Конспект лекций по предмету "Уголовный процесс"


Общая характеристика учения о доказательствах и доказывании

Общая характеристика учения о доказательствах и доказывании
Основу уголовно-процессуальной деятельности составляют действия по выяснению фактических обстоятельств события преступления, собиранию и закреплению сведений, подтверждающих это событие. Эта деятельность всегда связана с познанием обстоятельств прошлого, т.е. тех, свидетелем которых не были ни следователь, ни суд. Познать обстоятельства преступления они могут лишь опосредованным путем, основываясь на тех фактических данных о произошедшем событии, которые остались в объективном мире.
Познание в уголовном процессе носит удостоверительный характер, т.е. следователь, дознаватель должны не только уяснить произошедшее для себя, но и подтвердить это сведениями (доказательствами), которые необходимо закрепить, отразить в материалах уголовного дела. В силу этого познание в уголовном судопроизводстве называется доказыванием.
Нормы уголовно-процессуального права, которые регламентируют эту деятельность, указывают признаки доказательств, круг подлежащих доказыванию обстоятельств, содержание процесса доказывания и т.д., образуют доказательственное право. Оно является органической частью уголовно-процессуального права и может быть только условно выделено из всей его системы. Но в курсе учебной дисциплины принято выделять учение о доказательствах и доказывании (теорию доказательств).
Его предметом являются доказывание как деятельность и доказательственное право как совокупность соответствующих правовых норм. Теория доказательств изучает историю вопроса, разрабатывает научно обоснованные рекомендации, направленные на правильное понимание и осуществление доказывания в ходе уголовно-процессуальной деятельности, указывает практике пути правильного использования доказательств, формирования достоверных выводов по делу.
Таким образом, учение о доказательствах и доказывании, являясь теоретической базой доказательственного права, изучает юридические нормы (составляющие доказательственное право), которые определяют процессуальный порядок доказывания; разрабатывает проблемы доказывания как разновидности процесса познания; исследует специфические формы практики как критериев истинности выводов по делу; изучает понятие доказательств, понятие предмета доказывания, структуру процесса доказывания; вырабатывает гарантии объективности доказывания; исследует роль научно-технического прогресса в доказывании и т.д.
Учение о доказательствах и доказывании основывается на теории познания (гносеологии), которая раскрывает общие законы отражения объективной действительности в сознании людей и закономерности развития процесса познания. Эти законы действуют в любой области познавательной деятельности, они применимы как к познанию закономерностей развития природы, общества, так и к познанию частных групп фактов. Так как уголовно-процессуальная деятельность связана с познанием действительности, то учение о доказательствах и доказывании, доказательственное право и практическая деятельность органов предварительного расследования и суда основаны на теории познания (гносеологии), положения которой дают универсальный методологический ключ для познания обстоятельств совершенного преступления.
Но вместе с тем применение этих отправных положений предполагает интерпретацию с учетом специфики сферы познания. Познание в уголовном процессе имеет целый ряд особенностей, обусловленных особенностями уголовного судопроизводства как специфического вида государственной деятельности. Эти особенности заключаются в следующем:
1) в ходе познания, осуществляемого в уголовном процессе, не могут быть использованы произвольные средства и способы познания. Познание может осуществляться только с помощью средств, указанных в законе и называемых доказательствами, и только с помощью способов, предусмотренных процессуальной формой;
2) познание в уголовном процессе направлено на установление определенного в законе круга обстоятельств, значимых для разрешения уголовного дела. Таким образом, предмет познания заранее определен и ограничен в законе;
3) это познание может осуществляться лишь определенными, указанными в законе субъектами. Познание, осуществляемое иными лицами, не имеет процессуального значения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.