Состав административных правонарушений, предусмотренных ст. 12. 1; 12. 2.
Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке
Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственные регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, другие выходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы, Порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом запрещается проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности, повторно проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке, а также требовать у водителя собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт, технических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральным законом.
Объектом административного правонарушения являются дорожи движение и правила эксплуатации транспортных средств.
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-1 «О безопасности дорожного движения» под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Согласно постановлению Правительства РФ от 12 августа 1994г. Ш «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрации подлежат автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью бон 50 км/ч, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины, также прицепы ко всем этим транспортным средствам. Под транспортным средством в комментируемой статье следует понимать все подлежащие регистрации транспортные средства, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, а также прицепов к ним.
Порядок регистрации конкретных видов транспортных средств установи ведомственными правовыми актами, разработанными во исполнение эти акта Правительства РФ. Так, Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД утверждены приказом МВД России 27 января 2003г. № 59. На каждое зарегистрированное транспортное средство выдаются государственные регистрационные знаки и свидетельство о регистрации.
На все транспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. Л более, максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, прицепи ним, а также шасси транспортных средств (в случае поставки шасси их потребителям) введены паспорта. Наличие паспортов является обязательным условием для их государственной регистрации и допуска к участию в дорожном движении.
Все находящиеся на территории РФ и зарегистрированные транспорт средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру Порядок и сроки его проведения определены постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 880 «О порядке проведения государственно» технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также Правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждены приказом МВД России от 15 марта 1999г. № 190).
Государственный технический осмотр транспортных средств проводится по месту регистрации (в том числе временной) транспортных средств. Осмотру подлежат:
-легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более восьми (кроме места водителя), специальные, специализированные транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных грузов, тяжеловесных грузов и опасных грузов - два раза в год;
- иные транспортные средства, с года выпуска которых прошло не более пяти лет, включая год выпуска, - один раз в два года;
-транспортные средства, с года выпуска которых прошло более пяти лет, включая год выпуска, а также транспортные средства, год выпуска которых не установлен (за исключением транспортных средств, подлежащих осмотру дважды в год), - один раз в год.
Конкретные год и месяц проведения государственного технического осмотра устанавливает ГИБДД. Талон о прохождении техосмотра изготавливается в виде карточки размером 105 х 74 мм. Цвет лицевой и оборотной сторон талона (голубой, желтый, зеленый) повторяется через каждые три года. Так, в 2004 г. будут выдаваться талоны зеленого цвета, в 2005 г. - голубого цвета, в 2006 г. - желтого цвета и т. д. На лицевой стороне талона помимо голографического защитного знака и иной информации содержатся две последние цифры года представления транспортного средства на очередной государственный технический осмотр. На оборотной стороне талона отражаются месяц прохождения очередного осмотра, марка, модель транспортного средства, государственный регистрационный знак, делаются особые отметки, ставятся подпись и штамп госавтоинспектора. Талон о прохождении техосмотра должен быть размещен в правом нижнем углу ветрового стекла.
Лицо, которое управляет транспортным средством, прошедшим государственный технический осмотр, но не имеет при себе талона, не может быть привлечено к административной ответственности по комментируемой статье.
По мнению законодателя, сложившаяся практика проверки технического состояния транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обусловливает имеющиеся в этой сфере нарушения законности. В связи с этим законодатель счел необходимым дополнить примечание к комментируемой статье запретом проведения инструментальной проверки в организациях (независимо от формы собственности и повторного проведения техосмотра транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке. Законодатель запретил также требовать у водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявлять или приобретать экологические талоны, диагностические карты, технические карты либо иные документы, не предусмотренные Федеральным законом.
На наш взгляд, запрет проведения инструментальной проверки технического состояния транспортных средств в организациях, которым представлено такое право, является шагом назад. Именно привлечение какой работе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (что широко практикуется во многих странах) отражало потребность совершенствования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения, позволило начать борьбу с монополизмом ГИБДД в данной сфере.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, предусмотренных диспозицией комментируемой статьи. Причем эти действия касаются лишь управления автомототранспортными средствами с объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч.
Субъектом правонарушения может быть любой водитель, имеющий право управления, не имеющий или лишенный такого права автотранспортного средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч независимо от того является ли он собственником данного транспортного средства или нет.
Субъективная сторона управления транспортным средством незарегистрированным в установленном порядке, характеризуется умыслом управление транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр, возможно как умышленно, так и по неосторожности
Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел.
Они же рассматривают дела данной категории (ст. 23.3 КоАП РФ)
Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением п установки на нем государственных регистрационных :
1. Управление зарегистрированным транспортным средством с нечитаемыми нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
2.Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков - влечет наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
3.Установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным с заведомо подложными государственными регистрационными знакам влечет наложение административного штрафа в размере от пяти минимальных до десяти размеров оплаты труда.
Примечание. Государственный регистрационный знак признается нестандартным или нечитаемым при несоответствии его требованиям государственного стандарта.
Объектом правонарушения являются правила эксплуатации транспортных средств.
1. На механических транспортных средствах, за исключением трамваев и троллейбусов, и прицепах должны быть установлены регистрационные знаки.
Под механическим транспортным средством понимаются все транспортные средства, передвигающиеся по дорогам с помощью двигателя, кроме мопедов и приравненных к ним транспортных средств. Государственные регистрационные знаки выдаются на каждое зарегистрированное транспортное средство.
Требования к государственным регистрационным знакам определяет ГОСТ Р 50577-93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования». Все регистрационные знаки подразделяются на 18 типов, объединенных в 4 группы. К группе 1 относятся регистрационные знаки для транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и гражданам РФ; к группе 2 - для транспортных средств войсковых частей и соединений; к группе 3 - для транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и гражданам иностранных государств (а также лицам без гражданства); к группе 4 - для транспортных средств, временно допущенных к участию в дорожном движении.
Кроме цифр и букв регистрационного знака на нем должен быть отражен код региона, который присвоен каждому субъекту РФ. Код региона размещен отдельно в правой части знака и дополнен надписью «К.1/8», а во многих случаях - и изображением Государственного флага РФ. Особые государственные регистрационные знаки, устанавливаемые на служебных легковых автомобилях должностных лиц органов государственной власти и организаций, вместо кода региона и надписи «К118» имеют большое изображение Государственного флага РФ. Перечень таких лиц определен постановлением Правительства РФ от 4 января 2000 г. № 2 «Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков» (в ред. постановления Правительства РФ от 23 января 2002 г. № 35 «Об особых государственных регистрационных знаках и специальных сигналах, используемых на транспортных средствах»).
На оборотной стороне государственных регистрационных знаков, согласно ГОСТу, должны быть четко различимые товарные знаки предприятия-изготовителя. Товарный знак должен быть видимым в течение не менее удвоенного гарантийного срока службы знака (четыре года для умеренного климата). На легковых автомобилях регистрационные знаки устанавливаются по оси симметрии автомобиля, на остальных транспортных средствах - по оси симметрии или слева от нее по направлению движения. Однако регистрационный знак не должен выступать за боковой габарит транспортного средства Задний регистрационный знак устанавливается таким образом, чтобы в темное время суток его можно было прочесть с расстояния не менее 20 м (при подсветке штатным фонарем освещения знака транспортного средства).
Цифры и буквы регистрационных знаков должны быть повторены на задней стенке кузова грузовых автомобилей, прицепов (кроме прицепов к легковым автомобилям и мотоциклам) и автобусов (кроме особо малых, длиной до 5 м). Высота цифр- не менее 300мм, ширина- не менее 120 мм, толщина штриха - 30 мм, размер букв - 2/3 от размера цифр. Краска для нанесения регистрационных знаков на стенке кузова должна быть несмываемой и стойкой к воздействию абразивных частиц, а водитель во время движения по загрязненным дорогам обязан периодически очищать регистрационные знаки.
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий, указанных в диспозициях ч. 1-3 комментируемой статьи.
Субъектом правонарушения может быть любой водитель механического транспортного средства независимо от того, является ли он собственником данного транспортного средства или нет.
Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется умыслом или неосторожностью. Правонарушения, предусмотренные ч. 2 и 3 статьи, совершаются умышленно, Однако если при рассмотрении дела о правонарушении, предусмотренном ч. 2, умысел не требует доказывания (предполагается), то по ч. 3 доказывание умышленной вины обязательно, ибо диспозиция ч. 3 содержит квалифицирующий признак - заведомость установки подложных регистрационных знаков.
3.Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции). Они же рассматривают дела данной категории (ст. 23.3 КоАП).