Конспект лекций по предмету "Административное право"


Состав административных правонарушений, предусмотренных статьями 17.1; 17.2; 19.1; 19.2

Состав административных правонарушений, предусмотренных статьями 17.1; 17.2; 19.1; 19.2.
Статья 17.1. Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы
1. Невыполнение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации или общественного объединения законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо создание препятствий в осуществлении их деятельности влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
2. Несоблюдение должностным лицом установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с реализацией властных полномочий представителями законодательной ветви государственной власти Российской Федерации - членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы.
Полномочия указанных лиц вытекают из существа деятельности законодательной ветви государственной власти (далее - законодательной власти), заключающейся не только в принятии федеральных законов, но и в непосредственном воздействии на общественные отношения, предполагающем, в частности, обязанность данных должностных лиц принимать меры в случае обнаружения ими нарушения прав граждан, а также принимать меры по совершенствованию деятельности органов исполнительной и судебной властей.
2. Объективную сторону правонарушений образуют три самостоятельных, но взаимосвязанных между собой (по единству субъекта) вида деяний:
1) невыполнение должностным лицом законного требования представителя законодательной власти (бездействие);
2) создание препятствий должностным лицом в осуществлении деятельности представителя законодательной власти (действие);
3) несоблюдение должностным лицом установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) представителю законодательной власти (бездействие).
Правомочия представителей законодательной власти можно условно разделить на субъективные права (право на неприкосновенность, право на отказ от дачи свидетельских показаний, право на обязательное государственное страхование, право на транспортное обслуживание, право на первоочередное поселение в гостиницу и т. п.) и правомочия, реализуемые данным лицом как представителем законодательной власти (обязательность ответа на депутатский запрос в срок до 30 дней, право на прием должностными лицами в первоочередном порядке, право на получение и распространение информации и т. п.).
Административно наказуемое бездействие должностного лица (невыполнение законных требований, неисполнение установленных сроков предоставления информации) не позволяет представителю законодательной власти в полной мере реализовать свои правомочия, а административно наказуемое действие (создание препятствий) полностью или частично лишает представителя законодательной власти возможности реализовать свои правомочия.
Неисполнение должностными лицами своих обязанностей, связанных с обеспечением деятельности представителя законодательной власти (право на внеочередное поселение в гостинице, право на обеспечение жилым помещением и т. п.), не влечет ответственности по комментируемой статье.
3.Субъект правонарушений специальный - должностное лицо (см. комментарий к ст. 2.4 КоАП).
4.Субъективная сторона невыполнения должностным лицом законных требований представителя законодательной власти характеризуется как умыслом, так и неосторожностью. Создание препятствий в осуществлении деятельности такого лица может быть допущено только умышленно.
5.Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП).
6.Дела о правонарушениях рассматривает мировой судья или судья суда общей юрисдикции (ст. 23.1 КоАП).
Статья 17.2. Воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в иной форме - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
В комментируемой статье сформулированы три состава административных правонарушений.
1. Объектом правонарушений являются общественные отношения, связанные с реализацией полномочий, предоставленных законом парламентскому омбудсмену - Уполномоченному по правам человека.
Правовой статус Уполномоченного по правам человека, в том числе порядок его деятельности и основные правомочия, определен в Федеральном конституционном законе от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
Деятельность Уполномоченного по правам человека имеет большое значение для функционирования общей системы обеспечения прав и свобод человека и гражданина, является одной из существенных гарантий их реализации, она дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Деятельность Уполномоченного по правам человека состоит в рассмотрении жалоб граждан РФ и находящихся на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства на нарушение их прав и свобод, а также в принятии мер по защите прав и свобод в случае наличия у него информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека правомочен обращаться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, в компетентные государственные органы с ходатайством в возбуждении дисциплинарного, административного производства либо уголовного дела, а также публиковать принятое им заключение.
2. Объективную сторону данной группы административных правонарушений образуют три самостоятельных вида деяний:
1) вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека с целью повлиять на его решение;
2) неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Законом об Уполномоченном по правам человека;
3) воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в иной форме.
Попытка повлиять на суть решения Уполномоченного по правам человека путем вмешательства любого вида образует состав первого правонарушения.
Статьей 23 Закона об Уполномоченном по правам человека предусмотрен значительный комплекс правомочий, который может быть осуществлен им при проверке жалобы. В частности, он может беспрепятственно посещать все органы государственной власти, организации, воинские части, запрашивать и получать от государственных органов и органов местного самоуправления сведения, документы и материалы, получать от должностных лиц объяснения, проводить проверки государственных органов и т. п. Данные правомочия, соответственно, порождают обязанности у большого числа субъектов, неисполнение которых и образует состав второго правонарушения.
Воспрепятствовать законной деятельности Уполномоченного по правам человека возможно не только в форме неисполнения его требований (чаще - бездействия), но и в иной форме (например, в лишении его каким-либо образом возможности реально осуществлять свои правомочия).
Все вышеперечисленные правонарушения могут быть осуществлены как в форме действия, так и в форме бездействия.
3. Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные лица, юридические лица (ст. 2.3-2.6, 2.10 КоАП) (вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека с целью повлиять на его решения, воспрепятствование его деятельности в иной форме) либо только должностные лица (неисполнение обязанностей, установленных Законом об Уполномоченном по правам человека, воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме).
4. Субъективная сторона вмешательства в деятельность Уполномоченного по правам человека и воспрепятствования его деятельности в иной форме характеризуется только умыслом. Неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Законом об Уполномоченном по правам человека, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
5. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП).
6. Дела о правонарушениях рассматривает мировой судья или судья суда общей юрисдикции (ст. 23.1 КоАП).
Статья 19.1. Самоуправство
Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
1.Родовым объектом правонарушения является порядок управления. Непосредственным объектом правонарушения является регламентированный законом или иными правовыми актами порядок осуществления своего действительного или предполагаемого права гражданами или юридическими лицами. Управленческая природа объекта правонарушения выражается в публично установленном порядке осуществления своего действительного или предполагаемого права. Публичный характер порядка, о котором идет речь в комментируемой статье, выражается в том, что данный порядок устанавливается законом и иными нормативными актами, носящими подзаконный характер.
2.Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, направленных на реализацию:
-права, принадлежащего лицу на основании закона или иного подзаконного нормативного акта;
-права, наличие которого предполагается в связи с заблуждением его соискателя.
Действия, предпринимаемые соискателем реального или мнимого права, должны противоречить установленному порядку осуществления прав. Объективная сторона правонарушения может выражаться в действиях, направленных на осуществление действительного или предполагаемого права, принадлежащего только лицу, совершающему такого рода действия. Содействие реализации реальных или мнимых прав других лиц объективной стороной правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, не охватывается.
В случаях, предусмотренных законом, нарушения установленного порядка приобретения или реализации прав могут образовывать самостоятельные составы иных правонарушений: например, значительная часть составов административных правонарушений в области охраны собственности (гл. 7), ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов (ст. 9.9 КоАП), нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9 КоАП) и др. Самоуправство совершается в форме активных действий виновного (например, отключение работниками жилищно-коммунальных служб от центрального отопления и водоснабжения квартиры задолжников).
3. Субъектами правонарушения могут быть граждане и должностные лица, совершившие самовольные действия с нарушением установленного правовым актом порядка.
4. Субъективная сторона самоуправства характеризуется умыслом. Виновный должен осознавать, что его действия противоречат установленному законом или иным нормативно-правовым актом порядку.
5. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП).
6. Дела о правонарушениях рассматривают мировые судьи, а дела о правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, - судьи гарнизонных военных судов (ст. 23.1 КоАП). Самоуправство может быть квалифицировано по ст. 330 УК РФ.
В отличие от самоуправства, предусмотренного комментируемой статьей, уголовно наказуемое самоуправство предполагает: 1) причинение существенного вреда; 2) оспаривание организацией или гражданином действий, составляющих содержание объективной стороны самоуправства.
Статья 19.2. Умышленное повреждение или срыв печати (пломбы)
Умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной правомочным должностным лицом, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.15 и статьей 16.11 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
1. Объектом правонарушения является порядок управления. Этот порядок конкретизируется нормами права, определяющими режим обращения с печатями (пломбами), наложенными правомочными должностными лицами, Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 2 ст. 11.15 и ст. 16.11 КоАП.
Правила и порядок опечатывания (опломбирования) установлены рядом законодательных и подзаконных нормативных актов. Так, в соответствии с п. 25 ст. 11 Закона РФ в ред. от 8 декабря 2003г. № 161-ФЗ «О милиции» сотрудники милиции вправе опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей; согласно ст. 28 Устава железных дорог РФ загруженные вагоны, контейнеры при перевозках в них грузов для личных (бытовых) нужд должны быть опломбированы перевозчиком или доверенным лицом грузоотправителя. Федеральным законом от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в ст. 28 предусмотрены права уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением проводить опечатывание помещений, транспортных средств, мест постоянного или временного хранения ценностей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.