Понятие и структура парламента. Полномочия парламента в зарубежных странах. Способы преодоления разногласий между палатами парламента
Структура парламента сложна. Основным ее элементом является сама коллегия депутатов - например, Фолькетинг в Дании, шведский Риксдаг, Рийгикоу (Государственное собрание) в Эстонии. Государственное право обычно требует, чтобы депутатская коллегия (палата) была реально работающим органом. Одно из условий такого рода заключается в том, что палата должна принимать решения в присутствии определенного количества депутатов - в большинстве случаев не меньше половины ее общего состава. Вместе с тем такой древний парламентский орган, как Палата общин в Великобритании, не имеет строгих правил по поводу ее кворума. Лишь в случае, если решение принято с участием менее 40 депутатов, оно считается недействительным.
Многие парламенты, образуя единый орган, состоят не из одного, а из большего числа депутатских собраний - обычно из двух палат. Иными словами, парламенты делятся на две большие группы: одну из них составляют однопалатные национальные ассамблеи, диваны, меджлисы, фолькетинг, эдускунт, законодательный юань и прочие парламенты. В другую входят двухпалатные (бикамеральные) парламенты (конгресс, народное или федеральное собрание, стортинг, альтинг).
Смысл деления парламента на две палаты нельзя определить односложно. Поначалу в двухпалатности (бикамерализме) усматривали действие принципа "раздельного представительства". В частности, Шарль Монтескье считал, что сословия, особенно малочисленные, но авторитетные (аристократия, духовенство), нуждаются в отдельном представительстве, которое позволит Им участвовать в государственной власти.
Раздельное представительство можно обеспечить, если за каждым сословием закреплять определенное число мест в парламенте, после чего депутаты от разных сословий собираются вместе и работают в одной коллегии. Во Франции конца XVIII века именно по такому принципу и были собраны Генеральные штаты, состоявшие из трех секций. Любая палата время от времени грешит "поспешными и неумеренными" решениями. Более "подозрительными" в этом смысле считаются нижние палаты парламентов. В них депутатов нередко избирают по "прогрессивным", например по пропорциональным, избирательным системам. Срок их полномочий невелик. Эти палаты более точно отражают настроения избирателей. Верхнюю палату обычно составляют депутаты с более длительным сроком полномочий, которые не связаны ответственностью перед избирателями в той мере, что их "нижерасположенные" коллеги. Это делает верхнюю палату более консервативной и побуждает ее принимать спокойные решения, сдерживать нижнюю палату.