Органы государственного контроля за эффективностью использования имущества федеральных ГУПов
Россгосимущества РФ:
- осуществляет контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью;
- контролирует поступления в федеральный бюджет средств от приватизации и использования имущества, отнесенного к федеральной собственности;
- осуществляет контроль за реализацией высвобождаемого военного имущества;
- назначает и проводит проверки (ревизии, инвентаризации), в том числе аудиторские проверки деятельности федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и учреждений, а также организаций с долей участия Российской Федерации не менее 25% их уставного капитала.
К органам, осуществляющим внешний контроль (вне структуры исполнительной власти), относятся Генеральная прокуратура РФ и Счетная палата РФ.
Счетная палата РФ является независимым органом государственного финансового контроля, предусмотренным конституцией. Задачами Счетной палаты, среди прочих, являются:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением неналоговых доходов федерального бюджета, включая доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности;
- определение эффективности и целесообразности использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности неналоговых доходов проектов федерального бюджета;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей неналоговых доходов федерального бюджета и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- регулярное представление Совету Федерации и Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации информации о ходе исполнения федерального бюджета, в том числе в части поступлений доходов от использования федеральной собственности, а так же о результатах проводимых контрольных мероприятий.
Таким образом, в соответствии с законодательством на Счетную палату возложен не только контроль за поступлениями средств в федеральный бюджет, но и контроль за эффективностью использования федеральной собственности и распоряжения ею. Значимость данного направления работы Счетной палаты объясняется существенным влиянием экономической отдачи от федеральной собственности на макроэкономические процессы, в том числе на бюджетную систему страны.
Следует иметь в виду, что в целях обеспечения контроля за параметрами доходов федерального бюджета от распоряжения объектами федеральной собственности и их использования законодательство предусматривает в оговоренных случаях обязательное привлечение.
Счетной палаты к определению рыночной стоимости имущества. Так, согласно п. 3 ст. 77 Федерального закона «Об акционерных обществах» в случае, если владельцем более 2% голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование, для определения рыночной стоимости имущества обязательно привлечение государственного финансового органа. Следовательно, счетная палата как внешний орган государственного финансового контроля должна быть наделена правом проведения, в частности, экспертизы определения начальной цены продажи (рыночной стоимости) акций акционерных обществ, особенно стратегически значимых.
В основе системы как внутреннего, так и внешнего контроля лежит несколько общих принципов.
Независимость. Эффективный контроль возможен, если контролирующий орган ни прямо, ни косвенно не зависит от подконтрольных органов или лиц. Подобная независимость требует разделения субъекта и объекта контроля. Следовательно, в случае, если объектом контроля является исполнительная власть, то контролирующий орган должен представлять собой автономную службу внутри исполнительной власти, не подотчетную руководству проверяемых органов исполнительной власти (либо вообще не должен входить в систему исполнительной власти, как Счетная палата).
Например, во Франции организованы так называемые межминистерские органы контроля.
Наличие надлежащим образом утвержденных норм, регламентирующих цели, задачи и процедуры государственного финансового контроля.
Необходимость дополнения внутреннего контроля внешним («контроль над контролерами»).
Возможность применения санкций по результатам соответствующих действий контролирующих органов.
Обеспечение государственного контроля за финансово-экономической деятельностью предполагает применение нормативно установленных санкций по отношению к субъектам, не соблюдающим установлений законодательства.
Государственный контроль за использованием объектов федеральной собственности и распоряжением ими осуществляется Счетной палатой по следующим направлениям.
- Объекты в государственном секторе экономики:
- государственное имущество, закрепленное за ФГУПами;
- государственное имущество, закрепленное за государственными учреждениями;
- объекты федерального недвижимого имущества, в том числе за пределами территории РФ;
- доли и паи РФ в уставных капиталах обществ и товариществ;
- имущество, не закрепленное за ФГУПами и учреждениями (государственная казна РФ);
- Миноритарное участие РФ в уставных капиталах обществ и товариществ.
- Предпродажная подготовка и постприватизационный надзор.
- Поступление в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью.
Полнота и эффективность государственного контроля зависят прежде всего от состояния учета объектов федеральной собственности и ведения реестра федерального имущества.