Охрана земель
Правовая охрана окружающей среды подразумевает охрану как всей совокупности природных ресурсов, составляющих природную среду, так и каждого из этих природных ресурсов и природных объектов. Первостепенное значение среди них имеет правовая охрана земель как основы агропромышленного комплекса.
В статье 9 Конституции Российской Федерации предусматривается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории. Эта формула является фундаментом прав и обязанностей государства, общества и землеобладателей заниматься использованием и охраной земли как общим достоянием.
В Земельном кодексе Российской Федерации и других федеральных законах осуществляется реализация основных принципов земельного законодательства, т. е. двуединого назначения земли: как важнейшего компонента природы, всей окружающей природной среды и как средства производства (в сельском и лесном хозяйстве) и пространства для развития промышленности, аграрного комплекса и иной хозяйственной деятельности.
Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям агропромышленной и иной хозяйственной деятельности.
Цели охраны земель достигаются реализацией системы правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление репродуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.
Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учетом их зональных и региональных особенностей. Эти положения, как и описания целей, задач, направлений, носят преимущественно теоретико-методический характер и надо добиваться, чтобы они обладали силой.
В Статье 13 ЗК РФ предусматриваются обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по охране земель. В целях охраны использования земель для сельского хозяйства получили распространение разработка, обсуждение и реализация федеральных, региональных и местных программ, рассматриваемых и утверждаемы Правительством Российской Федерации, на коллегиях Минсельхоза России, в представительных органах субъектов Федерации, в органах местного самоуправления, финансируемых из соответствующих бюджетов. Программы охватывают периоды от одного года до пяти-десяти лет и посвящаются борьбе с ветровой и водной эрозией, сохранению плодородия почв и мелиоративным работам, предупреждению деградации и сохранению сельскохозяйственных и других ценных земель. Выполнение программ сталкивается с большими трудностями в основном финансового порядка.