Тема 1. Предмет, цели и задачи юридической психологии. Юридическая психология как особая сфера пересечения интересов психологии и права. Естественнонаучные, философские и общепсихологические основания юридической психологии. Общая теория систем Л. фон Берталанфи и юридическая психология. Исторические этапы развития юридической психологии как системы. Перспективы развития юридической психологии. Основные направления в отечественной и зарубежной юридической психологии. Различия в понимании терминов «psycho-legal field» «forensic psychology», «law psychology», «legal psychology», «investigation psychology», «correctional psychology». Развитие представлений о предмете юридической психологии. Современное понимание предмета юридической психологии. Основные цели и задачи юридической психологии как научной и прикладной дисциплины. Проблемное поле современной юридической психологии. Общие и частные принципы юридической психологии. Тезаурус и понятийный аппарат юридической психологии. Основные понятия юридической психологии. Специальные терминологические словари; словари сленга и жаргонов. Развитие профессионального языка юридической психологии. Двуязычные, страноведческие и энциклопедические словари в сфере юридической психологии. Структура юридической психологии. Различные подходы к структурированию юридической психологии. Общая и специальная части юридической психологии. Теоретическая и прикладная юридическая психология. Отрасли юридической психологии. Содержание настоящего курса и его значение в подготовке специалистов в сфере юридической психологии. Ключевые слова: Юридическая психология, система, «psycho-legal field» «forensic psychology», «law psychology», «legal psychology», «investigation psychology», «correctional psychology».
Тема 2. Юридическая психология в науке и обществе. Место юридической психологии в системе научного знания. Основания для выделения юридической психологии в самостоятельную науку. Голографическая парадигма строения направлений психологии: «кристалл» науки вместо «дерева» науки. Интерпсихологические и междисциплинарные связи юридической психологии. Юридическая психология как специальность и профессия. Подготовка юридических психологов в России и за рубежом. Университетские и ведомственные модели психологического образования. Государственные, частные и корпоративные системы профессионального психологического образования. Российские и зарубежные стандарты в области профессионального образования психологов. Ведущие научные школы мира по подготовке психологов для правоохранительных органов. Российские и зарубежные печатные издания в сфере юридической психологии. Международные, всероссийские и ведомственные съезды, конференции и семинары юридических психологов. Психологические ресурсы Интернета в сфере психологии и права. Международные email конференции «Psychology-Law», «Forensic-Psych», «Profiling-L», «Коллегии юридических психологов». Опыт кооперации юридических психологов с использованием возможностей Интернета. Профессиональные организации, объединяющие юридических психологов: РПО, КЮП, ВКА, APA, AP-LS, EAPL, ABP. Развитие международного сотрудничества в сфере юридической психологии. Использование психологических знаний в юридической деятельности. Понятие психологической культуры юриста. Значение юридической психологии в современных условиях развития общества. Перспективы развития юридической психологии. Ключевые слова: голографическая парадигма строения науки, подготовка юридических психологов, печатные издания, съезды, конференции, использование сети Интернет, психологическая культура юриста.
Тема 3. Деонтология юридической психологии. Цель и смысл человеческой жизни. Философское, религиозное и психологическое содержания понятий, связанных с экзистенциальным смыслом человеческой жизни. Их значение в профессиональной деятельности психолога. Психологическое содержание представлений о морали и нормативной этике. Мораль как система ценностей, ориентирующая людей на идеал человеческого существования. Антропологические и психологические основания морали. Универсальность моральных требований. Поведенческие стандарты, лежащие в основе нравственных понятий. Социокультурный и психологический смысл этих данных. Исторически первые формы морали как реакция на социальную дифференциацию общества. Компенсация утраты гармоничности отношений между людьми в родовой общине. Осознание объективной разобщенности людей в обществе. Мораль как культурный феномен, переводящий этот идеал на уровень ценностных ориентаций и поступков людей. Психологические механизмы согласования идеальных моральных требований и социальных условий существования. Психология о роли раннего индивидуального опыта в становлении личности, о значении материнства и отцовства. Значение этих данных для юридической психологии. Развитие индивида и возрастание его личностной индивидуализации, автономизации, обособленности. Одиночество как нравственно-психологический феномен. Психологический смысл потребности и попыток преодоления одиночества и обособленности. Формирование мотивационного ядра, лежащего в основе жизненной стратегии личности. Проблема нравственности в психологии. Моральный и мотивационный конфликты между служебными требованиями и требованиями профессиональной деятельности. Потребность и необходимость построения концепции жизненной стратегии для юридического психолога. Общепрофессиональные и частнопрофессиональные этические стандарты психологов: АРА, РПО, судебных психологов США, судебных психологов РФ. Ключевые слова: цель и смысл человеческой жизни, экзистенциальный смысл человеческой жизни, мораль, нормативная этика, нравственные понятия, ранний индивидуальный опыт, автономизация, мотивационной ядро, этические стандарты психологов.
Тема 4. Методология юридической психологии. Краткая характеристика основных методов юридической психологии. Традиционная и субъектная парадигмы психодиагностики. Классификация методов используемых при изучении личности и групп. Проблемы прикладного исследования в сфере юридической психологии. Требования к надежности и валидности инструментария применяемого в юридической психологии. Возможности и ограничения общепсихологических тестов и методик при изучении психологических особенностей личности в юридической психологии. Психодиагностическое обследование кандидатов на работу в правоохранительные органы. Требования к использованию «бумажных» и компьютерных тестов. Стандартные батареи тестов. Процедура всестороннего психологического изучения личности. АРМ психолога. Кадровый мониторинг сотрудников. Картотечные и компьютерные базы данных результатов обследования. Требования и процедура психодиагностического обследования преступников. Анализ материалов личных дел преступников. Многофакторные методы изучения личности преступников. Методы диагностики мотивации преступников. Основные методы изучения ценностных ориентаций и установок преступников. Проективные методики и их значение в психодиагностике преступников. Краткая характеристика особенностей использования проективных методов: ТАТа, теста Вагнера, теста Роршаха, методики незаконченных предложений, теста Розенцвейга, рисуночных тестов. Методы экспериментальной психосемантики и их возможности в изучении личности преступников. Ассоциативный эксперимент. Вербальный и невербальный семантический дифференциалы. Личностный семантический дифференциал. Техника личностных конструктов. Методы анализа продуктов деятельности: традиционные, формализованные. Психологический анализ текста. Контент-анализ текста. Новые направления в методологии юридической психологии: метод полиграфа, юридическая психолингвистика, гипнорепродуктивный метод, компьютерные методики исследования подсознания. Эксперименты с экстрасенсорным восприятием. Ключевые слова: метод, традиционная и субъектная парадигмы, надежность метода, валидность метода, батарея тестов, АРМ психолога, кадровый мониторинг сотрудников, психодиагностическое обследование, мотивация, ценностные ориентации, установка, проективный метод, психосемантика, ассоциативный эксперимент, семантический дифференциал, анализ продуктов деятельности, контент-анализ, полиграф, психолингвистика, гипнорепродукция, экстрасенсорное восприятие.
Тема 5. Психические феномены и их проявление в сфере права. Отношение права к феноменам психической жизни. Место и значение психических процессов, состояний, свойств и образований в сфере права. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Выявление комплекса обстоятельств, имеющих психологическую природу. Субъект, объект, предмет и источники специфического психологического исследования. Основные закономерности физиологического механизма ощущения. Пороги ощущений и их значение для юридической психологии. Законы восприятия. Преднамеренные и непреднамеренные восприятия. Апперцепция и ее учет в расследовании обстоятельств, имеющих правовую регламентацию. Психофизиологические факторы, влияющие на формирование свидетельских показаний. «Внутренняя картина» сцены преступления для его субъекта и объекта. Динамика эмоциональных реакций. Психологический и психиатрический подходы к понятию «вменяемости». Патопсихологическая и психиатрическая оценка психических расстройства личности. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Взгляд юриспруденции на волевые процессы. Структура волевого действия. Связь между волевой регуляцией поведения и потребностно-мотивационной сферой личности. Характеристика закономерностей осознанно-волевого поведения. Порок воли: феномен, признаки, оценка, последствия. Проблема юридически значимых эмоциональных состояний. Разграничение аффекта, психической напряженности, фрустрации. Патологический и физиологический аффекты. Аномальный аффект. Соотношение аффекта и сильного душевного волнения. Признаки физиологического аффекта: внезапность возникновения, взрывообразная динамика, кратковременность состояния, интенсивность и напряженность протекания, стереотипная моторная активность, вегетативные сдвиги, частичная амнезия, астенический синдром. Виды физиологического аффекта: «аккумулированный», «одномоментный», комбинированный. Проблема «подготовленного» аффекта. Значение мнестических процессов в сфере права. Возможности опосредованного отражения действительности. Чувственные и логические аспекты памяти. Психологические особенности процессов запоминания и воспроизведения у различных участников криминального события. Причины, влияющие на продуктивность памяти. Значение процессов мышления в сфере права: виды, формы, операции. Различные основания для выделения видов мышления. Виды мышления: предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактное. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Умственные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Структура мыслительной деятельности. Субъективная сторона преступления. Убеждение как процесс и как состояние. «Внутреннее убеждение» субъектов судебного процесса. Ключевые слова: ощущение, восприятие, апперцепция, «внутренняя картина», вменяемость, порок воли, аффект, фрустрация, психическая напряженность, патологический аффект, физиологический аффект, аномальный аффект, астенический синдром, мнестический процесс, внутреннее убеждение.
Тема 6. Правовая психология. Объект, предмет и задачи правовой психологии. Психологические механизмы нормативно-правовой регуляции. Правосознание как система индивидуального, группового и общественного сознания, отражающая правовую действительность. Правосознание по А.В. Ярмоленко. Три аспекта правосознания: криминально-психологический, судебно-психологический и исправительно-трудовой. Санкт-Петербургская школа юридической психологии. Понятие правосознания по Б.Д. Лыскову и Т.И. Курбатовой: структура правосознания, его основные функции, оценочные отношения, дефекты правосознания. Три основных функции правосознания: познавательная, оценочная и регулятивная. Познавательная функция - знание правовых норм и отношений. Оценочная функция - система мнений, суждений, позиций по юридически значимым вопросам. Регулятивная функция - правовые установки, ориентации и навыки правового поведения. Концепция правовой культуры по А.Р. Ратинову. Правосознание как психологический механизм нормативно-правовой регуляции. Составляющие правовой культуры: право, т.е. система норм, выражающих государственные веления; правоотношения - система общественных отношений, регулируемых правом; правовые учреждения (институты) - система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; правовое поведение, т.е. система практической деятельности людей по исполнению и применению права; правосознание - система духовного отражения всей правовой действительности. Связь правовой культуры с другими областями культуры: политической, нравственной, эстетической. Взаимодействие правовой и других областей культуры как результат взаимовлияния однотипных культурных комплексов, принадлежащих к разным культурным сферам. Взаимосвязь всех элементов, образующих правовую культуру. Иерархическое строение сферы права. Право как элемент системы социальных норм, правоотношения как элемент системы социальных институтов, правосознание как элемент системы общественного сознания, правовое поведение как элемент системы всей социальной деятельности людей. Взаимодополнение и взаимоподкрепление родственных элементов в этих системах. Правовые субкультуры. Правовая социализация личности и этапы формирования ее нормативно-правовой сферы. Психологические механизмы интериоризации и экстериоризации права. Моральное сознание по А.А. Реану. Криминально-психологические аспекты правовой культуры на уровнях индивида, группы, общества. Психологические особенности деформации права и правосознания в тоталитарных обществах. Ключевые слова: нормативно-правовая регуляция, правосознание, общественное сознание, правовые установки, ориентации и навыки правового поведения, правовая культура, право, правоотношения, правовые учреждения, правовое поведение, правовая социализация, моральное сознание, деформация права и правосознания.
Тема 7. Личность как объект изучения в юридической психологии. Проблема использования в юридической психологии различных моделей описания личности. Типологические модели социальных характеров Э. Фромма, Э. Шострома, Б.С. Братуся. Типологические модели индивидуальных характеров К. Юнга, Э. Кречмера, У. Шелдона. Типологические модели акцентуаций характера и психопатий К. Леонгарда, А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкина. Психоаналитические типологические модели А. Лоуэна, Р. Мэй. Проблема психологической структуры личности. Структура личности по С.Л. Рубинштейну, К.К. Платонову, А.Г. Ковалеву, Г.Ю. Айзенку. Теоретические подходы к исследованию личности в зарубежной психологии: психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, интеракционизм, экзистенциализм. Междисциплинарные подходы в понимании генезиса личности. Психологические признаки личности: самосознание, индивидуальность, активность, степень развития качеств, включенность в систему общественных связей, саморегуляция. Профессиональный преступник и профессиональный полицейский: общее, частное, единичное, возможные взаимосвязи. Взаимодействие социального и биологического в этиологии формирования личности преступника. Особенности процесса социализации у преступников. Понятие о стигматизации и ее значение в формировании преступников. Социальная аномия и ее роль в генезисе личности преступника. Основные психологические свойства преступников. Общее и типическое в психологии преступника. Базисная структура личности преступника по А.М. Яковлеву и В.Н. Кудрявцеву: социально-демографические и уголовно-правовые признаки, нравственные свойства, психологические особенности. Мотивация преступного поведения. Полимотивированность и иерархия мотивов преступлений. Соотношение осознаваемого и неосознаваемого в преступном поведении. Представление о «немотивированных преступлениях» и его ограниченность. Личность сотрудника правоохранительного органа. Профессиограмма и психограмма сотрудника правоохранительного органа. «Робот-полицейский»: модель технократического общества? Полимотивированность и иерархия мотивов служебной деятельности. Причины и профилактика суицидальной готовности сотрудников правоохранительных органов. Профессиональная преступность полицейских. Актуальность разработки оптимальной модели личности «идеального полицейского». Ключевые слова: социальный характер, акцентуации характера, психопатии, структура личности, генезис личности, самосознание, индивидуальность, активность, саморегуляция, стигматизация, социальная аномия, полимотивированность преступного поведения, Профессиограмма, психограмма, суицидальная готовность, мотивы служебной деятельности.
Тема 8. Психология профессиональной деятельности юридического психолога. Системогенез профессиональной деятельности юридического психолога. Основные направления профессиональной деятельности юридического психолога в обеспечении правоохранительной деятельности. Кадрово-аттестационное: профдиагностическое обследование поступающих на службу в правоохранительные органы; психодиагностика абитуриентов специальных учебных заведений; организация адаптации молодых сотрудников к условиям службы; профилактика профессиональной деформации личности сотрудника правоохранительного органа; психологический мониторинг сотрудников. Оперативно-следственное: участие психолога в качестве специалиста на всех этапах оперативно-розыскной и следственной работы; психологическое сопровождение конфидентов; составление психологических портретов преступников и лиц, находящихся в розыске; разработка моделей эффективного взаимодействия в целях получения объективной информации. Информационно-аналитическое: сбор, систематизация и анализ психологической составляющей поступающей информации; выявление признаков психологических операций и их компонентов; составление аналитических обзоров и пресс-релизов; написание сценариев возможного развития событий; проектирование последствий предпринимаемых действий. Коррекционно-терапевтическое: психологическая реабилитация сотрудников; выработка оптимального индивидуального стиля деятельности у сотрудников; преодоление негативных эмоциональных состояний, предупреждение развития профессиональной деформации; оптимизацию интеллектуальных процессов; организация и проведение психологических тренингов и других форм психокоррекции. Экспертно-консультационное: проведение судебно-психологических и комплексных экспертиз; участие в качестве специалиста на всех стадиях досудебного и судебного этапов судебного процесса; консультирование сотрудников и членов их семей; нейтрализация негативного эмоционального отношения к правоохранительной организации и ее сотрудникам. Коммуникативно-фасилитарное: налаживание и поддержание системы эффективной коммуникации внутри организации, между организацией и внешним миром (public relations); осуществление посреднических функций между конфликтующими сторонами; внесудебное разрешение споров; участие в переговорном процессе во время оперативных и боевых действий Ключевые слова: системогенез профессиональной деятельности, направления деятельности: кадрово-аттестационное, оперативно-следственное, информационно-аналитическое, коррекционно-терапевтическое, экспертно-консультационное, коммуникативно-фасилитарное.
Тема 9. Психология правоохранительной организации. Психология коллективов сотрудников правоохранительных органов и их деятельности. Правоохранительный орган как организация. Социально-психологические закономерности развития правоохранительной организации. Проблемы нормативно-правовой регуляции деятельности юридического психолога. Законодательная база психологического обеспечения специальных служб и ведомств. Психологическая служба в подразделениях МВД, Прокуратуры, Таможенного комитета, УИС Минюста: ожидания, требования, нормы, регламентация. Задачи, функции и организация работы психологической лаборатории исправительного учреждения, воспитательной колонии и следственного изолятора. Работа психолога в отделе кадров и оперативно-следственном подразделении. Критерии эффективности работы психологической лаборатории и юридического психолога. Экспертная оценка эффективности работы психологической лаборатории и юридического психолога. Дельфи-метод. Приоритетные направления развития психологической деятельности в правоохранительных учреждениях. Проектирование психологической службы в правоохранительных организациях на перспективу. Психологическая служба как система. Программы и методы изучения личности и коллективов сотрудников в условиях правоохранительной организации. Специфика психологической диагностики различных категорий и групп сотрудников в правоохранительной организации. Конструирование и применение специальных методик изучения. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников к различным условиям служебной деятельности. Отечественный и зарубежный опыт применения социально-психологических и эмоционально-волевых тренингов сотрудников. Психологические механизмы поведения сотрудников в экстремальных условиях. Характеристика деятельности сотрудников в экстремальных ситуациях. Особенности работы психолога в экстремальных условиях. Проблемы коррекции дезадаптивных нарушений у сотрудников. Пути совершенствования управления коллективами и улучшения морально-психологического климата среди сотрудников правоохранительных органов. Ключевые слова: правоохранительный орган, специальные службы и ведомства, программы изучения коллективов сотрудников правоохранительной организации, профессионально-психологическая подготовка к служебной деятельности, экстремальные условия.
Тема 10. Криминальная психология. Предмет, цели, задачи криминальной психологии и ее место в системе психологического и юридического знания. Теория Ч. Ломброзо о «криминальной предрасположенности». Современные методы исследования «криминальной предрасположенности»: генеалогический метод, близнецовый метод, семейный метод. Объяснительные модели преступного поведения. Представления о механизме преступного поведения. Взаимодействие ситуации и личностных особенностей преступников. Понятие виктимности. Криминологические классификации преступников по признакам криминальной направленности. Психологическая классификация преступников по особенностям потребностно-мотивационной сферы. Типологии преступников в зарубежной психологии: типологии И. Маккини и М. Клайнарда. Психологические особенности преступников, совершающих преступления с особой жестокостью. Психоаналитические концепции этиологии личности преступника, совершающего преступления с особой жестокостью. Понятие о некрофилии в работах Э. Фромма. Криминологические и психологические подходы к «сексуальным преступлениям». Этиология «сексуальных» преступлений. Теория структурных возможностей Д. Левиса. Концепция Х. Шведингера. Роль парафилии в сексуальном насилии. Классификация «сексуальных» преступников по С.В. Виноградову и А.М. Антоняну. Психологические особенности серийных «сексуальных» убийц. Феномен Чикатило. Психология преступных групп и криминальной субкультуры. Понятие о профессиональной преступности. Типология криминальных объединений. Ценности, нормы, правила поведения и санкции в преступных группах. Управление преступными группами. Признаки профессионального преступника и профессиональной преступной деятельности по А.И. Гурову. Классификация преступной карьеры по Р. Колдуэллу. Криминальная стратификация и ее значение в преступном сообществе. Статусные позиции в российской организованной преступности. Понятие о криминальной субкультуре. Феноменология криминальной субкультуры: генезис, структура, основные традиции, механизмы влияния и устойчивости. Основные исследования криминальной субкультуры в работах криминологов и психологов. Рассмотрение криминальной субкультуры в русле теории С. Московичи и концепции образа мира. Ключевые слова: «криминальная предрасположенность», модели преступного поведения, виктимность, криминальная направленность, некрофилия, «сексуальные» преступления, парафилия, серийные «сексуальные» убийцы, криминальная субкультура, профессиональный преступник.
Тема 11. Психология расследования. Объект, предмет и задачи психолога в расследовании преступлений. Психологический портрет неустановленного преступника или лица, находящегося в розыске. Психологический портрет и розыскной профиль. Понятие «modus operandi». Школа «profiling» Федерального Бюро Расследований США. Ливерпульская школа «investigative psychology». Различные основания для классификации профилирования («profiling»). Классификация по содержанию: «дедуктивный» и «индуктивный» подходы. Классификация по методам: «contact profiling», «trace profiling» и «distance profiling». Серийные и массовые преступления. Таблицы Вилонова и их психологические корреляты. Ростовская (Ростов-на-Дону) школа «проспективного портрета» неустановленного преступника. Понятие «сцены преступления». Психологический и психолингвистический анализы текстов. Корреляции между лингвостилистическими параметрами текста и психофизиологическими характеристиками его автора. Идентификация автора анонимного текста. Различия между графологическим, автороведческим и психолингвистическим исследованиями. Дистанционная психодиагностика личности (ДПЛ). Применение ДПЛ в сфере борьбы с организованной преступностью. Особенности использования ДПЛ спецслужбами. Возможности ДПЛ в области электронных и компьютерных коммуникаций. Психологическое сопровождение конфидентов. Психологические особенности «ведения» и значение личности «оператора». Амбивалентность мировоззренческих и личностных установок. Динамика психологической перестройки личности. Психология оперативной игры. Психология терроризма. Типология преступных организаций. Социально-психологические маркеры преступных организаций. Психологические особенности различных типов террористов. Феномен «Стокгольмского синдрома». Переговорный процесс как специфический вид деятельности юридического психолога. Эффективность коммуникации в экстремальных условиях. Позиция профессионального «переговорщика». Понятие «тоталитарного культа». Характерологические отличия традиционных конфессий и «религий нового века». Философские, религиозные, правовые и психологические аспекты в оценке деятельности религиозных и псевдорелигиозных течений и групп. Психологические особенности отбора и подготовки оперативников. Ограниченность традиционной психодиагностики при кадровом отборе. «Полевое научение» и «полевой эксперимент». Ключевые слова: психологический портрет неустановленного преступника, «profiling», «contact profiling», «trace profiling» и «distance profiling», серийные и массовые преступления, «проспективный портрет» неустановленного преступника, «сцена преступления», идентификация автора анонимного текста, графологическое, автороведческое и психолингвистическое исследования, дистанционная психодиагностика личности (ДПЛ), психологическое сопровождение конфидентов, терроризм, «Стокгольмский синдром», переговорный процесс, «переговорщик», «тоталитарный культ», «полевое научение» и «полевой эксперимент».
Тема 12. Судебная психология. Объект, предмет и задачи психолога в судопроизводстве. Психологические феномены и закономерности судопроизводства. Психология основных участников судебного процесса. Психология гражданского судопроизводства. Психология уголовного судопроизводства. Особенности использования специальных психологических познаний в арбитражном суде. Психологические аспекты в деятельности суда присяжных. Различные формы использования специальных психологических познаний в сфере судопроизводства: экспертная и консультативная. Процедура и содержание работы психолога-консультанта. Правовые возможности и психологические особенности участия психологов в профессиональном отборе кандидатов на должность судей. Судебно-психологическая экспертиза. Объект, предмет, цели и задачи судебно-психологической экспертизы. Принятие решения о назначении судебно-психологической экспертизы. Поводы обязательного и необязательного назначения судебно-психологической экспертизы. Пределы компетенции эксперта-психолога. Вопросы, решаемые экспертизой: психические процессы, психические состояния, индивидуально-психологические особенности личности. Структура судебно-психологической экспертизы. Особенности подготовительного этапа судебно-психологической экспертизы. Выделение ключевых этапов при анализе дела. Письменное заключение по результатам судебно-психологической экспертизы и его использование в суде. Выступление психолога-эксперта в судебном заседании. Виды судебно-психологической экспертизы. Проблемы правового регулирования комплексной и комиссионной экспертиз. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза как ведущий вид комплексных экспертиз. Иные виды комплексных экспертиз: психолингвистическая, психолого-искусствоведческая, психолого-автороведческая, психолого-религиоведческая. Повторная экспертиза. Поводы к назначению повторной экспертизы. Специфика психологического анализа уже проведенной экспертизы. Оформление результатов повторной экспертизы. Судебная оценка повторной экспертизы. Внесудебная психологическая экспертиза. Регламент производства внесудебной психологической экспертизы и условия признания ее заключения судом. Заочная судебно-психологическая экспертиза. Особенности производства СПЭ по документам прямого действия. СПЭ убеждений. Методологические основы СПЭ, классификация и особенности применения отдельных методов и методик: MMPI, Стреляу, 16-PF Кеттелла, опросники Айзенка, Леонгарда-Шмишека, Басса-Дарки, РТС Боухала, рисуночные тесты и др. Проблема диагностики психического состояния человека в период совершения инкриминируемого ему деяния. Ретроспективная диагностика психического состояния личности по С.С. Шипшину. Ключевые слова: судопризводство, участники судебного процесса, психолог-консультант, судебно-психологическая экспертиза (СПЭ), комплексная СПЭ, комиссионная СПЭ, психолингвистическая экспертиза, психолого-искусствоведческая экспертиза, психолого-автороведческая экспертиза, психолого-религиоведческая экспертиза, повторная СПЭ, внесудебная СПЭ, заочная СПЭ, ретроспективная диагностика психического состояния личности.
Тема 13. Пенитенциарная психология. Объект, предмет и задачи психолога в уголовно-исполнительной системе РФ. Прогрессивные системы исполнения уголовных наказаний. Основные направления пенитенциарной психологии в России и за рубежом. Пенитенциарные теории и модели тюремных учреждений, диагностика и классификация заключенных. Кризисные явления в современной отечественной пенитенциарной психологии. Типологические особенности личности различных категорий осужденных. Типологии осужденных в отечественной науке. Отличительные черты личности осужденного. Проблемы создания социально-психологической типологии осужденных. Индивидуально-психологические особенности личности осужденного. Психологические особенности осужденных, обусловленные их происхождением, культурой, возрастом и полом. Динамика личности осужденного. Типичные психические состояния осужденных, их причины, сущность, классификация. Управление психическими состояниями в процессе исправления осужденных. Общая характеристика направленности личности осужденного. Направленность личности как механизм регуляции поведения и деятельности осужденного в условиях исправительных учреждений. Типология осужденных по критерию направленности личности. Изучение, оценка и проблемы переориентации направленности личности осужденного. Социально-психологические особенности среды осужденных. Общая характеристика криминальной субкультуры: понятие, структура, функции. Стратификация в среде осужденных, остракизм. Групповая нормативно-ценностная ориентация осужденных и ее функции. Социально-психологические явления в среде осужденных. Динамические социально-психологические явления в среде осужденных: заражение, внушение, подражание. Характеристика динамико-статичных явлений: мнений, настроений, слухов, моды осужденных. Статичные социально-психологические явления в среде осужденных: обычаи и традиции. Характеристика криминогенного общения в среде осужденных: понятие, признаки, функции и средства. Вербальные и невербальные средства криминогенного общения осужденных. Тезаурус преступного мира. Виды деформации общения осужденных. Способы воздействия на криминогенное общение в условиях пенитенциарных учреждений. Психология групп и коллективов осужденных. Особенности среды осужденных и ее самоорганизации. Официальная и неофициальная структура среды осужденных. Социально-психологическая структура коллектива осужденных: актив, резерв, пассив. Лидерство в среде осужденных. Конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных. Социально-психологическая динамика развития конфликта и эксцесса, их разрешение и профилактика. Социально-психологические предпосылки разрешения и профилактики конфликтов и групповых эксцессов. Психологическое обоснование и характеристика основных средств исправления осужденных. Ключевые слова: уголовное наказание, осужденный, стратификация в среде осужденных, мнения, настроения, слухи, мода осужденных, криминогенное общение в среде осужденных, актив, резерв, пассив, лидерство, конфликты и групповые эксцессы.
Тема 14. Психология правозащитной деятельности. Объект, предмет и основные понятия психологии правозащитной деятельности. Взаимосвязь между деонтологией юридической психологии и защитой прав личности. Краткая история развития представлений о сущности и формах защиты человеческих свободы и достоинства. Политические и социальные права человека, зафиксированные во «Всеобщей декларации прав человека», принятой ООН в 1948 г. Права человека и права личности. Политическая, нравственная и психологическая оценка основных человеческих прав. Психологическое обеспечение правозащитной деятельности. Основные направления психологического обеспечения: профилактика сопровождение, коррекция, реабилитация, экспертиза, исследование. Психическое и психологическое воздействия в следственной практике: допустимые формы и границы применения. Понятия «психического принуждения», «психического насилия», «психической пытки». Противозаконное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы человека. Судебно-психологическая экспертиза дел, связанных с психологическим (психическим) насилием. Ретроспективная диагностика психического состояния: показания, методики, маркеры, анализ, интерпретация. Правовые возможности участия психолога в судебном процессе на стороне защиты. Проблема использования полиграфа и другой специальной техники в оперативно-розыскной и следственной практике. Допустимость и достоверность использования результатов специальных испытаний в судебном заседании. Привлечение специальных психологических познаний при оценке таких результатов. Психологические аспекты защиты прав испытуемых при различных условиях полевых и экспериментальных исследований. Феномен «Кандидата из Манчжурии». Понятия «mind control» и «brainwashing». Опыты спецслужб по контролю над человеческим разумом и поведением. Психологические права личности: субъектность, самоидентичность, психическое своеобразие. Психологические аспекты правозащитной деятельности в условиях работы в правоохранительных органах. Психолог, как фасилитатор и посредник между государством и личностью, государством и обществом. Психологическое обеспечение прав личности сотрудников правоохранительных органов. Ключевые слова: права человека, права личности, профилактика, сопровождение, коррекция, реабилитация, экспертиза, исследование, психическое воздействие, психологическое воздействие, «mind control», «brainwashing», субъектность, самоидентичность, психическое своеобразие.