Конспект лекций по предмету "Сравнительное правоведение"


Программа учебной дисциплины сравнительное правоведение

Программа учебной дисциплины сравнительное правоведение
Тема 1. Понятие сравнительного правоведения
Предмет и метод сравнительного правоведения. Формы сравнения: макро и микросравнение, внутрисистемное и межсистемное сравнение, историческое сравнение. Аксиомы и принципы сравнительного правоведения. Сравнительное правоведение как метод исследования и как самостоятельная наука и учебная дисциплина. Сфера применения сравнительного правоведения. Общая и особенная части сравнительного правоведения.
Лекция: 2 часа
Интерактивное занятие: 2 часа
Форма интерактивного занятия - диспут по следующим вопросам:
1) Принципиальная допустимость межсистемного макро и микросравнения различных правовых семей;
2) Наиболее распространенные проблемы при межсистемном макро и микросравнении различных правовых семей.
Самостоятельная работа студентов по подготовке к интерактивному занятию - 6 часов:
Подготовка к интерактивному занятию - диспуту. Изучение конспекта лекций. Изучение работ: Ансель М. Методологические проблемы сравнительного права // Очерки сравнительного права. М.,1981; Врублевски Е. Методологические проблемы сравнительного анализа правовых систем // Сравнительное правоведение. М.,1978; Давид Р., Жоффре-Спинозе К. Основные правовые системы современности. Любое издание; Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М. 2000. Т. 1. Формулирование студентами собственной индивидуальной позиции по вопросам, вынесенным на дискуссию, на основе приведенных материалов. При формулировании указанной позиции студенты должны использовать знания, полученные в ходе предшествующего обучения по отраслевым курсам.
Тема 2. История развития сравнительного правоведения
Зарождение сравнительного метода исследования в древнегреческой философии права и особенности его использования в средневековом правоведении и правоведении Нового времени. От сравнительного метода к сравнительному правоведению. Формирование сравнительного правоведения в ХIХ-ХХ веках. Современное состояние сравнительного правоведения в зарубежной и российской правовой науке.
Лекция: 2 часа
Интерактивное занятие: 2 часа
Форма интерактивного занятия - диспут на тему: «Имеет ли изучение истории сравнительного метода в философии права значение для современного сравнительного правоведения?»
Самостоятельная работа студентов по написанию эссе и подготовке к интерактивному занятию - 8 часов:
Выполнение письменного задания на основе ранее изученного материала на тему: «Основные принципы сравнительно-правовых исследований в работах Цвайгерта К. и Кетца Х. и их значение для сравнительного правоведения»;
Подготовка к интерактивному занятию - диспуту. Изучение конспекта лекций. Формулирование студентами собственной индивидуальной позиции по вопросам, вынесенным на дискуссию, на основе материалов лекций и материалов, использованных при подготовке к интерактивному занятию по Теме 1. В указанной позиции студенты должны отразить и аргументировать, в том числе, свое представление о методологическом значении изучения истории науки.
Тема 3. Понятие и классификация правовых систем.
Критерии классификации национальных правовых систем. Правовая культура и правовая идеология. Частное и публичное право. Источники права. Структура права. Юридическое мышление и юридическая техника. Западное и восточное право. Светское и религиозное право.
Лекция: 2 часа
Интерактивное занятие: 2 часа
Формы интерактивного занятия - диспут по следующим вопросам:
1) Практическое значение сравнительно-правового исследования правовой культуры и правовой идеологии;
2) Научное обоснование и критика научной обоснованности дихотомии «западного» и «восточного» права.
Самостоятельная работа студентов по написанию эссе и подготовке к интерактивному занятию - 8 часов:
Самостоятельный подбор литературы и выполнение письменного задания на тему: «Проблемы критериев классификации национальных правовых систем в условиях глобализации»;
Подготовка к интерактивному занятию - диспуту. Изучение конспекта лекций. Изучение работ: Краснянский В.Э. Классификация правовых систем // Правоведение. 1969. №5; Саидов А.Х. Типология и классификация основных систем современности //Правоведение. 1985, №2; Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001; Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах. М., 2000; Правовые системы стран мира. М., 2003. Формулирование студентами собственной индивидуальной позиции по вопросам, вынесенным на дискуссию. При подготовке указанной позиции по первому вопросу студенты должны показать связь (либо аргументировать ее отсутствие по мнению студента) между сравнительно-правовым, проводимым между, с одной стороны, исследованием правовой культуры и правовой идеологии, а с другой - с юридической практикой. При подготовке позиции по второму вопросу каждый из студентов должен выбрать один из возможных тезисов - либо об обоснованности дихотомии «западного» и «восточного» права, либо о ее необоснованности - и аргументировать данный тезис.
Тема 4. Романо-германская правовая семья.
История формирования романо-германской правовой семьи: от обычного права к законодательству. Рецепция римского частного права. Структура права: частное и публичное право, отрасли и институты права. Источники права: закон, обычай, судебная практика, доктрина. Основные различия между романским и германским правом. Юридическая профессия и юридическое образование.
Интерактивная лекция - использование во время лекции дискуссии по минипроблеме «Конкуренция рецепции римского права и локального обычного права в Европе Нового времени» и разбор конкретной ситуации «Право средневековой Франции»: 2 часа
Интерактивное занятие: 2 часа
Форма интерактивного занятия - диспут по следующим вопросам:
1) Значение истории римского права для изучения современного частного права в рамках романо-германской правовой семьи: конкретно-исторические параллели;
2) Единство и разнообразие институционализации юридической профессии и юридического образования в романо-германской правовой семье;
Самостоятельная работа студентов - подготовка к интерактивным занятиям - 8 часов:
Подготовка к интерактивному занятию - интерактивной лекции. Изучение конспекта лекций. Изучение работ: Анерс Э. История европейского права. М., 1994; Боботов С.В. Правосудие во Франции. М.,1994; Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М.,1998; Брэбан Г. Французское административное право. М.,1988; Давид Р., Жоффре-Спинозе К. Основные правовые системы современности. Любое издание; Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах. М., 2000; Шарвен Р. Юстиция во Франции. М.,1978.
Подготовка к интерактивному занятию - диспуту. Изучение конспекта лекций. Изучение работ (в дополнение к работам, изученным при подготовке к интерактивной лекции): Государственное право Германии. В 2-х тт. М., 1994; Жалинский А. Рерихт А. Введение в немецкое право. М., 2001; Шапп Я. Система германского гражданского права. М., 2006. Формулирование студентами собственной индивидуальной позиции по вопросам, вынесенным на дискуссию. При подготовке позиции по первому вопросу студенты должны использовать знания, полученные в рамках курса римского права. При подготовке позиции по второму вопросу студенты должны провести сравнительный анализ полученных в ходе изучения работ и конспекта лекций данных о юридической профессии и образовании в романо-германской правовой семье.
Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья)
История формирования англосаксонской правовой семьи. Общее право и право справедливости. Процессуальное и материальное право. Понятие нормы права. Источники права: обычай, прецедент, закон, роль судебной практики. Особенности права США: прецедент и законодательство, деятельность Верховного суда.
Интерактивная лекция - использование во время лекции дискуссии по минипроблеме «Самостоятельность английского права Нового времени в контексте рецепции римского права» и разбор конкретной ситуации «Толкование Конституции США в судебных решениях Верховного суда»: 2 часа
Интерактивное занятие: 2 часа
Форма интерактивного занятия - диспут по следующим вопросам:
1) Значение закона как источника права в современных государствах, относящихся к англо-американской правовой семье;
2) Соотношение федерального законодательства США и законодательства отдельных штатов в контексте внутрисистемного сравнительно-правового исследования.
Самостоятельная работа студентов по подготовке презентации и подготовке к интерактивным занятиям - 8 часов:
Подготовка презентации на тему «Правовая система США» на основе материалов лекций, а также изученных и самостоятельно отобранных работ;
Подготовка к интерактивному занятию - интерактивной лекции. Изучение работ: Апарова Т.В. Суды и судейские процессы в Великобритании. М.,1996; Боботов С.В. Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М.,1977; Богдановская И.Ю. Закон в Английском праве. М.,1987; Богдановская И.Ю. Прецедент в Английском праве. М.,1993; Дженкинс Э. Английское право. М., 1947; Кросс. Р. Прецедент в английском праве. М.,1985; Мидор Дж. Американские суды. М.,1991; Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах. М., 2000; Решетникова И.В. Доказательственное право Англии и США. М., 1997; Романов А.К. Правовая система Англии. М., 2000; Уолкер Р. Английская судебная система. М., 1980; Фридман Л. Введение в американское право. М. 1993. Самостоятельный поиск в сети Интернет «поворотных» (landmark) решений Верховного Суда США и их анализ.
Подготовка к интерактивному занятию - диспуту. Изучение конспекта лекций. Формулирование студентами собственной индивидуальной позиции по вопросам, вынесенным на дискуссию, на основе материалов лекций и работ, изученных в рамках подготовки к интерактивной лекции. При подготовке указанной позиции по каждому из вопросов студенты должны принимать во внимание методологию сравнительно-правовых исследований.
Тема 6. Религиозные правовые семьи
Мусульманское право: история формирования, источники права, мусульманское право в светских и теократических государствах. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия. Иудейское право: история, источники, место иудейского права в современном Израиле.
Интерактивная лекция - использование во время лекции дискуссии по минипроблеме «Проблемы включения светского права в правовые системы религиозных правовых семей» и разбор конкретной ситуации «Правовая система современного Израиля»: 2 часа
Интерактивное занятие: 2 часа
Форма интерактивного занятия - диспут по следующим вопросам:
1) Участие государств, принадлежащих к религиозным правовым семьям, в международных объединениях с государствами, принадлежащими к нерелигиозным правовым семьям;
2) Проблемы толкования священных текстов, рассмотренных как источники права.
Самостоятельная работа студентов по подготовке к интерактивным занятиям - 8 часов:
Подготовка к интерактивному занятию - интерактивной лекции. Изучение конспекта лекций. Изучение работ: Ван ден Берг. Л.В.С. Основные начала мусульманского права. М, 2005; Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М.,1982; Крашенникова Н.А. История права Востока. М.,1996; Марченко М.Н. Источники права. М., 2004; Менахем Э. Еврейское право. СПб., 2003; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. М.,1986.
Подготовка к интерактивному занятию - диспуту. Изучение конспекта лекций. Формулирование студентами собственной индивидуальной позиции по вопросам, вынесенным на дискуссию, на основе материалов лекций и работ, изученных в рамках подготовки к интерактивной лекции.
Тема 7. Восточное право и африканское право
Особенности восточного правопонимания. История формирования китайского права: конфуцианство и легизм. Сфера действия права. Источники права, правоприменение. История формирования японского права. Понятие гири. Вестернизация японского права. Современное состояние японского права: традиции и новеллы. Особенности права стран Африки.
Интерактивная лекция - использование во время лекции дискуссии по минипроблеме «Консерватизм восточных правовых систем» и разбор конкретной ситуации «Современное право и правовая культура Китая»: 2 часа
Интерактивное занятие: 2 часа
Форма интерактивного занятия - диспут на тему: «Право стран Африки: целостная правовая семья или категория, обозначающая разрозненное правовое пространство, где встречаются все основные правовые системы современности?»
Самостоятельная работа студентов по написанию эссе и подготовке к интерактивным занятиям - 8 часов:
Самостоятельный подбор литературы и написание эссе на тему «Проблемы и перспективы вестернизации восточного права»;
Подготовка к интерактивному занятию - интерактивной лекции. Изучение конспекта лекций. Изучение работ: Крашенникова Н.А. История права Востока. М.,1996; Ударцев С.Ф. История политических и правовых учений (Древний восток). СПб., 2007; Инако Ц. Современное право Японии. М.1981; Инако Ц. Право и политика Современного Китая. М.,1978; Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. М.,1986.
Подготовка к интерактивному занятию - диспуту. Изучение конспекта лекций. Изучение работы: Синицына И.Е. Обычай и обычное право в современной Африке. 1978. Формулирование студентами собственной индивидуальной позиции по вопросам, вынесенным на дискуссию, на основе, в том числе, материалов лекций и работ, изученных в рамках подготовки к интерактивной лекции.
Тема 8. Российская правовая система
Российское дореволюционное право и советское право; преемственность и разрыв. Особенности российской правовой культуры. Марксизм-ленинизм как идеологическая основа советского права. Проблема собственности в советском праве. Соотношение частного и публичного права. Эволюция советского права: от периода военного коммунизма до перестройки. Современная правовая система России, ее место в романо-германской правовой семье.
Интерактивная лекция - использование во время лекции дискуссии по минипроблеме «Статус отечественной правовой системы в постреволюционном правовом вакууме с точки зрения сравнительного правоведения» и разбор конкретной ситуации «Противоречие между идеалами марксистско-ленинской философии и фактическими отношениями собственности в позднем СССР»: 2 часа
Интерактивное занятие: 2 часа
Форма интерактивного занятия - групповая дискуссия по следующему вопросу:
Допустимо ли рассматривать судебный прецедент в качестве источника права в государствах, принадлежащих к романо-германской правовой семье, в том числе, в России?
Самостоятельная работа студентов по подготовке к интерактивным занятиям - 8 часов:
Подготовка к интерактивному занятию - интерактивной лекции. Изучение конспекта лекций. Изучение работ: Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995; Давид Р., Жоффре-Спинозе К. Основные правовые системы современности. Любое издание; Козлихин И.Ю. Право, закон и власть в современной России // Наш трудный путь к праву. М., 2006; Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001; Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов 1994; Тарановский Ф.В. История русского права. М., 2004.; Марченко М.Н. Источники права. М., 2004;
Подготовка к интерактивному занятию - групповой дискуссии. Самостоятельная работа студентов в группах, заранее определенных самими студентами с согласия преподавателя либо в группах, определенных преподавателем. Основываясь на материалах, использованных при подготовке к интерактивной лекции, студенты каждой из групп должны самостоятельно сформулировать общую позицию относительно предмета дискуссии, разработать систему аргументов и продумать «слабые» места в аргументации для заблаговременной подготовки ответов на возможную критику. Таким образом, задачей студентов является не только подготовка позиции как таковой, но и правильная организация групповой работы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.