Составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.1.; 6.2; 6.3. КоАП РФ
Статья 6.1. Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения Сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
1. Объектом данного правонарушения является здоровье населения. Заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), и венерические болезни принимают распространенный характер и представляют реальную угрозу для личности, общества и государственной безопасности.
2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях (бездействии) по сокрытию лицом, больным ВИЧ-инфекцией либо венерическим заболеванием и знающим о своей болезни, источника заражения, а также лиц, имевших с ним контакты и по этой причине создающих эпидемическую угрозу для окружающих.
Основанием считать, что больной скрыл источник своего заражения либо контакты с лицами, создающими опасность заражения ВИЧ-инфекцией или венерическими заболеваниями, являются:
1) сообщение лица о том, что оно явилось источником заражения больного, который знал об этом, но данный факт скрыл;
2) сообщение лица о том, что оно находилось в контакте с больным, который скрыл это;
3) сообщение медицинских учреждений, правоохранительных органов, иные сведения об установленном источнике заражения или о контактах лиц с больным, которые он скрыл.
Источником заражения выступают человек, больной ВИЧ-инфекцией или венерическим заболеванием. Под лицами, которые имели с больным контакты, создающие опасность заражения, следует понимать половых партнеров либо лиц, бывших с больным в тесном бытовом контакте в течение указанного медицинским работником периода до момента выявления ВИЧ-инфекции или венерического заболевания.
3. Субъектом рассматриваемого административного правонарушения являются лица, достигшие к моменту его совершения 16-летнего возраста.
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется только умыслом.
5. Протокол о данном правонарушении уполномочены составлять должностные лица органов, уполномоченных в области здравоохранения.
6. Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (ст. 23.1 Кодекса).
Статья 6.2. Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством)
1. Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, -влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.
3. Занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленного законом порядка - влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
4. Непосредственным объектом правонарушения является здоровье человека.
5. Под частной медицинской практикой понимается деятельность медработников по оказанию медицинских услуг вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет предприятий, учреждений и организаций в соответствии с заключенными договорами.
Частная фармацевтическая деятельность- это деятельность специалистов-фармацевтов по изготовлению, хранению и отпуску лекарственных средств, осуществляемая вне государственных и муниципальных фармацевтических предприятий и учреждений.
Народная медицина (целительство) - это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившихся в народных принципах, но не зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке. Таким образом, согласно законодательству о здравоохранении, деятельность народных целителей приравнивается к частной медицинской практике.
Право на занятие частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском (фармацевтическом) образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности, выдаваемые уполномоченными государственными органами в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Порядок лицензирования фармацевтической деятельности и производства лекарственных средств, осуществляемых юридическими лицами, установлен положениями, утвержденными соответственно постановлением Правительства РФ от 1 июля 2002 г. № 489 и постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 500. Народные целители должны иметь диплом целителя, выдаваемый органами здравоохранения субъектов РФ (ст. 56, 57 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).
Частной медицинской практикой, согласно законодательству о здравоохранении, занимаются как отдельные физические лица, так и лечебно-профилактические учреждения, имеющие статус юридического лица. Согласно ст.'15 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан все предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности. Но при отсутствии таковой административная ответственность по комментируемой статье предусмотрена только в системе частного здравоохранения. Частная медицинская практика и частная фармацевтическая деятельность будут законными, если они лицензированы. Правонарушением считается: 1) деятельность без лицензии; 2) деятельность по лицензии с истекшим сроком; 3) деятельность по приостановленной или аннулированной лицензии; 4) виды деятельности, не предусмотренные лицензией; 5) деятельность по лицензии, выданной на другой территории.
Административная ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой либо целительством наступает при условии, если эта деятельность не повлекла причинение вреда здоровью. Если вред причинен здоровью хотя бы одного человека, пусть даже и незначительный, наступает уголовно-правовая ответственность по ст. 235 УК РФ. При этом уголовная ответственность устанавливается не за сам факт деятельности без лицензии, а за преступные последствия (причинение вреда здоровью человека).
3. Субъектами данного правонарушения являются лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической практикой, целительством, а также руководители частных медицинских и фармацевтических организаций, в обязанности которых входит получение лицензий на медицинскую и фармацевтическую деятельность.
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что, работая без лицензии или без диплома целителя, поступает противоправно.
5. Протокол о данном правонарушении составляют представители лицензионно-аккредитационных комиссий (должностные лица органов, уполномоченных в области здравоохранения).
В случае нарушений стандартов и условий действия лицензии лицензи-онно-аккредитационная комиссия приостанавливает или аннулирует действие лицензии.
6. Дела о данных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1 КоАП).
Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
1. Непосредственным объектом данного посягательства является здоровье населения.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельное ти (ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Оно обеспечивается проведением комплекса государственно-правовых мер, среди которых важная роль отводится санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам (далее - санитарные правила).
Надзор за соблюдением санитарного законодательства осуществляет государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ. Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия в войсках и на специальных объектах обеспечивается специальными службами соответствующих ведомств - Минобороны, МВД, ФСБ.
2. Объективная сторона данного проступка выражается в нарушении конкретных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые лицо обязано было провести. Правонарушение проявляется как в действии, так и в бездействии. Примерами активного нарушения правил могут быть: продажа мясомолочных продуктов от животных, зараженных инфекцией, представляющей угрозу здоровью человека; загрязнение водоохранной зоны производственно-бытовыми отходами; организация свалки бытовых отходов в селитебной зоне; устройство скотомогильников в местах и способом, грозящими массовыми заболеваниями (сибирская язва) и др. Чаще нарушение санитарных правил выражается в бездействии, т. е. в невыполнении санитарных правил, непроведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий: например, в общеобразовательных школах не соблюдаются нормы освещенности, питьевой, тепловой режим, в стационарах больниц не проводят дезинфекцию, в парикмахерских не обрабатывается дезинфицирующими веществами инструмент, в цехах не устанавливается вентиляционная система и т. д.
Главный государственный санитарный врач РФ своим постановлением от 13 июля 2001 г. ввел в действие санитарные правила- СП 1.1.1058-01, которые возлагают на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанность осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2. 1319-03 (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. № 82) устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения заболеваний гриппом. Их соблюдение является обязательным как для граждан, так и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.1295-03 (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 апреля 2003 г. № 62) содержат требования к мероприятиям, направленным на профилактику туберкулеза, и также обязательны к исполнению всеми гражданами, должностными лицами, организациями всех форм собственности и иными лицами, попадающими в сферу их действия.
3. Субъектом правонарушения может быть либо гражданин, достигший 16-летнего возраста, либо должностное лицо, на которое возложена обязанность соблюдать санитарные правила и выполнять необходимые санитарно-гигиенические, противоэпидемические мероприятия, либо юридическое лицо.
4. Субъективная сторона нарушения санитарных правил, а также невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
5. Протокол о данном правонарушении составляют должностные лица органов Госсанэпиднадзора, а также органов внутренних дел (милиции) (ч. 2 ст. 28.3 КоАП). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают главные врачи центров Госсанэпиднадзора в субъектах РФ, городах, районах, на водном и воздушном транспорте и их заместители.