Конспект лекций по предмету "Правоохранительные органы"


Правовой статус судей

Правовой статус судей
Под судейским корпусом принято понимать совокупность государственных служащих, занимающих должности судей. В его состав включаются все судьи Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, в том числе и военных судов, арбитражных судов, а также судьи судов субъектов Российской Федерации: конституционных (уставных) судов и мировые судьи. В судейский корпус включаются не только действующие, но и судьи, пребывающие в отставке.
Конституционные нормы, регулирующие судебную власть, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» определили общие принципы организации и деятельности всех судов страны, подчеркнув, что все они входят в единую судебную систему. Этот принцип единого подхода получил отражение в Законе Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»
Принцип единства судебной системы относится ко всем направлениям организации и деятельности суда, в том числе и к формированию судейского корпуса, т.е. к требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи; порядку отбора кандидатов и наделению их судейскими полномочиями.
Требования к кандидатам на должность судей установлены статьей 119 Конституции РФ. Судьями могут быть граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Кроме конституционных требований - российское гражданство, минимальный возрастной ценз, наличие высшего образования и профессиональной подготовки, Закон «О статусе судей в Российской Федерации» включает и дополнительные требования. Кандидат не должен совершать порочащие его поступки, обязан сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.
Возраст 25 лет является минимальным для кандидата на должность судьи районного суда. Для занятия должности судьи вышестоящего суда (включая арбитражные суды субъектов Российской Федерации) минимальный возраст кандидата повышается до 30 лет, а судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда - до 35 лет. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность по достижении возраста 40 лет.
Законом предусмотрено предварительное медицинское освидетельствование для подтверждения отсутствия у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Квалификационный экзамен проводится по экзаменационным билетам, включающим вопросы по различным отраслям права и задачи из судебной практики.
После сдачи экзаменов каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность.
Квалификационная коллегия судей в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения.
Квалификационная коллегия судей представляет председателю соответствующего суда заключение на каждого из рекомендованных кандидатов, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвращается для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. При повторном положительном заключении квалификационной коллегии судей кандидатура вносится председателем соответствующего суда для дальнейшего рассмотрения в установленном порядке.
Наделение судей полномочиями осуществляется в порядке, установленном Конституцией РФ (ст. 138), Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 13), Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 6) и Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 6).
Судьи Конституционного Суда, Верховного и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.
Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с учетом мнения законодательных (представительных) органов соответствующих субъектов Российской Федерации.
Необходимость согласования при наделении судейскими полномочиями судей федеральных судов в субъектах Федерации (районного и областного звена) предусмотрена пунктом «л» ст. 72 Конституции РФ, которой кадры судебных органов отнесены к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов.
Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
Мировые судьи назначаются на должность законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, либо избираются на должность населением соответствующего судебного округа в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации определяется и порядок наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов.
Президент Российской Федерации в месячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщает председателю соответствующего суда.
Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
В случае отклонения представленной кандидатуры на должность судьи федерального суда общей юрисдикции и арбитражного суда соответствующая квалификационная коллегия судей имеет право при наличии повторного заявления кандидата, рассмотрев основания отклонения, повторно дать положительное заключение для назначения кандидата на должность судьи.
Полномочия судей в Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Судьи районных судов и судьи гарнизонных военных судов впервые назначаются на 3 года, по истечении которых они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на срок 15 лет.
Мировые судьи назначаются (избираются) на срок не более 5 лет. Повторно они могут быть назначены на любой срок, но не менее 5 лет. Срок полномочий судей конституционных (уставных) судов в регионах устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. К осуществлению правосудия в качестве судьи, кроме исполнения обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть привлечен с его согласия судья, находящийся в отставке, на срок до одного года в случае наличия вакантной должности судьи, либо в случае временного значительного увеличения объема работы в суде, либо в случае отсутствия судьи или приостановления его полномочий. Привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи производится председателем вышестоящего суда при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.
Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только компетенцией, т.е. полномочиями по определенным предметам ведения. Различие по компетенции не нарушает общего принципа единого статуса. Каждый судья - полноправный носитель судебной власти и при исполнении своих обязанностей принимает решения самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и законам страны.
Единство статуса означает равенство всех судов внутри судейского сообщества. В равной мере на них распространяются меры государственной защиты, гарантии независимости и недопустимость вмешательства в их деятельность, материальное обеспечение и социальная защита. Присвоение судье квалификационного класса, в зависимости от занимаемой должности и стажа работы, не означает изменения его статуса относительно других судей.
Вместе с тем единство правового статуса не исключает особенностей правового положения судьи, связанных с разным объемом полномочий и спецификой их деятельности. Эти особенности определяются федеральными законами и законами субъектов Федерации, о чем шла речь в соответствующих разделах при рассмотрении вопросов деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, военных судов, а также судов субъектов Российской Федерации.
Принцип единства статуса судей включает, как отмечалось выше, единый подход к отбору кандидатов и к порядку назначения их на судейские должности. Единый подход находит свое продолжение и в требованиях к судьям, назначенным на должность. В соответствии со статьей 3 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» судья:
обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы;
при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности;
не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Решен вопрос и о занятиях судьи, пребывающего в отставке. Он вправе работать в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в соответствующих учреждениях, профсоюзных и иных общественных организациях, быть помощником депутата. Судья в отставке не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя. На период работы судьи, пребывающего в отставке, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные законом.
Особенности правового положения судьи, его статус обеспечивается государственными гарантиями его независимости, которые включают: определенные законом процедуры осуществления правосудия; несменяемость судьи; порядок приостановления и прекращения полномочий и его право на отставку; неприкосновенность судьи и предоставление ему за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. К гарантиям обеспечения полноправной судебной деятельности относится также деятельность системы органов судейского сообщества.
Процедура осуществления правосудия, предусмотренная законом, одна из важнейших гарантий независимости судьи. В нормах процессуального законодательства (Уголовного и Гражданского процессуальных кодексов, Арбитражного процессуального кодекса), других федеральных законодательных актах детально излагаются правила осуществления судопроизводства по уголовным, гражданским, арбитражным, административным делам, а также порядок осуществления конституционного контроля. Следование этим нормам объективно обеспечивает устранение из процедуры правосудия посторонних влияний, а всякое вмешательство в процессуальную деятельность судьи преследуется по закону.
В соответствии с законом судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Несменяемость судьи и особый порядок приостановления и прекращения его полномочий. Судья федерального суда, за исключением судей высших (Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного) судов Российской Федерации, в первый раз назначается на должность сроком на 3 года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока исполнения до достижения предельного возраста пребывания в должности судьи.
В соответствии со статьей 121 Конституции РФ судьи несменяемы. Они не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия, и их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
Приостановление полномочий судьи производится решением квалификационной коллегии при наличии одного из следующих оснований:
- признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
- возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
- участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;
- избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.
Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье заработной платы или уменьшение ее размера. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.
Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.
Прекращение полномочий судьи может иметь место как по уважительной, так и по неуважительной причине (уход или удаление судьи в отставку). Уход судьи в отставку и в связи с этим прекращение его полномочий наступает в случаях подачи заявления об отставке; истечения срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; увольнения судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней.
Удаление судьи в отставку возможно ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи или в случае вступившего в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи или признании его недееспособным.
К иным причинам прекращения полномочий судьи относятся прекращение гражданства Российской Федерации; отказ судьи от перевода в другой суд; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи. Полномочия судьи прекращаются также в случае совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти, а также при вступлении в законную силу судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера.
Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Дальнейшее обжалование возможно путем обращения в Верховный Суд Российской Федерации.
Неприкосновенность судей - важнейший элемент судейского иммунитета. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Неприкосновенность судьи обеспечивает его защиту от преступного мира и «обиженных» в гражданском процессе сторон, а также от бюрократического администрирования со стороны государственных органов и вышестоящих судей.
Дисциплинарная ответственность судей применяется за совершение проступка, связанного с нарушением норм Федерального закона о статусе судей и положений кодекса судейской этики. Дисциплинарные взыскания - предупреждение или досрочное прекращение полномочий судьи - принимаются квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи.
Административная ответственность возможна только по представлению Генерального прокурора и по решению коллегии из трех судей вышестоящего суда. Принятое решение может быть обжаловано судьей в порядке, установленном федеральным законом.
Уголовная ответственность осуществляется с соблюдением следующей процедуры. Вопрос о возбуждении в отношении судьи уголовного дела решается Генеральным прокурором с согласия коллегии из трех судей вышестоящего суда и соответствующей квалификационной коллегии. В процедуре решения вопроса об аресте судьи также предусмотрено как участие коллегии из трех судей, так и квалификационной коллегии.
Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации.
Материальное и социальное обеспечение судей-важная составляющая их независимости. Кроме должностного оклада производятся иные выплаты: 50% за особые условия труда; доплаты за выслугу лет; за квалификационный класс; за ученую степень или ученое звание; за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» и некоторые другие.
Социальное обеспечение судей включает ежемесячное пожизненное содержание судей, достигших пенсионного возраста, размер которого зависит от стажа работы и устанавливается в пределах до 85% заработной платы судьи, занимающего соответствующую должность. Судье предоставляется ежегодный дополнительный отпуск от 5 до 15 дней в зависимости от стажа работы и некоторые другие гарантии материального обеспечения и социальной защиты.
Медицинское обслуживание судей и членов их семей включает обеспечение лекарственными средствами, которые предоставляются за счет федерального бюджета. Гарантии государственного страхования жизни, здоровья и имущества судьи обеспечивает возмещение ущерба в случае смерти, причинения телесных повреждений, ущерба имуществу судьи.
Государственная защита призвана обеспечивать независимость и неприкосновенность судьи с учетом важности и значимости выносимых им решений. В соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. в редакции от 20 августа 2004 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» предусмотрена система мер защиты жизни, здоровья, имущества судей, народных и присяжных заседателей федеральных судов, а также мировых судей. Государственная защита судей конституционных и уставных судов субъектов Федерации может устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.
Помимо мер правовой и социальной защиты, о которых шла речь выше, установлена система мер обеспечения безопасности судей. К ним относятся:
личная охрана, охрана жилища и имущества;
выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
временное помещение в безопасное место;
обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
перевод на другую работу, изменение места работы или учебы;
переселение на другое место жительства;
замена документов, изменение внешности.
Судья и его близкие имеют право знать о применяющихся в отношении их мерах безопасности и взаимодействовать с охранными службами, в том числе выполнять их законные требования, незамедлительно информировать о каждом случае угроз и не разглашать сведения о принятых мерах обеспечения безопасности.
Органы судейского сообщества как выразители интересов судей - носителей судебной власти - являются важнейшим институтом обеспечения их независимости. Через свои органы судейское сообщество активно влияет на процесс организации и деятельности судов.
Основными задачами органов судейского сообщества являются:
- содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
- защита прав и законных интересов судей;
- участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
- утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
Органы судейского сообщества включают:
Всероссийский съезд судей, а в период между съездами совет судей Российской Федерации, избираемый Всероссийским съездом судей;
конференции судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, арбитражных судов, а в период между конференциями избираемые ими советы судей;
общее собрание судей судов;
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации; квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации. Высший орган судейского сообщества - Всероссийский съезд судей, который представляет интересы всего судейского сообщества. Съезд определяет порядок формирования органов судейского сообщества и избирает Высшую квалификационную коллегию судей. Органы судейского сообщества:
обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;
проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;
рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;
представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;
избирают соответствующие квалификационные коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов);
осуществляют иные полномочия, отнесенные к их ведению федеральными законами.
По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок. Порядок деятельности органов судейского сообщества регулируется актами, принимаемыми этими органами.
Органы судейского сообщества избирают соответствующие квалификационные коллегии судей. К их компетенции относится; отбор кандидатов на должность судьи; приостановление или прекращение полномочий судьи; привлечения судей к дисциплинарной и административной ответственности; прекращение отставки судьи; обеспечение неприкосновенности судьи; проведение аттестации судьи и присвоение ему квалификационного класса.
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, в составе 29 членов коллегии, формируется из числа судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, судей арбитражных судов (окружных, апелляционных и судов субъектов Российской Федерации), судей судов общей юрисдикции субъектов Федерации, включая и окружные (флотские) военные суды - 18 членов коллегии; 10 членов коллегии - представителей общественности назначаются Советом Федерации и один - Президентом Российской Федерации.
Высшая квалификационная коллегия решает вопросы, связанные с отбором кандидатов на должности руководителей (председателя и заместителей) высших судов Российской Федерации, судей этих судов, руководителей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также о приостановлении, возобновлении, прекращении их полномочий, Осуществляет квалификационную аттестацию упомянутых судей, присвоение им первого и высшего квалификационного класса; принимает решение о представлении судей к государственным наградам и присвоению почетных званий; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами.
Квалификационная коллегия судей субъектов Российской Федерации, общим числом 21 член коллегии, формируется из представителей судей федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации из 13 членов коллегии, избираемых на конференциях судей тайным голосованием; 7 членов коллегии - представителей общественности, назначаемых законодательным (представительным) органом субъекта Федерации и один - Президентом РФ.
Квалификационная коллегия судей субъектов Российской Федерации рассматривает вопросы и принимает решения в отношении судей судов субъектов Российской Федерации; судей районных судов (в том числе председателей и заместителей); гарнизонных военных судов и мировых судей. Квалификационная коллегия объявляет в средствах массовой информации об открытии вакансий на должность судей, утверждает состав экзаменационной комиссии по приему экзаменов у кандидатов и с учетом результатов дает заключение о рекомендации (или отказе в рекомендации) претендентов на должность судьи. Коллегия приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия судьи соответствующего уровня, осуществляет квалификационную аттестацию, назначает дисциплинарные взыскания и принимает иные решения согласно полномочиям, установленным федеральными законами. Совет судей Российской Федерации и Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации оказывают методическую помощь соответствующим органам судейского сообщества.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.