Омбудсмены в зарубежных странах: понятие, статус, полномочия, порядок назначения
Как правило, комиссии и комитеты не имеют решающих полномочий. Разве что в некоторых случаях парламенты наделяют их правом принимать решения по второстепенным вопросам, например по результатам расследований. В целом же задача комиссий состоит в подготовке проектов решений, принимаемых парламентом. В зависимости от содержания подготавливаемых проектов комитеты и комиссии бывают:
- законоподготовительными. Они разрабатывают или рассматривают проекты законов, бюджета или резолюций по проекту бюджета, предложенному правительством, и прочие проекты; В большинстве парламентов постоянные комитеты и комиссии избираются для выполнения законоподготовительных работ по заранее определенному кругу вопросов - бюджетные, военные, социально-экономические и прочие комитеты. Но, например, в британском парламенте предмет деятельности комитетов заранее не определен. Они даже не получают наименований, а просто обозначены литерами "А", "В", "С", "D" и далее. По мере необходимости спикер Палаты общин поручает одному из комитетов провести подготовку какого-либо вопроса к слушанию в парламенте. Во Франции существует система постоянных специализированных комиссий в каждой из палат. Однако, если того потребует правительство, создаются особые, разовые комиссии для рассмотрения законопроектов, поступивших от исполнительной власти. И тогда бюджетный или другой вопрос будет подготавливать не та комиссия, которая к тому предназначена, а временная, сформированная по министерской инициативе.
Партийные фракции также являются частью парламента. Закон устанавливает некоторые условия, которые необходимо соблюсти при образовании фракций:
- фракции регистрируются у спикера или в бюро парламента;
- фракция должна насчитывать определенное число депутатов. По регламенту парламента Болгарии, например, было установлено, что фракция может быть образована в количестве не менее 10 членов. Правда, когда союзная с социалистами фракция Болгарского бизнес-блока сократилась до 7 участников, регламент быстро поменяли, сократив требуемую численность фракции до нужной цифры 7. В бундестаге ФРГ фракция численностью менее 15 членов может быть образована только с разрешения председателя.
Фракцию возглавляют лидеры, которые руководят ею при содействии своих помощников. В англоязычном парламентском жаргоне партийным организаторам дали прозвище - "кнуты". Фракции обладают некоторыми правами. Роль фракций в парламенте оказывается порою весьма значительной. Почти 90% голосований британская Палата Общин проводит по партийному делению. Лишь иногда руководство фракций может по договоренности с другими фракциями объявить свободное голосование, когда депутаты могут решать по своему усмотрению. В Индии депутата могут даже исключить из парламента, если он нарушает партийную дисциплину. Именно главная фракция или группа фракций, образующая большинство, предварительно определяют кандидатуры членов правительства. За ними может быть закреплено право законодательной инициативы.