Конспект лекций по предмету "Конституционное право зарубежных стран"


Теории разделения и единства ветвей власти государства в историческом аспекте

Теории разделения и единства ветвей власти государства в историческом аспекте
В 1831 г. немецкий правовед Р. Моль ввел в научный оборот термин "правовое государство", быстро получивший широкое признание, как и аналогичное понятие - "rule of law" (дословно - правление права). Надо сказать, что первоначально немецкие ученые, сам . Моль, Ф.И. фон Шталь и другие, неоднозначно определяли правовое государство. В частности, его обозначали как государство с представительным правлением, государство, имеющее административную юстицию и другие атрибуты. Правовое государство, видимо неожиданно даже для самого Моля, оказалось более емким понятием, вместило в себя и обобщило многовековую философско-правовую традицию - учение о "естественном праве" поздние учения, теорию "общественного договора", появившуюся в эпоху возрождения. Можно сказать, что идея правового государства имеет гораздо более древнюю историю, чем термин "правое государство".
Если взять философско-культурный аспект идеи правового государства, то следует согласиться с Ф. Ницше в том, что "общее истории Европы со времен Сократа есть попытка обеспечить за реальными ценностями господство над всеми другими видами ценностей так, чтобы они были руководителями, судьями не только жизни, но также... государственных и общественных стремлений".
Еще в античной Греции политический строй государств, был подвергнут классификации. В частности, Аристотель делил государства на правильные и неправильные, с искаженными форма-Монархия, аристократия и их смешанные формы, в том числе полития (государство с ограниченным демократическим элементом) были отнесены к правильным. Тиранию, олигархию, Аристотель причислил к неправильным формам. Разница между ними состояла в том, что государство правильной формы властвует разумно, в согласии с представлениями о справедливости и добродетели, достигая "общего блага" и соблюдая естественные законы". У государства неправильной формы цели ;характер власти искажены, она противоречит и естественным гонам, общего блага такое государство не достигает; власть существует сама по себе и не стремится к "добродетели". Деятельность правильных государств соответствует натуре той категории людей, которых Аристотель считал изначально свободными и равными. Оправдание государства коренится в самой природе общества свободных и равных граждан, а его правильность зависит от того, насколько оно соответствует добродетели и естественному закону. Древнеримские авторы (Цицерон, Ульпиан) в подробностях разрабатывали содержание естественного права. Цицерон называет разновидности права: jus civile, jus gentium; jus naturale. Jus civile и jus gentium должны соответствовать естественному праву, которое является высшим.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.