История возникновения и становления авторского права в России и в некоторых зарубежных странах
Объективные основания возникновения авторского права неразрывно связаны с творческой деятельностью человека. Первые привилегии, грамоты, патенты охраняли личную имущественную собственность. Такие документы появились в глубокой древности. Они защищали материальную собственность владельцев от посторонних посягательств. История не донесла до нас имен первых изобретателей и авторов книг, но известно, что родиной книги является Древний Египет. В Афинах издательское дело и книготорговля достигли высокого развития в древнегреческом полисе Афин. В Древней Греции возникло понятие изданной книги, издания (экдосис - эк - приставка, переводимая как «из», досис - «давать»). Лично автором или под его наблюдением писцами изготовлялся оригинал литературного произведения, затем с него переписывались заказные копии, поступавшие в продажу или дарившиеся автором. Литературные произведения переписывались всеми желающими без контроля автора, что вело к увеличению числа книг с искаженным, по сравнению с оригиналом, текстом. Никаких законов о правах авторов и издателей не было, но существовало понятие литературной собственности.
Только в XV-XVII в.в. в Европе появляются законы, охранявшие права на результаты творчества. Изобретение книгопечатания в Европе стало фундаментом, на котором возникло законодательство об охране интеллектуальной собственности: совокупность правовых норм, регулирующих отношения издателей, авторов, изобретателей с другими лицами.
Одним из таких законодательных актов является «Статут королевы Анны», принятый в 1710 году в Англии. В силу закона за создателем рукописи закреплялось право авторства на 21 год. Авторы новых произведений получили право продавать свои произведения на 14-летний срок после регистрации в реестре гильдии. По истечении 14 лет автор мог передавать рукопись в аренду еще на 14 лет. Автор мог также разрешить лишь одно издание и в случае его успеха повысить цену аренды, обеспечивая часть прибыли, ранее целиком достававшуюся издателю. С принятием этого закона потеряла свое значение запись в реестре гильдии, прежде закреплявшее право на рукопись. Издатель теперь мог заключить с автором долгосрочный контракт на еще ненаписанные произведения.
В эти же годы появились первые феодальные законы Североамериканских Соединенных Штатов на охрану книг, карт, спектаклей и других форм творчества.
История развития авторского права и его защита в России, как и сама Россия, самобытна и своеобразна. Она уходит своими корнями во времена царствования Ивана VI. Царь Иван VI любил печатные книги и предпочитал их рукописным, собирал их, посылая своих людей в другие страны. На организацию и строительство государственной типографии в Москве царь отпустил в 1553 году большие средства. Церковь в лице Митрополита Макария одобрило это начинание. Постройкой руководил дьякон Иван Федоров, он сам отливал и литеры. В 1564 году появился первопечатный «Апостол» как завершение трудов Ивана Федорова. В октябре 1565 года за два месяца была напечатана вторая книга - «Часовник», сборник молитв.
Книгопечатание в России находилось в ведении патриарха, и российскому законодательству было совершенно незнакомо распространенное на западе представление об авторском праве как о частной привилегии, представляемой создателю произведения. Эти отношения не являлись предметом правового регулирования. Характерной чертой авторского права в России была тесная связь с цензурным законодательством. Первый закон об авторском праве появился в рамках законодательства о цензуре. Утвержденный 22 апреля 1828 года новый цензурный устав содержал специальную главу, именуемую «О сочинителях и издателях книг». В последующие годы законодательство об авторском праве усовершенствуется, однако к концу XIX века становится очевидным, что частичное усовершенствование правил об авторском праве не в состоянии обеспечить надлежащую защиту прав авторов и пользователей произведений. В связи с этим в 1897 году Государственный Совет принимает решение о разработке нового закона. Подготовка закона затянулась 13 лет. Он был принят в 1911 году, именовался как «Положение о авторском праве» и был составлен по подобию лучших западноевропейских образцов законодательных актов того времени. Закон был устроен по пандектному методу и состоял из общей и особенной части. Общая часть закона содержала основные понятия - перечень охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и их защита, а также отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. В особой главе регламентировались основные правила и условия издательского договора.
Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года не внесла каких-либо изменений в законодательство об авторском праве царской России, так как все законодательные акты утратили свою юридическую силу в октябре 1917 года. После октябрьских событий 1917 года, 29 декабря 1917 года был издан Декрет ВЦИК о государственном издательстве. Декрет объявлял все произведения русских авторов собственностью социалистического государства, а монопольное право их издания предоставлялось государственным издательствам. Некоторые частные издательства, имевшие большие заслуги перед русской наукой и культурой не были национализированы, что позволило им продолжать свою деятельность. В 1918 году 26 ноября был принят Декрет Совета народных комиссаров «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием».
10 декабря 1919 года Советом народных комиссаров принимается еще один Декрет «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства», по которому все договоры издательств с авторами считались недействительными и все права на произведения перешли в полную собственность издательств.
Следующий этап развития авторского права в советский период характеризуют следующие события. В 1924 году в Москве состоялось общее собрание драматических писателей и композиторов. Ими было решено возобновить на новой основе деятельность Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, и образовать Правление МОДПИК (Московское отделение драматических писателей и композиторов). Председателем Правления был избран В.И. Немирович-Данченко. В 1925 и в 1928 годах вышло постановление ВЦИК и СНК СССР «Об основах авторского права» и принят Закон РСФСР «Об авторском праве». Это был первый общесоюзный закон об авторском праве. Закон признавал за всеми авторами исключительное право на созданные ими произведения в течение 25 лет с момента первого издания или первого публичного исполнения произведения, а с 1928 года это право стало пожизненным. В законе 1928 года предусматривалось и право перехода авторских прав к наследникам на период 15 лет после смерти автора.
К 1930 году московское и ленинградское отделения Драматургов, Писателей и Композиторов объединились во Всероссийское общество драматургов и композиторов, которое через три года было переименовано в Управление по охране авторских прав при Союзе писателей. В 1934 году было создано Управление по охране авторских прав при Союзе художников.
В 1938 году образовано Всесоюзное управление по охране авторских прав (ВУОАП), в которое влились подобные организации Украины, Белоруссии, республик Закавказья и Средней Азии.
В 1973 году на базе всех этих организаций было создано Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП).
С присоединением в 1973 году Советского Союза к Женевской конвенции об авторском праве, в советском законодательстве впервые было закреплено право автора на перевод произведения, до 25 лет возрос срок действия авторского права после смерти автора, а так же существенно расширен перечень субъектов авторского права. Многие специалистов высказывалось за необходимость дальнейшего сближения советского авторского права с принципами регулирования авторских отношений в большинстве развитых стран. Предлагалось привести авторское законодательство в соответствие с требованиями основных международных конвенций, а именно: предоставить авторские права на произведения в кино, на телевидении и радио.
О своей готовности подписать Бернскую конвенцию и Парижский протокол неоднократно заявляло Правительство СССР. С учетом этого был разработан раздел «Авторское право» Основ гражданского законодательства Союза ССР, принятый Верховным Советом СССР 31 мая 1991 года. Новые Основы гражданского законодательства исключили свободное использование произведений в кино, на радио, телевидении, а так же публичное исполнение опубликованных произведений без согласия авторов, расширили круг охраняемых произведений, продлили срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора; впервые ввели охрану «смежных прав». Эти нововведения получили широкую поддержку специалистов по авторскому праву. Но в связи с распадом Союза ССР Основам, которые должны были вступить в силу с 21 января 1992 года, так и не довелось претвориться в жизнь. В новых условиях - СНГ- некоторые независимые государства, в частности Казахстан, приняли решение о применении Основ гражданского законодательства на своей территории. В России Основы гражданского законодательства вступили в силу с 3 августа 1992 года в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 года.
Наряду с этим проводилась работа по подготовке специального законодательства, которое должно было восполнить пробелы действующего законодательства. Первым был принят Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23 сентября 1992 года, вступивший в силу 20 октября 1993 года. В 1993 г 3 августа вступил в силу Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года, с принятием которого утратил силу раздел V Основ гражданского законодательства. В настоящее время Закон об авторском праве и смежных правах действует в редакции от 19 июля 1995 года.