Органы контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Правовые основы борьбы с наркоманией
Борьба с наркоманией - одна из приоритетных задач государства. Для ее осуществления требуется комплекс законодательных мер. Так, Указом Президента РФ была запрещена свободная реализация продукции забот, услуг и отходов производства, которые могли способствовать распространению наркотических средств и психотропных веществ. Утверждено Положение о правительственной комиссии по противодействию злоупотреблениям наркотическими средствами и их незаконному обороту.Основные задачи комиссии включали выработку и осуществление, на основе межправительственных и межведомственных соглашений, мероприятий по обеспечению реализации государственной политики по контролю за наркотиками.
К полномочиям комиссии относилось принятие обязательных решений по пресечению незаконного оборота наркотиков; заслушивание отчетов должностных лиц органов исполнительной власти по вопросам деятельности комиссии; внесение предложений о распределении финансовых средств и материальных ресурсов; сотрудничество с международными организациями и ряд других.
Постановлением Правительства РФ устанавливаются государственныe квоты, в пределах которых осуществляется производство, хранение ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с постановлением их суммарное производство, ввоз (вывоз) для любыx целей не мог превышать ранее установленного объема, а внесение изменений могло иметь место только по постановлению Правительства Российской Федерации.
Важным шагом в деле усиления борьбы с наркоманией стало принятиe Федерального закона от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах психотропных веществах», которым установлены правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
Согласно закону государственная политика в этой сфере отношений регулируется на следующих принципах:
государственная монополия на основные виды деятельности, связанныe с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических веществ;
координация деятельности федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотиков на многосторонней и двусторонней основе.
В организационном плане предусматривалось создание и функционирование по решению Президента и Правительства РФ специально уполномоченных органов исполнительной власти по решению задач в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
Субъектам Российской Федерации предоставлялось право создавать такие органы на региональном уровне, осуществлять правовое регулирование и организовать исполнение законодательства РФ о наркотических средствах и психотропных веществах. Негосударственным организация и объединениям запрещалось осуществлять такое регулирование.
Закон детально регламентировал особенности деятельности по производству, изготовлению и переработке наркотических средств и пcиxотропных веществ, их хранению, перевозке и пересылке; определял порядок отпуска физическим лицам; использование в медицинских целях, ветиринарии, а также в научных и учебных целях.
Значительное место в законе уделено правовому регулированию пpотиводействия незаконному обороту наркотиков. Проведение таких мер возлагалось на МВД России, Генерального прокурора, Министерство здравоохранения, Федеральную службу безопасности, таможенную, пограничную и Службу внешней разведки Российской Федерации, а также на другие государственные органы исполнительной власти.
Организация противодействия наркомании осуществлялась на основе соответствующих федеральных целевых программ, которые были пpизваны обеспечивать координацию деятельности всех причастных к их исполнению органов государственной власти. Финансирование целевых программ осуществлялось за счет средств федерального бюджета, a тaк же путем создания специальных внебюджетных фондов.
Согласно закону противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ включало ряд мер, связанных с спецификой данной сферы общественных отношений. В их числе:
- медицинское освидетельствование лиц, в отношении которых ест основание полагать, что они находятся в состоянии наркотического опьянения или больны наркоманией. Такие меры проводятся на основании решения судьи, прокурора, по постановлению следователя или дознавателя
- установление ограничения на занятия отдельными видами профессиональной деятельности больных наркоманией. Перечень видов такой деятельности определяется Правительством РФ;
- наркологические средства, психотропные вещества, инструменты или оборудование для их приготовления подлежат конфискации и обращению в доход государства или уничтожению;
- пропаганда каких-либо преимуществ наркотиков или деятельности, направленной на их производство и распространение средствами массовой информации, запрещалась и влекла ответственность, установленную законом;
- ликвидация юридических лиц, осуществляющих финансовые операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств;
- должностные лица органов, на которые возложена ответственность осуществлять противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, обязаны принять меры, обеспечивающие привлечение виновных к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон 1998 г. регламентировал широкую палитру правовых мер, которые должны были осуществляться с целью борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В числе исполнителей перечислены практически все правоохранительные органы Российской Федерации.
Указом Президента от 20 сентября 2002 г. при МВД России было образовано новое структурное подразделение - Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ во главе с заместителем министра внутренних дел.
На комитет и его органы на местах, созданные на базе главного управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, возлагалось исполнение законодательства Российской Федерации, регулирующего отвеетственность за незаконный оборот наркотиков, ведение банка данных по вопросам противодействия наркомании, координация с другими органами власти мер по предотвращению и пресечению наркопреступности.
Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» Госкомитет по противодействию незаконному обороту наркотиков при МВД России был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Госнаркоконтроль России.
Госнаркоконтроль России - специально уполномоченный орган, обеспечивающий исполнение законодательства РФ в сфере борьбы с нарушением и незаконным оборотом наркотических веществ. Общая численность вновь созданного правоохранительного органа определена в количестве 40 тысяч штатных единиц, в основном за счет перевода на новую службу сотрудников ранее упраздненной налоговой полиции Российской Федерации.
В связи с проведением административной реформы и в целях совершенствования государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств Госнаркоконтроль России был преобразован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. было установлено новое на именование службы - Федеральная служба Российской Федерации m контролю за оборотом наркотиков и утверждено Положение о ней.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их обороту.
Основными задачами ФСКН России являются:
-обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и противодействие их незаконном обороту;
- выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов ФСКН России
- координация деятельности федеральных и региональных органов государственной власти по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
- участие в разработке и реализации государственной политики в области оборота наркотиков и противодействия их незаконному обороту;
- создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств и психотропных веществ;
- осуществление взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств, представление интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков.
ФСКН России осуществляет свою деятельность непосредственно (или) через входящие в ее систему территориальные органы управления иные организации и подразделения, созданные для реализации возложенных на нее задач.
С учетом стоящих задач определены полномочия ФСКН России. Их можно разделить на несколько основных групп.
Информационно-аналитические и нормотворческие:
обработка и анализ информации в области незаконного потребления и оборота наркотических средств; ведение единого банка данных, касающихся оборота наркотических средств и психотропных веществ; подготовка и внесение Президенту и Правительству РФ предложений по совершенствованию соответствующей нормативной правовой базы; разработка и участие в выполнении федеральных целевых программ по реализации мер борьбы с наркоманией.
Борьба с преступностью и иными правонарушениями: осуществление оперативно-розыскных мероприятий, дознания и следствия по делам, отнесенным к подследственности органов Госнаркоконтроля России; производство по делам об административных правонарушениях; проведение криминалистических и других экспертных исследований; осуществление профилактических мероприятий по предупреждению незаконного потребления и оборота наркотических средств.
Контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: контроль за оборотом наркотических средств, в том числе лекарственных наркотических и психотропных средств; согласование порядка отпуска наркотических средств гражданам; за хранением, перевозкой и уничтожением конфискованных или изъятых из оборота наркотиков; представление в суд требований о ликвидации юридических лиц в случаях нарушения законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах.
Международное сотрудничество: участие в разработке проектов международных договоров и представление интересов Российской Федерации в международных организациях в рамках своей компетенции; направление официальных представителей ФСКН России в иностранные государства.
Обеспечение собственной безопасности: защита сотрудников органов ФСКН России и лиц, оказывающих содействие этим органам, их близких и имущества от преступных посягательств; разработка и приобретение специальных технических средств, закупка вооружения; обеспечение соблюдения правил оборота оружия в системе органов ФСКН России; организация шифровальных работ и мер по обеспечению государственной и «и охраняемой законом тайны.
Работа с кадрами: организация подготовки и переподготовки персонала., материально-техническое и финансовое обеспечение; медицинское и санаторно-курортное обслуживание; пенсионное обеспечение.
Особо отметим, что к числу правоохранительных функций ФСКН России отнесены предварительное следствие и дознание по уголовным делам, а также применение норм ответственности за административные правонарушения.
Следователи органов ФСКН России ведут предварительное следствие при наличии отягчающих обстоятельств (рецидив, совершение npecтуплений группой, крупный размер), включая дела о преступлениях контрабанда наркотиков; незаконное хранение, изготовление и переработка на наркотиков с целью сбыта; хищение или вымогательство наркотических средств; склонение к потреблению наркотиков; организация либо содержание притонов для потребления наркотиков и некоторые другие.
По этим же преступлениям без учета отягчающих обстоятельств проводится дознание оперативными сотрудниками органов наркоконтроля.
По ряду уголовных дел о незаконном предпринимательстве: легализации незаконных доходов и некоторым другим преступлениям в сфере экономической деятельности, а также по делам о получении или дачи взятки и другим предварительное следствие ведется следователями opгана, выявившего эти преступления.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях руководители Госнаркоконтроля России и их заместители рассматривают дела: о незаконном приобретении или хранении наркотических веществ без цели сбыта (ст. 6.8); о непринятии мер по обеспечению режима oxpaны посевов, мест хранения и переработки растений, используемых для изготовления наркотических средств (ст. 10.4), и непринятия мер по уничтожению дикорастущих растений такого рода (ст. 10.5), а также потребления наркотиков в общественном месте (ст. 20.20).
Кроме того, по ряду административных правонарушений сотруднику органов Госнарконтроля предоставлено право составлять протоколы с передачей их на рассмотрение уполномоченным органам и должностным лицам.
В соответствии с Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. ФСКН России возглавляет директор в ранге федерального министра, назначен на должность Президентом РФ. В ФСКН России введены должности трех заместителей директора, назначаемых на должность Президентом РФ и 10 департаментов по основным направлениям деятельности. Общая численность сотрудников центрального аппарата определена в количестве 1400 единиц.
Структура ФСКН России как единой системы органов состоит из следующих подразделений:
1) Федеральная служба наркоконтроля России - центральный аппарат;
2) региональные управления по федеральным округам;
3) управления в субъектах РФ;
4) организации и подразделения, обеспечивающие деятельность системы ФСНК России (экспертно-криминалистические, оперативно-технические, материально-технического обеспечения и другие).
ФСНК России (центральный аппарат) состоит из следующих департаментов:
организационно-региональной деятельности;
оперативно-розыскной;
межведомственной и информационной деятельности;
следственный;
международно-правовой;
кадрового обеспечения;
оперативного обеспечения;
специального и криминалистического обеспечения;
тылового обеспечения;
административный аппарат.
В состав департаментов входят управления с учетом характера их деятельности. Так, в департамент организационно-региональной деятельности входят управления по числу федеральных округов и организационно-инспекторское управление; в оперативно-розыскной - 3 управления: по противодействию наркопреступности, подрыву экономических основ наркопреступности, по контролю за легальным оборотом наркотиков и отдел дознания и административной практики.
Директор ФСНК России:
- организует работу, руководит на принципах единоначалия деятельностью органов наркоконтроля и несет ответственность за выполнение возложенных на них задач;
-устанавливает полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними и полномочия других должностных лиц по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых и иных вопросов, относящихся к компетенции ФСКН России;
- информирует Президента РФ и Председателя Правительства РФ по вопросам, отнесенным к компетенции ФСНК России и вносит на их рассмотрение проекты нормативных актов и предложений, касающихся совершенствования законодательства по вопросам в установленной сфере деятельности;
- представляет ФСНК России в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти Российской Федерации, а также компетентными органами иностранных государств;
- создает, реорганизует и упраздняет в соответствии с законодательством Российской Федерации территориальные органы, а также подразделения и организации, обеспечивающие деятельность органов службы наркоконтроля; назначает на должность и освобождает от должности их руководителей;
- присваивает сотрудникам органов ФСНК России специальные звания до полковника полиции включительно и квалификационные разряды государственным служащим системы;
- вносит на рассмотрение Президента РФ предложения на утверждение членов коллегии и утверждает положение о коллегии ФСНК России;
- распоряжается финансовыми средствами, в том числе валютными выделяемыми из федерального бюджета на содержание органов ФСНК России, а также осуществляет ряд других полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ФСНК России образована коллегия из 18 членов, состав которой кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждается Президентом РФ.
Решения коллегии оформляется приказом ФСНК России. При наличии разногласий председатель коллегии реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ. Члены коллегии могут довести свое мнение до сведения Президента РФ.
Решения, принятые на совместных заседаниях коллегии ФСНК России и других федеральных органов исполнительной власти, оформляются совместными приказами руководителей соответствующих ведомств.
Для обеспечения эффективной деятельности Госнарконтроля России важнейшее значение имеет организация службы во вновь созданном правоохранительном органе. Правовая основа и порядок службы, впредь до принятия федерального закона, установлены Указом Президента РФ о 5 июня 2003 г., утвердившим Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с положением персонал сотрудников Госнарконтроля России включает следующие категории:
сотрудники - проходящие службу в этих органах граждане, которые в установленном порядке присваиваются специальные звания;
федеральные государственные служащие - граждане, занимающие должности федеральной государственной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
работники Госнаркоконтроля России - граждане, занятые техническим обеспечением функций органов службы наркоконтроля, трудовые отношения с которыми регулируются законодательством о труде.
В соответствии с Положением на службу принимаются граждане в возрасте от 20 до 40 лет, владеющие русским языком, способные по своим личным и профессиональным качествам, состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности.
К числу ограничений при приеме и прохождении службы относятся наличие судимости или привлечение к уголовной ответственности; отказ от прохождения процедуры проверки, в том числе и от обязательной дактилоскопической регистрации; наличие гражданства другого государства решение компетентных органов об отказе в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, и некоторые другие.
Регламентированы права и обязанности сотрудников, порядок присвоения специальных званий, меры поощрения и дисциплинарной ответственности.
Нормы, регламентирующие порядок прохождения службы, регулируют режим рабочего времени, меры социальной защиты, медицинского, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.
Включены и некоторые специфические требования к службе. Так, в исполнение должностных обязанностей входят участие в сборах, учениях и спортивных соревнованиях; действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства граждан; нахождение в положении заложника в связи с исполнением обязанностей службы.
Положение определяет порядок привлечения сотрудников для выполнения специальных заданий по выявлению, предупреждению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Сведения о такой деятельности сотрудника могут быть преданы гласности только с его письменного согласия.