В середине 60-х гг. XX века передовые страны пришли к заключению, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности, обнаруживается глубокое противоречие между ними. Так, например, колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния сотен миллионов людей; глобальный характер приобрел экологический кризис, создающий реальную угрозу тотального разрушения среды обитания всех землян; безжалостность в отношении растительного и животного мира превращает человека в жестокое бездуховное существо.
Все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличение технического могущества. Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию.
Ныне дегуманизация затронула как образование, так и техническую деятельность. Усилия, направленные на преодоление кризиса в обеих сферах, должны привести к формированию качественно новой личности специалиста, неотъемлемыми чертами которого должны стать:
· высокий интеллект и глубокие знания
· самоорганизованность
· профессиональная мобильность
· ответственность за последствия собственной деятельности
· стремление к саморазвитию
· творческое мышление
· интуиция
· коммуникативная компетентность
Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличностность образования, его отчуждение от реальной жизни.
При этом специалисты обращают внимание на следующие основные моменты:
1.Современный научно-технический прогресс объективно диктует расширение культурного пространства специалиста, что требует преодоления узкой специализации и технократических установок. Технократизм - концепция, преувеличивающая роль техники, технологий в развитии не только материальной деятельности человека, но и всей социальной жизни, общества в целом.
2. Современное образование должно стать синтезом гуманитарной и технической культуры, что позволит избежать отчуждения творцов науки и техники от гуманистических ценностей.
3.Гуманитаризация образования не является данью моде, самоцелью, а служит формированию в равной степени как компетентного специалиста, творчески мыслящего профессионала, так и личности в полном смысле этого слова, способной подчинить любые технические изобретения и научные открытия человеческим целям. Гуманитаризация образования - это, в конечном счете, его гуманизация, «очеловечивание» специальных и профессиональных дисциплин через выявление их вклада в общечеловеческую культуру, через раскрытие смысложизненных аспектов профессиональной деятельности. Проблема гуманитаризации профессионального образования, в том числе технического носит дискуссионный характер.
Попробуйте обсудить в группе такие вопросы: Как соотносятся культурная ценность науки и техническая сторона культуры? Каковы ценностные ориентиры технического прогресса как условия выживания и развития человечества? В чем сила и опасность технократического мышления? Согласны ли вы с мнением русского мыслителя Н.А. Бердяева: «Машина и техника наносят страшное поражение душевной жизни человека, и прежде всего жизни эмоциональной, человеческим чувствам, душевно-эмоциональная стихия угасает в современной цивилизации».
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}