Египет уникален тем, что дал пример в обозримой истории человечества – пример длительного правления определенной династии. Одной из особенностей такого правления являлось то, что власть фараонов опиралась в основном не на принципы рода, а на религиозные представления. Фараон воспринимался как воплощение бога, в том смысле слова, что в его человеческом теле живёт Ка (часть сущности) Осириса. После смерти фараона божественное Ка передавалось его сыну – царственному приемнику. В данном случае жена фараона оказывалась и его матерью. Таким образом, считалось, что фараон имеет прямое отношение к миру богов и сам фактически является богом или полубогом. Фараон был ответственен за свой народ, как и сам народ нёс ответственность за фараона, а значит, за весь Египет. Ответственность народа выражалась в его уважении к обрядам, в выполнении последних. Так, после смерти фараона необходимо было забальзамировать его тело, тем самым обеспечить его целостность и нетленность, а следовательно, гарантировать целостность и нерушимость страны. Тело фараона воспринималось в неотъемлемой связи с телом страны, то есть с её территорией, а так как фараон представляет интересы своего народа перед богами, то лишь через него люди могут получить от богов процветание. Между тем именно от людей, выполнения ими обряда зависит: сможет ли фараон выйти в вечную жизнь и предстать на совете богов. Фактически египетский фараон в воззрениях древних египтян символизировал то, что в постоянно меняющемся мире сила и могущество Египта остаются неизменными, а сам египетский народ подчиняется не законам тления и смерти, а законам божественным, указывающим на бессмертие и блаженство.
Надо отметить то, что фараон играл в жизни египтян особую роль. Слово фараон нельзя перевести как царь, король или император. Фараон являлся верховным правителем и одновременно верховным жрецом. Он был земным воплощением божества, который оставался божеством даже после своей смерти. К фараону относились, как к богу. Его имя не произносилось всуе. Сам же термин фараон появился из словосочетания двух египетских слов пер-аа, что означало дом великий. Так говорили о фараоне иносказательно, чтобы не называть его по имени. В принципе истинного имени фараона почти никто и не знал – оно обычно заменялось тронным именем. Согласно верованиям египтян, первым фараоном был сам бог Ра. После него правили другие боги. Затем на престол взошёл и начал царствовать сын Осириса и Исиды, бог Гор (Хор). Он считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны – его земным воплощением. Каждый реальный фараон рассматривался как потомок Ра и Гора. Фараон обладал абсолютной властью и прямо влиял на судебную систему. Так, визир – административный глава судебной системы – мог вынести смертный приговор, только если его одобрит фараон. Надо отметить, что смертные приговоры в Египте были большой редкостью. Самым тяжёлым преступлением считалось разграбление гробниц, поскольку это приравнивалось к святотатству. Иногда могли казнить неверную жену, хотя, как правило, пострадавший муж ограничивался разводом с ней. Всякий поступок, который ненавидят боги, является ненавистным фараону и, следовательно, рассматривается как преступление. Тутмос III в предписании своему визиру Рехмару пишет: «Если человек занимает официальную должность, он должен действовать в соответствии с правилами, предписанными для него. Счастлив человек, который делает то, что ему сказано. Никогда не отступай от буквы закона».