Конспект лекций по предмету "Гражданское право"


Европейская система источников общепризнанных прав человека

Европейская система источников общепризнанных прав человека
В Европейской системе защиты прав человека важнейшее место принадлежит старейшей региональной организации на Европейском континенте - Совету Европы. Контрольный механизм защиты прав человека предусмотрен Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ЕКПЧ) и протоколом № 11 к ней, включающим Европейский Суд по правам человека, Европейский Комитет по предупреждению пыток, Комиссара Совета Европы по правам человека.
В структуре Совета Европы в соответствии с ЕКПЧ образован Европейский Суд по правам человека. В соответствии с Протоколом № 11 к Европейской Конвенции по правам человека от 11 мая 1994 г., вместо двухступенчатого механизма судопроизводства (Комиссия - Суд) введен единый и постоянно действующий Суд. Этот протокол вступил в силу в октябре 1997 г. после того, как все государства-участники подписали и ратифицировали его. Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из трех судей. Это вызвано тем, что поток жалоб постоянно возрастает, особенно в связи с ростом членов Совета Европы, и комитеты смогут быстро и эффективно решать вопросы о приемлемости индивидуальных жалоб. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьезные вопросы интерпретации Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г., а также дела, переданные ей по требованию участвующих в споре сторон.
Статья 1 Протокола № 11 к ЕКПЧ утверждает: «Суд может получать жалобы от любого физического лица, правительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон прав, предусмотренных положениями Конвенции и Протоколов к ней, Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются и никоим образом не препятствуют эффективному осуществлению этого права».
Суд не принимает к рассмотрению:
- анонимные жалобы;
- если были уже рассмотрены Судом или являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования;
- жалобы, «не совместимые с положениями Конвенции и Протоколов к ней, явно недостаточно обоснованные или неправомерные».
Это может быть сделано на любой стадии разбирательства в Суде. Суд принимает дело к рассмотрению и после того, как были исчерпаны соответствующие общепризнанным нормам международного права внутренние средства защиты. Жалоба должна быть направлена не позднее шести месяцев с момента принятия окончательного решения национальными властями.
Следует также отметить, что Европейский Суд по правам человека (и это важно для государств - членов СЕ) не является апелляционным судом по отношению к национальным и не может ни отменить, ни изменить их решения.
Жалобы принимаются на те события, которые произошли после даты ратификации ЕКПЧ и протоколов к ней государством - членом СЕ (для РФ - после 5 мая 1998 г.).
Жалобы принимаются только на действия государства, например: гражданин Калашников против Российской Федерации.
Не принимаются жалобы, направленные против частных лиц или частных учреждений.
Заявителем в Европейский Суд должны быть четко выдержаны процессуальные сроки обращения в национальные судебные инстанции, иначе Суд не будет рассматривать эти обращения.
За период своего существования с 1959 г. Европейский Суд рассмотрел множество жалоб, затрагивающих широкий круг вопросов. Вот некоторые из них:
Статья 2 ЕКПЧ - дела, касающиеся права на жизнь. Смерть подозреваемого в совершении преступления, находившегося под стражей в полиции Испании (дело Диас Руано), вооруженного мужчины и его невесты в результате действий спасательного отряда на Кипре (Дело Андронику и Константину), гибель мужчины в результате перестрелки (дела Кая, Оур), убийство мужчины в ходе проверки документов жандармерией в Турции (дело Айтекин) и т.д.
Статья 5 Конвенции - дела, касающиеся права на свободу и безопасность личности. Содержание под стражей лица, исчезновение которого впоследствии признавалось властями Турции (дела Курт, Чакиджи), содержание под стражей в отсутствие судебного решения согласно законодательству Ирландии о государственных преступлениях (дело Лоулес), содержание под стражей за неуплату налога на коммунальные услуги в Великобритании (дело Бенхам), право лица, арестованного или содержащегося в предварительном заключении, быть незамедлительно доставленным к судье или судебному исполнителю, уполномоченному законом (в Швейцарии дела Шиссер, Губер; в Нидерландах дела Де Йонг, Бельт и др.; в Швеции дела Скоогстрем, Макгофф; в Бельгии дело Псэульс и т.д.). Длительное содержите в предварительном заключении в Германии (дело Вемхоф), в Австрии (дело Ноймайстер и др.) и т.д.
Статья 6 Конвенции - дела, касающиеся права на справедливое судебное разбирательство. Споры, касающиеся права собственности, продажи и отчуждения или пользования собственностью и землей в Австрии (дела Рингайзен, Шрамек и др.), в Швеции (дела Споронг и Ленрог), споры, касающиеся статуса гражданских служащих, включая их материальные права, во Франции (дела Нижель, Хубер) и в Италии (дела Спурно, Галло) и т.д.
В рамках Совета Европы также действует Европейский Комитет по предупреждению пыток, учрежденный государствами - членами Совета на основе принятой в ноябре 1987 г. Европейской Конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.
Целью Конвенции было создание несудебного механизма, профилактического характера для усиления защиты лиц, лишенных свободы, от пыток или унижающего обращения, по предупреждению пыток, который должен дополнить судебную систему, образованную ЕКПЧ. При этом лишение свободы понимается в широком смысле. «Посещаются не только тюрьмы и полицейские участки, но и психиатрические заведения, места содержания под арестом в военных казармах, центры, где содержатся лица, ищущие убежища, или другие категории иностранцев и места, в которых несовершеннолетние или взрослые лица содержатся по судебным или административным постановлениям».
Отношения между Комитетом и странами - участницами Конвенции определяются двумя основными принципами: сотрудничество и конфиденциальность. Роль Комитета состоит не в «осуждении» стран, а скорее, в оказании им помощи в предотвращении плохого обращения с лицами, лишенными свободы.
Отчеты о посещении Комитетом стран конфиденциальны, так же как и информация, полученная в ходе посещения. Однако многие страны публикуют эти отчеты.
С 1 сентября 1998 г. механизм действия Конвенции (посещение «антипыточным комитетом» тюрем и других подобного рода учреждений в РФ, подготовка соответствующих докладов и т.д.) распространяется и на Россию. В том же году избран член Комитета от РФ (Комитетом Министров по рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы).
С конца октября 1999 г. к работе приступил Комиссар Совета Европы по правам человека. Мандат Комиссара предполагает:
- содействие соблюдению прав человека, предусмотренных документами Совета;
- консультирование властей и общественности в государствах-членах Совета Европы относительно защиты и предотвращения нарушений прав человека;
- выявление в законодательстве и правоприменительной практике государств-членов несоответствий европейским стандартам и помощь в их устранении.
Комиссар избирается на один шестилетний срок.
Таково содержание контрольного механизма Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протокола № 11 к ней.
Наряду с Советом Европы значительное место вопросы прав человека занимают в деятельности Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Это - Совещание, которое объединяет все государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду, является наиболее представительной европейской региональной организацией, которая начала работу в Хельсинки 3 июля 1973 г. В конце 1994 г. Совещание было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Первый этап этой работы завершился 1 августа 1975 г. подписанием Хельсинкского Заключительного акта. Один из четырех основных разделов Акта, в котором были зафиксированы основные договоренности 11 стран-участниц, относится к гуманитарному сотрудничеству европейских государств и к правам человека.
Хельсинкский Заключительный акт определил направления и конкретные формы сотрудничества государств в различных областях, относящихся к правам человека, включая образование, культуру, информацию, контакты между людьми. Он явился той основой, на которой вот уже много лет развивается плодотворное сотрудничество государств Европы, США и Канады в области прав человека.
По итогам Пражской встречи стран-участниц СБСЕ был принят специальный документ о развитии институтов и структур СБСЕ.
В Парижской хартии для новой Европы предусматривалось создание Парламентской Ассамблеи СБСЕ, в которую должны войти члены парламентов всех государств-участников. В рамках этого парламента могли бы быть созданы специальные органы с полномочиями и рассматривать отдельные нарушения основных прав и свобод человека и принимать по ним обязательные решения.
Как показывает реальная действительность, интернациональные процессы в других регионах мира далеки от европейских.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.