Конспект лекций по предмету "Философия"


Программа учебной дисциплины

ТЕМА 1. Философия и её предмет. Формирование представлений о предмете философии в процессе её зарождения и становления. Отношение «человек» «мир» как предмет мировоззрения. Мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия, философия. Философское мировоззрение и его особенности: всеобщность, целостность, универсальность, научность. Соотношение между философией и другими науками: естественными и гуманитарными. Основные проблемы и основной вопрос философии. Природа философских проблем и способ их решения. Соотношение предмета и метода философии. Диалектика как всеобщий метод мышления, логика мировоззрения. Теоретико-методологическая функция философии. Роль философии в жизни общества.
ТЕМА 2. Стадии развития философии. Исторические и социально - экономические предпосылки возникновения философских учений в древнейших центрах человеческой цивилизации. Философские школы в древней Индии и в древнем Китае. «Веды» как древнейший литературный памятник философствования. Понятие первопричин и первооснов всего существующего в древнекитайской философии. Философия древней Греции. Натурфилософские идеи (Фалес, Гераклит, Анаксимен, Анаксимандр). Учение Демокрита об атомах. Объективный идеализм Платона и его учение об обществе. Идеи Сократа, Аристотеля о человеке, его классификация наук: о логике, об обществе. Философия средневековья, её теоцентрический характер. Христианская апологетика. Философские взгляды Фомы Аквинского. Социокультурные предпосылки средневековой мусульманской философии. Учение аль-Фараби, влияние арабоязычной философии на возрождение идей свободомыслия в Европе. Философия эпохи Возрождения. Философские искания Николая Кузанского. Становление науки. Философскомировоззренческий смысл научных идей Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея. Философия нового времени. Критика религиозного сознания и схоластической философии. Французский материализм XVIII века (Ж. Ламерти, К. Гельвеций, Б. Гольбах, Д. Дидро). Просветительская трактовка проблемы человека (Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо). Социокультурные условия возникновения и развития классической немецкой философии. Философия И. Канта, её «докритический» и «критический» период. Философия и диалектика Г.В.Ф. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Формирование и развитие философских идей К. Маркса. К. Маркс о сущности человека. Место и роль философии К. Маркса в мировой философии.
ТЕМА 3. Философская мысль в России. Аксеологическая проблематика русской философии. Основные исторические формы русской философии. «Славянофилы» и «Западники» - два течения философской мысли России. Философские взгляды Белинского, Чернышевского, Пирогова, Ломоносова, Радищева. Русская религиозная философия XIX - XX вв. Философия всеединства В.С. Соловьева. Проблемы веры и разума в православном религиозном антеинтелектуализме (С. Булгаков, П. Флоренский). Философия Н.А. Бердяева. Русский космизм (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский).
ТЕМА 4. Философия XX века. Характерные черты общественно-политической жизни, прогресса науки и духовной культуры в XX веке. Их отражение в философии связанные с защитой и обновлением классических философских традиций (неокантианство, неопозитивизм и др.). Становление новой картины мира. Эмпириокритицизм и его разновидности (Э. Мах, Р. Авекариус, А. Богданов). Борьба рационализма и иррационализма в философии XX века. Идеи бессознательного и психоанализ (Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм). Человек в мире и мир в человеке: экзистенциализм, персонализм, философская антропология, существование человека и его сущность. Бытие человека и бытие мира (Ж. Сартр, О. Шпенглер, М. Хайдегер). Основные направления современной западной философии.
ТЕМА 5. Бытие. Материя. Сознание Мир как совокупная реальность. Проблема бытия. Категория бытия и её историческое развитие. Материя и идея как совокупные категории бытия, сущность и различия: единство, взаимослияние и взаимозависимость. Основные формы бытия: материально-предметная реальность, объективно-идеальное бытие (культура, наука, искусство) и бытие человека. Материя как философская категория. Современная наука о строении и свойствах материи. Связь различных уровней организации материи, их качественная специфика и несводимость друг к другу. Соотношение категорий субстанции и материи. Материальное единство мира. Проблемы сознания в философии. Соотношение бытия и сознания. Фундаментальная роль категории сознания в философии. Методологическое значение категории сознание для познания природы, общества, и человеческой деятельности. Понятие движения. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность как характеристики движения. Движение и развитие. Основные формы движения. Единство материи и движения. Пространство и время. Единство материи, движения, пространства и времени. Биологическое и социальное пространство и время. Время как мера человеческого бытия.
ТЕМА 6. Диалектика и её альтернативы Понятие метода. Методология как учение о методе. Особенности философского метода. Методы научного познания. Философская методология. Диалектика как наука о всеобщей связи и развитии. Отражение всеобщих и универсальных связей, а также взаимодействия явлений и процессов в понятиях как возможность понять мир в его единстве и развитии. Органическая связь истории философии и диалектики, исторические формы диалектики: античная диалектика, идеалистическая диалектика Гегеля, диалектический метод Маркса. Современные концепции диалектики в Западной философии (негативная диалектика, когерентная диалектика). Теория диалектики. Принцип совпадения диалектики, логики и теории познания.
ТЕМА 7. Категории философской науки. Основные законы диалектики. Категории как наиболее общие фундаментальные понятия философии, с помощью которых характеризуются и познаются изучаемые явления и процессы. Отражение в категориях наиболее общих свойств, связей и отношений вещей, закономерностей развития, действующих в природе, обществе, человеческом мышлении. Методологическое значение категорий. Основные категории диалектики: единичное, особенное и общее; содержание и форма; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность. Субстанция, причинность и взаимодействие. Свобода и необходимость, детерминизм и индетерминизм, Законы диалектики как внутренняя связь и взаимообусловленность явлений и процессов. Закон как форма всеобщности. Всеобщий характер законов диалектики как законов природы, общества, мышления. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Качество, как совокупность существенных свойств, характеризующих и определяющих «лицо» явления или процесса. Количество как мера, с помощью которой характеризуется наличие в той или иной степени свойства, присущего явлению или процессу. Скачок. Закон единства и борьбы противоположностей. Мир как единство противоположностей. Внутренняя противоположность сторон и тенденций объектов. Виды противоречий и способы их разрешения. Закон отрицание отрицания. Отрицание как неизбежный и закономерный момент во всяком развитии. Понятие развития. Цикличность, поступательность и преемственность как моменты развития. Развитие и прогресс, прогресс и регресс.
ТЕМА 8. Познание. Научное познание. Истина. Заблуждение. Ложь Познание как форма активной интеллектуальной деятельности человека. Проблема познаваемости мира и познавательных способностей человека в истории философии. Чувственное и рациональное в познании: их единство и суть различий. Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Общественная практика как основа и движущая сила познавательной деятельности. Субъект и объект познания. Уровни познания: эмпирическое и теоретическое, абстрактное и конкретное. Историческое и логическое познание. Структура познавательного процесса (предмет, цель, средство, результат). Познаваемость мира. Объяснение и понимание в познании. Знание как рациональное освоение деятельности. Наука как особая форма познания, единство знания и деятельности. Объективность и предметность научного познания. Этика и наука. Знание научное и ненаучное (обыденное, религиозное, художественное). Диалектическая взаимосвязь абстрактного и конкретного в познании. Научная теория и интуиция. Проблема истины. Абсолютная и относительная истина, их диалектика. Конкретность истины. Критерии истины. Практика как основной и всеобщий критерий истины. Истина и заблуждение. Ложь. Объективная истина. Критерии истинности знания. Язык как форма существования знания.
ТЕМА 9. Общество и законы его развития. Государство. Нации Проблемы сущности и происхождения общества в истории философии. Общественное развитие как, закономерный естественноисторический процесс. Философские концепции о происхождении общества (Ж.Ж. Руссо, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин). Общество как способ социального бытия людей, предпосылки его зарождения и этапы становления. Общественное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений. Понятие способа производства. Виды общественных отношений. Эволюционный и революционный способы социальных изменений. Социальный закон как проявление объективной, необходимой, устойчивой связи между общественными явлениями и процессами. Основные социальные законы: закон определяющей роли общественного бытия к общественному сознанию; определяющей роли способа производства по отношению к социальным институтам общества; определяющей роли производительных сил по отношению к экономическим отношениям; определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке. Род, племя, семья, община - первоначальные, социально - этнические общности людей. Родоплеменная общность как первичный производственный, социальный и этнический коллектив доклассового общества. Этапы развития общества и их характеристика. Народность и нация как уровни этнической общности людей; их основное отличие от родоплеменной общности. Семья и община как первые социальные общности людей доклассового общества. Разделение труда и появление частной собственности - основные принципы первоначальной дифференциации людей. Государство: сущность и происхождение. Социально - классовая структура современного общества и концепции, объясняющие её происхождение и структуру марксистская концепция, теория стратификации и мобильности (А. Тойнби, К. Ясперс, П. Сорокин). Социальное единство общества как основное условие его развития.
ТЕМА 10. Практика человеческий способ отношения к миру. Деятельность Становление идеи деятельной сущности человека в истории философии. Критика натуралистской и созерцательной трактовок отношения человека к миру. Определение практики. Практика как единство объективной и субъективной сторон. Целесообразность и целеполагание как моменты практической деятельности. Качественное отличие практики от поведения животных. Структура практической деятельности. Единство предмечивания и распредмечивания, объективного и субъективного в ней. Формы практики: производственная, общественно -историческая, научный эксперимент, техническая деятельность. Духовно-практическое освоение мира человеком. Практика основа всех форм жизнедеятельности человека.
ТЕМА 11. Формы общественного сознания. Сознание как внутренний момент практической деятельности и осознанное бытия. Общественно-историческая сущность сознания. Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая взаимосвязь. Целостность общественного сознания и его роль в историческом процессе. Формы общественного сознания. Нравственное сознание, его категории. Роль нравственного воспитания в процессе формирования личности. Правовое сознание. Правовые отношения и правовые взгляды. Сущность права. Правовая идеология, проблемы современной российской правовой реформы. Философия как методологическая основа идеологии и практики. Политическое сознание и политическая деятельность. Политические отношения и политические взгляды. Политическая идеология и политическая психология. Влияние философии на формирование политических воззрений. Религиозное сознание. Свобода совести и свободомыслия в духовной культуре. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Проблема духовного согласия на современном этапе. Религии и религиозные конфессии в России. Эстетическое сознание и его категории. Искусство как специфическая форма сознания и выражения эстетических отношений человека. Эстетическое воспитание и его роль в формировании личностных качеств человека.
ТЕМА 12. Человек и его сущность. Человек как высшая степень развития животных организмов, как субъект предмета практического развития. Решение проблемы специфики человеческого бытия в «философской антропологии». Соотношение биологического и социального в человеке. Проблемы человеческого начала. Человечество как мировое сообщество. Гуманистическая мера прогресса. Философия о смысле жизни, смерти, бессмертии человека.
ТЕМА 13. Личность. Сознание. Творчество Человек и личность. Понятие и суждения. Сознание как внутренний момент практической деятельности и осознанное бытие. Дух и сознание. Сознание - свойство высокоорганизованной материи и функция человеческого мозга. Биологические и социальные предпосылки возникновения сознания, закономерности его формирования. Этапы становления сознания. Сознание, язык, общение. Сознание и человеческая деятельность. Самосознание и личность. Преднамеренность, целенаправленность, проективность творчества как высшей формы активности человека. Диалектика свободы и творчества. Виды творчества: научно-техническое, художественное, социальное. Творчество и труд. Развитие творческих способностей и мышления человека. Талант и личность. Роль интуиции и воображения в творческом процессе.
ТЕМА 14. Социальное прогнозирование. Глобальные проблемы современности Социальное прогнозирование и предвидение. Научные критерии предвидения. Методы прогнозирования. Глобальные проблемы и социальный прогресс. Происхождение глобальных проблем. Взаимосвязь и иерархия глобальных проблем. Гуманистическая миссия прогнозирования. Проблема цивилизации и культуры и её отражение в теориях П. Сорокина, О. Шпенглера, А. Тойнби. Методологические требования к научному анализу диалектики общества и человека.
ТЕМА 15. Философия и тоталитаризм. Связь развития философии с развитием политических свобод в обществе. Тоталитаризм его сущность и признаки. Условия, влияющие на развитие тоталитаризма. Влияние тоталитаризма на философскую мысль. Место и роль философии в понимании и изучении тоталитаризма XX столетия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.