда;
- считать церковь свободной, то есть не подчиненной королю.
С другой стороны, бароны согласились с тем, чтобы в Великой хартии вольностей были предусмотрены и обязанности подданных. Право короля на власть принципиально не ставилось под сомнение. Причем неисполнение как королем, так и его подданными условий документа давало пострадавшей стороне право "теснить" нарушителя всеми средствами до приведения отношений в состояние, предусмотренное Хартией.
До середины XVII - начала XVIII века политическая история Англии представляла собой временами процесс борьбы между королями и все более расширяющимся кругом подданных, происходившей с перерывами и обострениями. Очень часто это противостояние приводило к отступлениям от ранее достигнутых. Оформлялось местное управление, чему немало содействовала судебная система (мировые судьи, выполнявшие административные функции). Произошло некоторое упорядочение отношений с Шотландией. Это распределяло роли между центральной властью и территориями, решало проблемы государственного устройства.
Многовековая эволюция привела к тому, что в конце XVII - начале XVIII века был принят комплекс нормативных актов, который хотя и нуждался в завершении, но в совокупности с ранее сложившимися обычаями, соглашениями, законами и прецедентами обладал практически всеми необходимыми признаками конституции в современном смысле этого слова. Были приняты следующие акты, в целом завершившие конституционное здание:
- Акт для лучшего обеспечения свободы подданных и для предупреждения заточений за морями (Habeas Corpus Act - 1679 г.), запрещающий произвольные аресты, устанавливающий судебный контроль над задержаниями, а также ответственность чиновников, виновных в произвольных арестах;
- Акты о веротерпимости;
- Билль о правах (1689 г.) окончательно признал парламент в качестве законодательного, "часто" (периодически) созываемого органа. С тем, чтобы представительное правление было гарантировано, Билль запретил королю приостанавливать действие законов, делать изъятия из них, произвольно осуществлять налогообложение, угрожать парламенту силой (содержать в мирное время постоянную армию на территории Англии), вмешиваться в выборы и нарушать свободу прений в парламенте. Кроме того, были установлены некоторые гарантии прав личности, которые ограничивали произвол королевской администрации, - запрет жестоких и не установленных законом наказаний, недопустимость подбора присяжных по усмотрению короля и другие;
- Акт о престолонаследовании (1701 г.), помимо прочих норм, предусматривал независимость и несменяемость судей.
Принципиальное значение имел также компромисс, оформившийся в 1688 г. между партиями тори и вигов. Тори и виги согласовали политическую тактику - непримиримые разногласия, непризнание соперников были заменены отношениями мирной борьбы за власть"являющийся правовой базой для других законов, комплексно регулирующий основополагающие государственно-правовые отношения.