Международные документы о правах человека
В развитие международных документов в рамках ООН были приняты: Конвенция 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него; Конвенция 1965 г. о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества; конвенция 1973 г. о пресечении преступления апартеида и наказании за него; Конвенция 1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Конвенция прав ребенка 1949 г.; Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда, занятости; Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования и др. Только Международная организация труда приняла почти 200 конвенций (1) по различным социальным и экономическим правам.
Не меньшее значение (в том числе для Российской Федерации) имеет принятие Советом Европы Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) 1950 г. и 12 дополнительных протоколов к ней, включая протокол об отмене смертной казни; а также принятие Европейской Социальной Хартии в редакции 1961 и 1996 гг.; Европейской Конвенции о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г.; Европейской Хартии местного самоуправления 1985 г.; Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств 1995 г.; Европейской Конвенции о выдаче преступников 1957 г.;
Конвенции о передаче осужденных лиц 1983 г.; Европейской Конвенции о пресечении терроризма 1977 г.; Европейской Хартии региональных языков и языков меньшинств 1992 г.; Европейской конвенции об осуществлении прав детей 1996 г.; Европейской Конвенции о гражданстве 1997 г.; Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины 1997 г. и дополнительного протокола к ней относительно запрета на клонирование человеческих существ 1998 г.; Конвенции о борьбе с коррупцией 1999 г. и других документов этой международной организации.
Российская Федерация ратифицировала основополагающие Конвенции Совета Европы, за исключением Европейской Социальной Хартии, о которой до настоящего времени идут споры в правительственных и парламентских кругах.
Не остается в стороне от участия в разработке тематики прав человека и Европейский Союз. В этом смысле большое значение в будущем будут иметь Хартия Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г., которая «помещает человеческую личность в центр своей деятельности посредством введения гражданства
Союза и создания пространства свободы, безопасности и правосудия» (преамбула Хартии).
«Этот документ впервые ставит своей целью защиту личности не от государства (или не только от государства) и его органов, но и от надгосударственной организации и ее органов. За Хартией, весьма вероятно, может последовать целая серия аналогичных источников права».
В настоящее время, по мнению многих авторов, сложилась универсальная концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека, нашедшая свое закрепление и развитие в международно-правовых документах. Она опирается на следующие принципы.
Во-первых, все права человека неделимы, одинаково важны, составляют единый комплекс. Недопустимо противопоставление какого-нибудь одного права или свободы другим. Иначе стремление добиться соблюдения одной группы прав и свобод может быть использовано для ущемления другой. Признание неделимости прав не исключает определенной их градации, приоритетов. Например, на первое место всегда ставится право на жизнь как важнейшее право.
Во-вторых, принцип уважения прав человека как один из основных принципов современного международного права не противостоит другим его принципам, а гармонично с ними сочетается. Поэтому никакие ссылки на необходимость защиты прав человека не могут оправдать попыток нарушить такие принципы, как уважение государственного суверенитета, невмешательство государств во внутренние дела друг друга, запрещение угрозы силой или ее применения в международных отношениях. Права и свободы человека не должны использоваться в качестве повода для посягательства на мир и безопасность, на независимость и равноправие государств, то есть на те основы, на которых базируется сама идея международного сотрудничества.
В-третьих, из суверенитета государства вытекает, что вся сфера его взаимоотношений с собственным населением - вопрос, в принципе, внутренний, регулируемый на национальном уровне. На этом основано сложившееся в практике Организации Объединенных Наций представление о том, что под нарушением принципа уважения прав человека следует понимать, прежде всего, общую политическую и правовую ситуацию в государстве, которая свидетельствует о том, что данное государство игнорирует свое обязательство уважать права человека, совершая массовые и грубые нарушения основных прав человека, являющиеся, например, результатом апартеида, расизма, колониализма, иностранной оккупации и т.п. Многие годы считалось, что отдельные нарушения прав конкретных лиц (индивидуальные случаи) обычно относятся к внутренней компетенции государства и не могут быть, поэтому предметом рассмотрения в ООН или других международных организациях.
В последнее время, однако, взгляды на эту проблему изменились.
То обстоятельство, что государство самостоятельно регулирует свои взаимоотношения с собственным населением, не означает его права на произвол. В процессе такого регулирования должны учитываться международные обязательства, прежде всего принцип уважения прав человека.
Наблюдается тенденция к расширению права международного сообщества рассматривать различные аспекты соблюдения прав человека в отдельных странах. Особенно это заметно в рамках общеевропейского процесса.
В-четвертых, область межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам (прежде всего по вопросам прав человека) должна быть деидеологизирована и деполитизирована. Это означает, что на уровне официальных межгосударственных контактов по гуманитарным вопросам признается необходимым исключить полемику идеологического характера, использование обсуждаемых вопросов в чисто политических целях. Кроме того, при обсуждении указанных вопросов государства должны стремиться к максимальной объективности, а не руководствоваться исключительно политическими интересами, например, преуменьшая масштабы нарушений прав человека в своих странах или даже вовсе их замалчивая и, наоборот, преувеличивая их в тех случаях, когда речь идет о государстве, отношения с которым по каким-либо причинам ухудшились. Сотрудничество государств по гуманитарным вопросам не может быть политическим именно потому, что это - часть межгосударственного сотрудничества, но оно не должно быть идеологизированным.
Приведенные выше пожелания имеют отношение и к Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации - Основного Закона страны, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Таким образом, Конституция Российской Федерации 1993 г., во-первых, иначе, чем это было в ранее действующем законодательстве, решает проблему соотношения правовой системы Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации: они являются составной частью правовой системы России.
Во-вторых, в основе правовой государственности в Российской Федерации лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе. Для этого они должны быть признаны самой Российской Федерацией, без чего эти принципы и нормы не могут считаться частью национальной правовой системы и порождать юридические обязательства для российского государства, его органов и должностных лиц. При этом источниками общепризнанных принципов и норм международного права являются как обычные, так и специальные конвенции; международный обычай и общие принципы права, признанные цивилизованными народами.
В-третьих, ныне действующая Конституция Российской Федерации идет значительно дальше в признании приоритета международных договоров Российской Федерации перед нормами отечественного законодательства, поскольку в случае коллизии между ними приоритет отдается международному договору, нормам международного права. Правоприменители в пределах своей компетенции не только вправе, но и обязаны применять правила международных договоров для разрешения конкретных дел, и, что очень важно, физические и юридические лица вправе прибегать к нормам международного права для защиты своих прав.
Следует также отметить, что международно-правовые документы содержат не только правочеловеческие принципы, которым должны следовать государства в области внутренней и внешней политики, но и общечеловеческие стандарты прав и свобод человека и гражданина, личности.