Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением
Понятие эффективности прокурорского надзора за исполнением законов, а также иных направлений деятельности прокуратуры
Прокурорский надзор за исполнением законов - это целенаправленная, полезная, преобразующая, общественно необходимая государственная деятельность, результатом которой является наступление определенных положительных результатов - устранение нарушений законов, реальное укрепление законности. Государство, общество заинтересованы в том, чтобы прокурорский надзор был высокоэффективным. Эффективность - основная оценочная категория прокурорского надзора за исполнением законов, равно и всей деятельности прокуратуры. Оценочной категорией прокурорского надзора является также качество.
Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов - это соотношение поставленных перед ним целей и результатов их достижения. Результаты выражаются в реально достигнутом уровне состояния законности.
Под качеством прокурорского надзора понимается совокупность свойств или состояний, его характеризующих и позволяющих судить о его достоинствах или недостатках.
Так, прокурорскую проверку исполнения налогового законодательства можно считать качественной, если в ходе ее проведения выявлены все допущенные нарушения законов, установлены обстоятельства, способствующие нарушениям, и виновные лица. Она может считаться эффективной, если результатом ее проведения явится в дальнейшем снижение нарушений налогового законодательства, т.е. наступление положительного результата.
Среди ученых и практических работников установилось понимание эффективности как степени фактического достижения какой-либо заранее поставленной положительной цели или нескольких целей при оптимальных затратах сил и средств. Иными словами, понятие термина «эффективность» связано с действиями, приводящими к нужным результатам. Применительно к прокурорскому надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, нужный результат может выражаться в уменьшении числа процессуальных нарушений, допускаемых дознавателями и следователями, в повышении раскрываемости преступлений, в улучшении качества следствия, что может свидетельствовать о повышении эффективности этой деятельности прокуратуры. Что касается, к примеру, участия прокуроров в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах при рассмотрении заявлений, исков, заявленных прокурорами, то нужный результат может, в частности, выражаться в увеличении процента заявлений и исков, удовлетворенных судами.
По степени значимости цели прокурорского надзора за исполнением законов подразделяются на более высокий и более низкий уровни. В качестве цели первого уровня может выступать выявление нарушений законов, установление обстоятельств, способствующих нарушениям, и лиц, нарушивших законы. Целью второго уровня может быть принятие прокурором мер по фактическому устранению нарушений этих законов, способствующих им обстоятельств и привлечению к ответственности виновных лиц. Высшим уровнем целей (высшей целью) является укрепление законности или результативность. Могут быть сформулированы и другие цели прокурорского надзора. Выполнение целей первых двух уровней служит средством достижения высшей цели.
Следует иметь в виду, что «вклад» в укрепление законности вносят также иные отрасли и участки деятельности прокуратуры, многие другие органы, в особенности правоохранительные и контролирующие. Однако, активно осуществляемый наступательный прокурорский надзор способствует активизации и совершенствованию деятельности названных органов, что, в свою очередь, положительно сказывается на состоянии законности.
Стоящие перед прокурорским надзором цели (задачи) могут быть выполнены полностью или частично. На практике они обычно выполняются частично, в результате остается неполностью выполненной цель высшего уровня. Это нередко является следствием того, что ставятся нереальные цели - без учета имеющихся в наличии сил и средств.
Цели должны быть реальными. Но и реальные цели могут быть не реализованы, если не принимаются активные меры к их достижению. Однако во всех случаях прокурорские работники должны нацеливаться на высокопроизводительную работу.
Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов зависит, таким образом, от того, достигнуты ли поставленные перед ним цели, т.е. от степени достижения целей. Чем выше степень достижения цели, тем выше эффективность. Уменьшение числа правонарушений по сравнению с предыдущим периодом может свидетельствовать о повышении эффективности прокурорского надзора за исполнением законов. Категория «эффективность» применима также к проверке исполнения законов, к акту прокурорского реагирования (надзора) к другим надзорным действиям. От эффективности каждой проверки и акта реагирования в определенной мере зависит эффективность прокурорского надзора, за исполнением законов. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы все надзорные, иные действия прокурора, входящие в круг его полномочии, были максимально эффективны.