Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.1; 5.3; 5. 4; 5. 5. КоАП РФ
Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума.
Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
Объектом правонарушений являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданами группы избирательных прав - права на ознакомление со списком избирателей (участников референдума); права на подачу заявления о неточностях и ошибках в списках избирателей; права на получение письменного ответа на такое заявление.
Право граждан на ознакомление со списком избирателей (участников референдума) регламентируется федеральным и региональным законодательством о выборах и референдумах. Так, согласно п. 15 ст. 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» списки избирателей (участников референдума) представляются участковой избирательной комиссией, комиссией референдума для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования Гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию, комиссию референдума о любой ошибке или неточности в списке избирателей, участников референдума. В соответствии с п. 16 ст. 17 названного Закона в течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия, комиссия референдума обязаны проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие), которые могут быть совершены в различных формах, например: нарушение срока представления для ознакомления списков избирателей (участников референдума); отказ гражданину в ознакомлении со списком избирателей (участников референдума); нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в этом списке; отказ выдать гражданину ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей (участников референдума); выдача гражданину ответа в письменной форме без изложения мотивов отклонения заявления.
Субъективная сторона правонарушений характеризуется умыслом или неосторожностью. Субъектами правонарушений являются члены участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, которые обязаны рассматривать за явления граждан. Как правило, это председатели, заместители председателей и секретари данных комиссий. Постановление о возбуждении дела по комментируемой статье выносится прокурором (ст. 28.4 КоАП). Дела о правонарушениях рассматриваются мировыми судьями, а если по ним проводилось административное расследование - судьями районных судов (ст. 23.1 КоАП).
Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума
Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, направленные на обеспечение исполнения решений избирательных комиссий, комиссий референдума.
В соответствии с п. 13 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и иные акты избирательных комиссий, комиссий референдума, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами и законами субъектов РФ, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений и блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.
Административная ответственность по комментируемой статье наступает за неисполнение любого решения комиссии, принятого в пределах ее компетенции, которое необязательно должно быть связано с обеспечением избирательных прав, права на участие в референдуме граждан РФ.
Объективная сторона неисполнения решения избирательной комиссии, комиссии референдума представляет собой, как правило, бездействие.
Субъектами правонарушения являются должностные лица и юридические лица, на которых возложено исполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
Протоколы о правонарушении составляют члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные на то данными комиссиями (ч. 5 ст. 28.3 КоАП).
Дела о правонарушениях рассматриваются мировыми судьями, а если по ним проводилось административное расследование - судьями районных судов (ст. 23.1 КоАП).
Статья 5.4. Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума
Нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума либо представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Объектом правонарушений являются общественные отношения, обеспечивающие порядок предоставления сведений об избирателях, участниках референдума. Данный порядок регламентирован в федеральных и региональных законах о выборах и референдумах.
В соответствии с п. 6 ст. 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума осуществляются уполномоченным органом или должностным лицом местного самоуправления, а в отношении избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, - командиром воинской части. Сведения об избирателях, участниках референдума, проживающих за пределами территории РФ или находящихся в длительных заграничных командировках, формирует и уточняет руководитель дипломатического представительства, консульского учреждения РФ. Указанные сведения направляются уполномоченным органом или должностным лицом местного самоуправления в территориальные избирательные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), комиссии референдума, в случае отсутствия территориальных избирательных ко-ми^сий - .в окружные избирательные комиссии, а командиром воинской части - в территориальные (окружные) или участковые избирательные комиссии, комиссии референдума сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.
В комментируемой статье сформулированы два состава административных правонарушений: I) нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях (участниках референдума); 2) представление недостоверных сведений об избирателях (участниках референдума).
Объективную сторону первого состава правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, образуют действия (бездействие) по нарушению указанных правил представления сведений об избирателях (участниках референдума).
Особенностью объективной стороны второго состава административного правонарушения, сформулированного в комментируемой статье, - представление недостоверных сведений об избирателях (участниках референдума) - является представление таких сведений об избирателях (участниках референдума), которые частично или в полном объеме не соответствуют действительности.
Рассматриваемые административные правонарушения имеют специальный субъект - уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления (главы местных администраций, мэры районов и городов), командиры воинских частей. Последние несут за совершение данных правонарушений административную ответственность на общих основаниях (см.комментарий к ст. 2.5 КоАП).
Субъективная сторона правонарушений характеризуется умыслом или неосторожностью.
Протоколы о правонарушениях составляют члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные на то данными комиссиями (ч. 5 ст. 28.3 КоАП). Дела о правонарушениях рассматриваются мировыми судьями, а если по ним проводилось административное расследование - судьями районных судов (ст. 23.1 КоАП).