Конспект лекций по предмету "Правоохранительные органы"


Понятие и отличительные признаки правосудия

Понятие и отличительные признаки правосудия
В общем виде конституционные принципы правосудия можно рассматривать как закрепленные Конституцией Российской Федерации или вытекающие из ее норм основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Эти идеи определяют построение судов, их демократизм.
Конституционные принципы правосудия должны быть опосредованы в отраслевом законодательстве, т. е. в федеральных законах о судебной системе, о судах, о судьях. Частично это сделано в рамках принятых за последние годы федеральных конституционных законов о Конституционном Суде, об арбитражных судах, о судебной системе. Учтены указанные положения Конституции при подготовке ныне уже действующих Уголовно-процессуального и Арбитражного процессуального кодексов России, а также при принятии новой редакции федеральных законов о прокуратуре и о статусе судей, а также при внесении изменений и дополнений в законодательство о судоустройстве.
Термин «правосудие» определяется в русском языке как деятельность правовых, судебных органов, т.е. в прямом смысле как суждение (в нашем случае - суда) о правах, обязанностях и ответственности кого либо на основе применения закона, в конечном итоге как способ реализации судебной власти.
Наиболее существенные стороны правоохранительной деятельности суда осуществляются именно путем правосудия, которое является главным содержанием судебной власти, ее основной функцией. Обращаясь к судебной сфере в целом, отметим, что именно с проблемами правового регулирования правосудия связана детальная законодательная регламентация.
Конституция Российской Федерации определила формы судопроизводства, в которых осуществляется правосудие (ст. 118); утвердила главную задачу правосудия-обеспечивать права и свободы человека (ст. 18); установила право граждан участвовать в отправлении правосудия (п. 5 ст. 32).
Конституционные нормы получили дальнейшую детализацию и развитие в федеральных конституционных и федеральных законах о судоустройстве, судебной системе, статусе судей, о военных, арбитражных судах и других. Особое место в регламентации правосудия занимает процессуальное законодательство. В Уголовно-процессуальном, в Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах Российской Федерации систематизированы нормы, регламентирующие деятельность судов при осуществлении правосудия, права, обязанности и ответственность всех участников судебного процесса.
Особая роль правосудия ставит вопрос о его соотношении с судебной властью в целом. Доминируют два различных подхода. В одном случае с правосудием отождествляются все функции судебной власти, в другом - только судопроизводство по уголовным, гражданским (арбитражным) делам. Представляется, что оба подхода нуждаются в определенной корректировке.
Такие функции судебной власти, как исполнение судебных решений и приговоров по гражданским и уголовным делам; контроль за законностью действий и решений органов и должностных лиц государственной власти, включая и обоснованность применения мер процессуального принуждения (аресты, обыски, опись имущества и др.) в ходе предварительного расследования; принятие решений о допустимости применения некоторых мер оперативно-розыскного характера; участие в формировании судейского корпуса, не могут, строго говоря, быть отнесены к правосудию.
В соответствии с действующим законодательством исполнение судебных актов по гражданским, уголовным делам и в некоторых других случаях возложено на судебных приставов-исполнителей, которые входят в систему Министерства юстиции, т.е. органов исполнительной власти. Отнесение их деятельности к правосудию противоречит принципу разделения и самостоятельного функционирования органов судебной и исполнительной власти.
С учетом особенностей судебной процедуры, существенно отличающихся от правосудия по рассмотрению уголовных, гражданских, арбитражных дел, не могут быть отнесены к правосудию контроль за законностью деятельности государственных органов и должностных лиц, в том числе в ходе предварительного расследования и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также организационные меры по формированию судейского корпуса.
С другой стороны, недопустимо исключать из правосудия рассмотрение дел об административных правонарушениях. Сторонники этой точки зрения обычно ссылаются на Закон «О судоустройстве РСФСР», который относит к правосудию только рассмотрение гражданских и уголовных дел. Заметим, что в том же Законе о судоустройстве устанавливается, что в случаях, предусмотренных законодательством, районный суд (судья) рассматривает и дела об административных правонарушениях (ч. II ст. 25), что соответствует конституционной норме, включающей в сферу деятельности суда административное судопроизводство.
Добавим, что участие суда в административном судопроизводстве из года в год растет. В настоящее время в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях судебное разбирательство проводится по значительному числу правонарушений, затрагивающих многие важные стороны государственной и общественной жизни: нарушения избирательного законодательства, посягательства на порядок управления, нарушение режимов пограничной зоны, континентального шельфа и многие другие.
Можно указать на характерные признаки правосудия как способа реализации судебной власти, обеспечивающего государственную правоохранительную деятельность и его отличие от функций других государственных органов:
правосудие осуществляется только судом и лишь установленными законами способами, т.е. путем разрешения в судебных заседаниях гражданских (арбитражных), уголовных дел и материалов об административных правонарушениях;
каждая форма осуществления правосудия регулируется соответствующими законодательными актами, обеспечивающими соблюдение демократических основ (принципов) и предоставляющими его участникам необходимые гарантии защиты прав и отстаивания своих интересов.
Таким образом, правосудие - это деятельность независимого суда, основанная на соблюдении демократических принципов судопроизводства, в рамках установленного законом процессуального порядка и применение на этой основе в необходимых случаях мер государственного воздействия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.