Особенности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
Согласно ст. 11 ТК, товар - это любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через нее отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Для того чтобы разграничить два основных предмета таможенного правоотношения, необходимо уяснить, что понимается под транспортными средствами. Таможенный кодекс относит к ним любые средства, которые непосредственно используются для международных грузовых и пассажирских перевозок. Иными словами, единица транспорта в области таможенного дела может выступать как в качестве товара, так и в качестве транспортного средства. Основополагающим фактором является частота пересечения границы. Если машина пересекла границу один раз (например, ввоз иномарки гражданином из-за рубежа), она является товаром. Это значит, что ее перемещение связано с прохождением всех таможенных формальностей: оформлением, уплатой таможенных платежей, как и при ввозе-вывозе любого товара, В случае пересечения машиной границы два и более раза (например, перевозка группы туристов на автобусе), она выступает в таможенном правоотношении в качестве транспортного средства.
Специфика перемещения всех транспортных средств такова.
Во-первых, транспортные средства, следующие через таможенную границу РФ, а также транспортные средства, перемещаемые через эту границу в качестве товара, обязаны останавливаться в местах, определяемых таможенными органами РФ. В случаях несоблюдения указанного требования таможенные органы вправе осуществлять принудительную остановку транспортных средств.
Во-вторых, продолжительность стоянки транспортных средств определяется таможенным органом РФ совместно с перевозчиком и не может быть сокращена в ущерб осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля.
В-третьих, отправление транспортных средств с их стоянки производится с разрешения таможенного органа РФ.
Предметы таможенных правоотношений могут перевозиться в сопровождаемом багаже (непосредственно при следовании лица через границу) и в не сопровождаемом багаже (при перемещении их перевозчиком по договору о перевозке). Разновидностью перевозки товаров в несопровождаемом багаже является пересылка в международных почтовых отправлениях (письмах, бандеролях, мелких пакетах, посылках и др.). Организации почтовой связи по требованию таможенных органов представляют такие отправления для проведения таможенного досмотра, Международные почтовые отправления не могут быть выданы организациями почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории Российской Федерации без разрешения таможенного органа.
Не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях товаров, запрещенных к ввозу-вывозу или пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза, а также тех, в отношении которых применяются установленные законодательством ограничения.
Отдельные виды товаров перемещаются через границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.
Цели таможенного регулирования предполагают необходимость определения страны происхождения товара, в качестве которой выступает страна, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. При этом под страной происхождения товара может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регионы или часть страны.
Товарами, полностью произведенными в данной стране, согласно ст. 31 ТК, считаются:
1) полезные ископаемые, добытые из ее недр, в ее территориальном море или на его морском дне;
2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
3) животные, родившиеся и выращенные в данной стране, а также
продукция, полученная из них;
4) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране или судном данной страны;
5) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;
6) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные для переработки в сырье;
7) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране;
8) товары, изготовленные из вышеперечисленной продукции.
Если в производстве товаров участвуют две и более страны, страной происхождения считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров. Документами, подтверждающими «гражданство» товара, являются сертификат или декларация о его происхождении.
Субъект ВЭД определяет происхождение товара самостоятельно. Таможенные органы принимают такое решение в следующих случаях:
-- при выявлении неправильного заявления субъектом страны
происхождения;
- по запросам органов государственной власти, Всемирной таможенной организации, таможенных органов зарубежных стран.
Все товары, перемещаемые через таможенную границу России, можно классифицировать по различным основаниям.
Во-первых, в зависимости от направления следования товары дифференцируются на ввозимые, вывозимые и транзитные. Ввозимые товары поступают на территорию России из другого государства. При этом страной их происхождения может быть как другая страна, так и Российская Федерация при условии их предыдущего вывоза. Вывозимые товары чаще всего производятся в России и перемещаются на территорию другого государства. Транзитные товары следуют из одной страны в другую, перемещаясь при этом по таможенной территории РФ.
Во-вторых, в зависимости от страны происхождения товары делятся на российские и иностранные. Российские товары имеют статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории России, т.е. это товары, полностью произведенные в РФ, товары, выпущенные для свободного обращения на территорию РФ, в также товары, изготовленные из перечисленных ранее. Все остальные товары имеют статус иностранных.
В-третьих, товары могут быть прошедшими таможенную «очистку» и условно выпущенными в свободное обращение. Если таможенные органы своими действиями разрешили заинтересованным лицам пользоваться и распоряжаться товарами в соответствии с условиями определенного таможенного режима, такие товары называются выпущенными или прошедшими таможенную «очистку». Если в отношении товаров не были уплачены таможенные платежи, либо не представлены необходимые документы, либо не выполнены иные требования, установленные законодательством, они подлежат условному выпуску, т.е. пользование и распоряжение ими допускается с соблюдением предельных ограничений (например, с условием невозможности отчуждения).
В-четвертых, в зависимости от эффективности достижения целей таможенного дела, можно выделить три категории товаров:
1) товары, во ввозе которых Россия абсолютно не нуждается (например, вино-водочные изделия, продукты питания, нефть). Здесь необходим эффективный барьер против проникновения аналогичных товаров на российский рынок путем установления высоких тарифных импортных ставок;
2) товары, где возможна конкуренция с отечественными производителями (например, кондитерские изделия, трикотаж, автомобили, парфюмерные товары). Здесь тарифные ставки должны быть сбалансированы, чтобы обеспечить наличие импорта на рынке и дать возможность конкуренции;
3) товары, которые не выпускаются или не могут быть произведены в России (например, экзотические фрукты, уникальные технологии, технические новинки, медикаменты). В этом случае тарифные ставки должны обеспечить свободный доступ этих товаров на наш рынок для удовлетворения спроса.
Через таможенную границу перемещают также контрафактные товары. К ним относятся товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности (объекты авторского права и смежных прав, промышленной собственности, в том числе товарные знаки, наименования мест происхождения товаров и другие объекты интеллектуальной собственности), если изготовление таких товаров, их перемещение через таможенную границу или иные действия с товарами, находящимися под таможенным контролем, влекут за собой нарушение прав правообладателя. Установление барьеров на пути пиратской продукции - важная и трудноразрешимая задача в области таможенного дела. Заинтересованное лицо, имеющее основания полагать, что перемещаемый товар является контрафактным, вправе подать в таможенный орган заявление о защите нарушенных прав. Выпуск таких товаров может быть приостановлен до выяснения обстоятельств дела (ст. 397 ТК).