Конспект лекций по предмету "Гражданское право"


Суд как гарант прав личности

Суд как гарант прав личности
Судебная власть - один из видов государственной власти, самостоятельно осуществляющий правосудие. Оно осуществляется специальными государственными органами - судами, которые от имени государства вершат правосудие, и в этом состоит их совершенно особая юридическая, а также политико-социальная роль и назначение в обществе.
К отличительным признакам правосудия относится также то, что оно может осуществляться только особым органом - судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность. При этом важно иметь в виду, что органом правосудия может быть не всякое учреждение, в наименовании которого имеется слово «суд», а только такое, которое специально уполномочено на отправление правосудия. Так, третейские суды, суды чести, Судебная палата по информационным спорам органом правосудия не является.
Проблемы судебной власти долгое время не являлись традиционными для исследования в отечественном конституционном праве. Само понятие судебной власти советской правовой науке было мало знакомо, т. к. судебные органы рассматривались лишь с позиций организации судебной деятельности, а не с позиций понятия власти как таковой. Что касается научной литературы СССР, была известна монография о конституционных проблемах организации судебных органов.
Президент России в Послании Федеральному Собранию в 1998 г. замечает, что наступил определенный перелом в отношении судебной власти, что выразилось в принятии важных федеральных законов в области судебно-исполнительной деятельности и в увеличении бюджетного финансирования. «Поэтому важно не ослаблять внимание к проведению судебной реформы, которая призвана создать сильную судебную власть, охраняющую и защищающую право как ценность, исключить всякие попытки действовать не правовыми средствами, от кого бы они ни исходили». И только после этого станет возможным преодолеть свойственные системе судебной власти недостатки, в силу которых она не выполняет роли, отводимой ей в правовом государстве. К глубокому сожалению, институты судебной власти пока не могут в полной мере обеспечивать правовую защищенность граждан.
На данном этапе развития правовой науки просматривается важность исследования содержания конституционных основ осуществления судебной власти в современный период, характера конституционного регулирования в обеспечении основных принципов правосудия. И следует отметить, что названные проблемы уже начинают широко освещаться в учебной и научной литературе, формируется четкая линия по рассмотрению судебной власти с позиций общей концепции народовластия и в качестве самостоятельной сферы государственно-властной деятельности и в контексте общей концепции разделения власти на ветви.
Если учитывать, что Конституция России закрепляет принадлежность всей полноты государственной власти народу (ч. 1 ст. 3 и ч. 2. ст. 3), получается, что официально подтверждается концепция единства власти народа, который выступает носителем и субъектом всей государственной власти. Тогда становится ясно, что судебная власть является одной из важнейших сторон воплощения народовластия. Именно она, судебная власть, обеспечивает соответствующие формы и методы организации полновластия народа в специфической сфере его осуществления. «Это выражается в создании механизма реализации прав гражданского общества и каждой личности, защиты от посягательств установленного в государстве правопорядка. Утверждения социальной справедливости. Именно посягательство на них служит основанием применения судебной власти».
В свою очередь, являясь отражением единства и неделимости власти многонационального народа России как источника и субъекта всей государственной власти, судебная власть сама приобретает государственный характер как целостная социальная и правовая категория. Итак, судебная власть является одним из продуктов осуществления принципа «разделения властей», который обеспечивает распределение сфер руководства делами общества в механизме народовластия; по своим функциональным признакам она является государственной властью; по предметному назначению - составляет конкретную форму деятельности государства, организационно оформленную как система правосудия.
Судебная власть существенно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), как это делает парламент (исключением являются рассматриваемые прецеденты в странах общего английского права). Он не занимается государственным управлением. Власть суда имеет достаточно конкретный характер, он действует в особой процессуальной форме, причем нарушение формы процесса может повлечь за собой отмену решения суда, которое в принципе могло быть правильным по существу. При этом суд рассматривает конкретные дела: уголовные, гражданские, административные, конституционные и иные. Судебная власть осуществляется единолично судьей или судебной коллегией, но обязательно действующими в судебном процессе в форме особой процедуры. Коллегия может иметь в своем составе помимо судей профессионалов и определенное число народных или присяжных заседателей. Участие заседателей в судебном процессе, помимо представительства населения, еще и разрешает проблему «профессиональной деформации» судьи. Для любого судьи его повседневная работа, высокое значение осуществления правосудия превращается в обыденное дело. Это, своего рода, «судебная болезнь», которую помогают излечить заседатели. Например, в Японии нет института заседателей, но на заседание суда приглашается несколько судей в качестве экспертов или советников.
Как было сказано выше, элементом содержания судебной власти является ее назначение в качестве конкретной формы государственной деятельности - осуществления правосудия. Правосудие - есть государственная деятельность, осуществляемая судом, по рассмотрению и разрешению конституционных, уголовных, гражданских и административных дел в установленных законом правовых (процедурных) формах, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.
Правосудие в Российской Федерации как самостоятельная форма государственной деятельности осуществляется на основе ряда принципов. Принципы правосудия - это общие руководящие, исходные правовые положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. К ним следует отнести: участие общественности в отправлении правосудия; гласность; состязательность сторон; национальный язык судопроизводства; независимость судей; коллегиальность и единоличное разрешение дел в судах; публичность и неприкосновенность судей; а также равенство граждан перед законом; право подсудимого на защиту; законность; презумпция невиновности.
Судебная власть осуществляется специальными государственными органами - судами, которые составляют систему судов. Судебная система Российской Федерации представлена: Конституционным Судом Российской федерации и Конституционными (Уставными) Судами республик и иных субъектов Российской Федерации; Верховным Судом Российской Федерации, специализированными и Военными судами, Высшими судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, а также районными судами и системой мировых судей; Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, федеральными Арбитражными судами округов и Арбитражными судами субъектов Федерации. Особая роль среди специальных судов принадлежит конституционным судам, осуществляющим контроль за конституционностью правовых актов.
Осуществляя государственную власть в особой форме, суд не изолирован от других ветвей власти: он применяет законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства. Исполнительная власть, в свою очередь, реализует его судебные решения (тюремное содержание заключенных, организация исправительных работ, принудительное взыскание имущества и т. д.).
Положение самого суда в обществе крайне противоречиво. Судебная власть велика, и суд обладает рядом больших полномочий, которыми не могут обладать ни законодательная, ни исполнительная власти. Вынося решение, суд может отобрать у лица имущество, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить решение, может лишить родителей родительских прав в отношении детей, лишить человека свободы и т. д. С другой стороны, судебная власть достаточно слаба, потому что не опирается на поддержку избирателей, граждан, как например, законодательная. Она не имеет достаточных силовых механизмов, кроме деятельности судебных приставов. Таким образом, вся сила этой ветви власти строится на уважении суда всеми гражданами и должностными лицами данного государства, на неукоснительности и непререкаемости исполнения судебных решений.
Главное назначение и отличие суда от органов других ветвей власти в том, что суд рассматривает и разрешает конфликты в обществе. При этом суд обеспечивает господство права, решая дела в соответствии с законами и внутренними убеждениями, сложившимися у судей.
В качестве основных признаков судебной власти как вида государственной власти следует назвать: организующий характер судебной власти, поскольку с ее помощью обеспечивается социальное управление в специфической сфере; как государственная власть вообще, судебная также имеет универсальный характер, поскольку функционирует в различных сферах общества. Существенным признаком судебной власти является наличие в ее непосредственном ведении правовых и идеологических ресурсов (информационные, организационные, технические и иные). Судебная власть распространяется на всех граждан, органы, организации независимо от их участия в судопроизводстве. При этом обеспечивается предметный характер судебной власти, т. е. применимость ее полномочий к соответствующим объектам. По своему субъектному составу судебная власть характеризуется высоким профессионализмом должностных лиц, осуществляющих эту власть. Таким образом, следует сделать вывод, что механизм реализации социально-волевого характера судебной власти является проводником в жизнь принципа разделения властей, с выделением признаков организующей, универсальной, предметной и профессиональной судебной власти.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.