Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, города, края, области, города или района.
Субъектами управления системой образования в данном случае выступают министерство образования и науки РФ, управления образованием края, области или города.
Одна из отличительных особенностей современной системы образования - переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, обучаемым и их родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений. Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе РФ «Об образовании», принятом в 1992 году. В соответствии с ним сфера образования в России провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политической, международной сферах связываются с успехами в системе образования. Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программ развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти - Федеральным Собранием РФ на определенный промежуток времени. Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе РФ «Об образовании»:
-гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине;
-единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
-общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
-светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; (Дополнительно) .
-свобода и плюрализм в образовании; Предоставление свободы выбора форм обучения по желанию детей, их родителей.
-демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан РФ на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.
Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов.
Необходимость стандартизации вызвана двумя основными обстоятельствами.
1.Необходимость создания в России единого образовательного пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений, как государственных, так и частных.
2.Вхождение России в мировое образовательное пространство, что требует учета тенденций развития образования в международной образовательной практике.
Понятие стандарта происходит от английского слова standart -норма, образец, мерило.
Стандарт образования - это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Государственные образовательные стандарты включают федеральный и национально-региональный компоненты и устанавливают:
· обязательный минимум содержания образовательных программ;
· максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
· требования к уровню подготовки выпускников.
Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие государственные органы управления образованием.
Государственные органы управления - министерства образования, управления образованием в краях, областях, автономных округах в границах своей компетенции решают такие вопросы:
· разработка и реализация целевых федеральных и международных программ;
· разработка государственных стандартов;
· установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании;
· государственная аккредитация образовательных учреждений;
· аттестация педагогических кадров;
· определение перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка;
· разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений;
· прогнозирование сети образовательных учреждений.
Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы.
Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.
Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, субъекты образования (студенты, их родители, преподаватели) действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, конфессиональных, профессиональных объединений и групп.
Диверсификация (в пер. с лат. - разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, университетов - как государственных, так и негосударственных.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}