Статус парламентария в зарубежных странах
В структуру парламента входят его руководящие органы. Прежде всего, к ним относятся председатели (спикеры) парламентов или палат. Положение руководителя особое. Например, в английской Палате Общин "в некоторых областях парламентской деятельности почти вся процедура основана не на действии постоянных правил, а на решениях спикера. В частности, вопрос о допустимости поправок к биллю..., полностью оставлен на усмотрение спикера". Беспристрастность председателя является одним из важных обстоятельств, способствующих снижению накала парламентской борьбы. Спикер Палаты Общин, поэтому отказывается от своих политических пристрастий; на очередных выборах он не участвует в агитации за свою кандидатуру, а партии, даже оппозиционные, не выдвигают своих кандидатов в округе, где баллотируется действующий спикер. В Национальном собрании Франции «председатель палаты не участвует в голосовании». В тех парламентах, где подобная независимость не обеспечена, "сильная фигура спикера... становится источником серьезных затруднений". В этом замечен, например, белорусский парламентаризм.
Кроме того, к числу руководящих учреждений следует отнести коллегиальные органы - например, организационный комитет в чешском парламенте или бюро палат в Национальном собрании Франции. Они наделены процедурными, координационными и административными правами.
Народная законодательная инициатива и референдум в зарубежных странах.
Руководящие органы обеспечивают режим административной автономии парламента. Им подчиняются парламентские служащие, а иногда и подразделения охраны - "Председатель является хозяином Бундестага и обладает здесь полицейской властью" (ст.40 Конституции ФРГ).
В парламенте создаются постоянно-действующие органы, обычно именуемые комитетами, комиссиями. В комитетах и комиссиях участвуют депутаты от различных партийных фракций, но особенно точно партийный принцип соблюдается при формировании комиссий в коалиционных, не имеющих определенного партийного большинства, парламентах.