Конспект лекций по предмету "Административное право"


Принципы производства по делам об административных правонарушениях

Виды и общие принципы производства по делам об административных правонарушениях
И.В. Тимошенко выделяет виды и общие принципы производства по делам об административных правонарушениях. По его мнению, классификация (виды) производства по делам об административных правонарушений может проводится по различным основаниям. Так, в зависимости от объема и сложности процессуальных действий выделяют обычное, упрощенное и особое производство по делам об административных правонарушениях. Обычное производство является наиболее полной его формой и включает обязательное составление протокола об административном правонарушении и выполнении всех иных предусмотренных КоАП РФ процедурно-процессуальных действий по разрешению конкретного дела по существу. Упрощенное производство - это механизм привлечения к административной ответственности без составления протокола, проведения административного расследования и иных формальных процедур (так называемый «штраф на месте» либо предупреждение), когда при совершении малозначительного административного правонарушения привлекаемое к ответственности лицо не оспаривает наличие события правонарушения, признает свою вину и согласно с налагаемым на него административным наказанием. А особое производство характеризуется неким специальным (усложненным) порядком привлечения к административной ответственности, отличным от его обычной процедуры (например, производство в отношении несовершеннолетних).
В зависимости от того, каким органом оно осуществляется (точнее - кем рассматривается дело), производство по делам об административных правонарушениях делится на коллегиальное и единоначальное. Так, в частности, при рассмотрении дела коллегиальным органом (например, административной комиссией или комиссией по делам несовершеннолетних) в обязательном порядке ведется протокол заседания, а важнейшие вопросы решаются коллегиально, т. е. всеми участниками по большинству голосов. Отсутствие кворума усложняет принятие решения по делу и препятствует дальнейшему признанию данного решения правомерным, чего нет при единоличном рассмотрении дела, когда и протокол зачастую (в силу закона) не ведется.
Классифицировать производство по делам об административных правонарушениях можно и в зависимости от инстанции его проведения: производство в органе административной юрисдикции первой инстанции и производство в органе административнои юрисдикции второй инстанции (в случае обжалования или опротестования ранее принятого решения), хотя этот критерий классификации и является факультативным.
Теперь об общих принципах производства.
Под общими принципами производства по делам об административных правонарушениях следует понимать те его основополагающие начала, которые определяют весь смысл и назначение данного вида административно-юрисдикционного производства. В числе таких принципов традиционно выделяют: принцип законности, принцип объективной (материальной) истины, принцип (презумпция) невиновности, принцип оперативности, принцип устности и непосредственности, принцип равенства сторон, принцип состязательности, принцип публичности, принцип гласности, принцип государственного и национального языка, принцип двуступенчатости и принцип диспозитивности.
Законность как принцип производства находит свое отражение в том, что применение любых мер административного принуждения допустимо только на основаниях и в порядке, прямо предусмотренном законом, действующем во время и по месту производства по делу об административном правонарушении, что применение мер административного воздействия производится только уполномоченными на это органами и должностными лицами в пределах их компетенции и в строгом соответствии с законом и др.
Принцип объективной (материальной) истины как принцип производства по делам об административных правонарушениях проявляется в необходимости всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств каждого дела, в том числе и посредством сбора необходимых по делу доказательств и их оценки. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП РФ). Судья, члены коллегиального органа или должностное лицо, осуществляющие производство по делу и его рассмотрение должны оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы (ст. 34 Декларации прав и свобод человека и гражданина).
Принцип (презумпция) невиновности как принцип производства по делам об административных правонарушениях тесно связан с принципом объективной истины и означает, что привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность, хотя, и имеет на это право. Обязанность доказывания лежит на субъекте административной юрисдикции, который должен выяснить, виновно ли лицо, привлекаемое к ответственности, в совершении правонарушения или нет, и доказать это. Кроме того, важное социально-правовое и нравственное значение в этом смысле имеет закрепленное в ст. 51 Конституции РФ положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников.
Принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях связан с относительной краткостью материально-правовых и процессуальных сроков в сфере административной юрисдикции. Среди таковых можно назвать срок давности привлечения к ответственности и назначения административных наказаний (по общему правилу - не позднее двух месяцев со дня совершения или обнаружения правонарушения, ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), сроки рассмотрения дела по существу (по общему правилу - в течение пятнадцати дней со дня получения судьей, органом или должностным лицом протокола и других материалов дела, ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ), сроки исполнения по становлений по делам об административных правонарушениях (см. нормы главы 32КоАП_РФ1и_др. Принцип устности и непосредственности состоит в том, что в производстве по делам об административных правонарушениях все разбирательство хотя и ведется устно, но в обязательном порядке должно быть непосредственно отражено в материалах дела: составляется протокол об административном правонарушении, в нем фиксируются объяснения привлекаемого к ответственности лица и иных лиц, устно разъясняются их права и обязанности, что также должно быть отражено непосредственно в материалах дела и т. д. Кроме того, дела об административных правонарушениях рассматриваются с учетом устных объяснений участников процесса, хотя и с записью их в соответствующем протоколе или фиксацией их сущности непосредственно в постановлении по делу.
Равенство сторон и состязательность как принципы производства по делам об административных правонарушениях, так же, как и ряд иных принципов имеют под собой конституционную основу (в ст. 123 Конституции РФ сказано, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон). Принцип равенства - равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех лиц независимо от пола, расы, национальности, языка и других условий - сформулирован, кроме того, в ст. 19 Конституции РФ и отражен в ст. 1.4 КоАП РФ. А состязательность как принцип производства проявляется в том, что лица, привлекаемые к ответственности, потерпевшие, их законные представители, защитники, прокурор и иные участники производства наделены между собой равными правами и свободны в выборе предусмотренных законом доказательств и средств доказывания (это отражено в нормах главы 25 КоАП РФ). Причем указанные положения закона о правомочиях участников производства обязывают органы, рассматривающие каждое дело об административных правонарушениях по существу, учитывать позицию всех участников процесса и мотивировать в постановлении по делу принимаемое решение с учетом их мнения, хотя, конечно же, отсутствие в настоящее время квалифицированной юридической помощи по делам об административных правонарушениях, как это имеет место быть по гражданским и уголовным делам, практически на «нет» сводит состязательность административно-юрисдикционного процесса как объективную реальность (но не как принцип производства).
Публичность как принцип производства по делам об административных правонарушениях находит свое проявление в том, что применение законодательства об административных правонарушениях осуществляется в интересах государства, от имени государства и органами (должностными лицами), уполномоченными на это государством. Гласность как принцип производства проявляется в том, что все дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно когда закрытого рассмотрения требуют интересы безопасности либо защиты чести и достоинства лиц, участвующих в производстве по делу, членов их семей и близких, что прямо отражено в ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.