Органы дознания
Дознание как составная часть уголовного судопроизводства является формой предварительного расследования и осуществляется на основе общих принципов и в целях решения ему присущих задач.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством к органам дознания относятся:
- органы внутренних дел и другие органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
- органы Государственной противопожарной службы;
- органы Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний;
- командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений.
Кроме того, возбуждение дознания и проведение неотложных следственных действий возлагается также на:
- капитанов судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на этих судах;
- руководителей геологических партий и зимовок - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
- глав дипломатических и консульских учреждений России - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории этих представительств и учреждений.
Окончательное решение о направлении дальнейшего расследования в упомянутых случаях принимается прокурором, в распоряжение которого незамедлительно направляются соответствующие материалы.
Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое производило или производит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия.
Дознаватель уполномочен самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные действия и принимать решения, за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение.
Основным органом дознания является милиция. Оба ее подразделения - криминальная милиция и милиция общественной безопасности - осуществляют функции дознания, а начальники соответствующих подразделений выступают в роли руководителей органов дознания.
В связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности милиции в районных, городских отделах внутренних дел, в линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели - сотрудники, которым на постоянной основе поручается ведение дознания. В вышестоящих органах внутренних дел создаются отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями.
Командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных оперативных сотрудников, которым и поручается ведение дознания по конкретным делам.
В таком же порядке, с учетом объема работы, организовано дознание и в других органах, где законом предусматривается ведение дознания.
Деятельность органов дознания различается в зависимости от того, действуют ли они по делам, по которым производство предварительного следствия является обязательным, или же по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.
Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Орган дознания возбуждает при наличии к тому оснований уголовное дело и производит неотложные следственные действия по закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допросы подозреваемых, потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
По выполнении неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать дело следователю. В случае, если расследование данного преступления подследственно другому правоохранительному органу, а не тому, г проводилось дознание, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие.
После передачи дела следователю орган дознания может проводить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.
Деятельность органов дознания по делам, по которым производя предварительного следствия не обязательно. Орган дознания возбуждает уголовное дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. В этом случае орган дознания руководствует правилами, установленными уголовно-процессуальным законодательством для предварительного следствия. Дознание производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.
Дознание заканчивается составлением обвинительного акта или постановлением о прекращении дела. Обвинительный акт со всеми материалами представляется прокурору для утверждения. В случае вынесения постановления о прекращении дела оно в суточный срок направляется прокурору.
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ дознание осуществляется по значительному числу уголовных дел. В том числе:
- дознаватели органов внутренних дел ведут дознание о преступлениях против здоровья граждан; чести и достоинства личности; семьи и несовершеннолетних; нарушениях общественного порядка; безопасное движения и эксплуатации транспорта; против собственности и по ряду других преступлений, затрагивающих многие сферы жизнедеятельности общества и государства;
- дознаватели органов федеральной службы наркоконтроля ведут дела о незаконном изготовлении, хранении или сбыте наркотических bеществ; хищении или вымогательстве наркотиков; организации и содержании притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ и другие;
- дознаватели подразделений пограничной службы Федеральной службы безопасности ведут дознание по делам, связанным с незаконным пересечением и изменением государственной границы, нарушением законодательства о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации;
- дознаватели органов службы судебных приставов ведут дознание по делам, связанным с преступлениями против правосудия (неуважение к суду, неисполнение приговоров, решений и других судебных актов);
- дознаватели таможенных органов производят дознание по делам о контрабанде и другим нарушениям таможенных правил;
- дознаватели органов противопожарной службы - по уголовным делам о преступных нарушениях правил противопожарной безопасности, уничтожении или повреждении лесов, другого имущества в результате не-. осторожного обращения с огнем.
Жалобы на действия органов дознания подаются прокурору непосредственно либо через лицо, производившее дознание, которое обязано в течение 24 часов направить поступившую жалобу вместе со своим объяснением прокурору.
Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами дознания осуществляет прокуратура. Осуществляя надзор, прокурор в пределах своей компетенции:
- требует от органов дознания для проверки любое дело, находящееся в их производстве;
- дает письменные указания о порядке и способах проведения дознания;
- отменяет незаконные и необоснованные постановления лиц, производящих дознание;
- изымает от органа дознания и передает следователю любое дело;
- отстраняет лицо, производящее дознание, если им допущено нарушение закона при расследовании дела.
Указания прокурора органам дознания в связи с расследованием ими дел являются для этих органов обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.
15.4. Органы предварительного следствия
Как уже упоминалось, расследование преступлений является важнейшей частью уголовного судопроизводства. Наиболее сложная и ответственная форма расследования преступлений - предварительное следствие, осуществляемое следователями. Следователь - должностное лицо соответствующего правоохранительного органа, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельства дела, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.
В этих целях следователь рассматривает заявления о coвершенных преступлениях, возбуждает с согласия прокурора уголовные дела устанавливает наличие события преступления, собирает доказательств виновности лиц, его совершивших, и выясняет другие обстоятельства, необходимые для правильного решения вопроса об ответственности обвиняемых.
Вся деятельность следователя осуществляется строго в рамках установленных уголовно-процессуальным законом. Уголовно-процессуальный кодекс РФ конкретно определяет содержание всех следственных процедур возбуждения уголовного дела, допросов свидетелей и порядок предъявления обвинения, производства обыска, выемки и освидетельствования, проведения необходимых экспертных исследований и других.
Предварительное следствие по уголовным делам проводится следователями:
- прокуратуры;
- органов внутренних дел;
- органов федеральной службы безопасности;
- Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасиловании, бандитизме, организации преступных сообществ, о массовых беспорядках, преступлениях протии конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и о других преступлениях.
Кроме того, следователи прокуратуры расследуют все дела о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, депутатами представительных органов субъекта федерации, депутатами выборных органов и выборными должностными лицами местного самоуправления, Председателем Счетной палаты РФ, его заместителями и аудиторами Счетной палаты, Уполномоченным по правам человека в РФ. Следователям поручается проведение расследования о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, таможенных органов и о преступных посягательствах на упомянутых лиц в связи с их служебной деятельностью.
Следователи военной прокуратуры расследуют все дела о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил России, других воинских формирований, а также рядового, сержантского и офицерского состава Федеральной службы безопасности, службы внешней разведки и Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Следователи органов внутренних дел расследуют дела о преступлениях несовершеннолетних, а также самое большое (более 120 составов уголовных преступлений, не считая дел о преступлениях несовершеннолетних) число дел об общеуголовных преступлениях.
К их компетенции относится расследование дел о таких опасных и распространенных преступлениях, как причинение тяжкого вреда здоровью, грабежи, разбои, кражи при отягчающих обстоятельствах, хулиганство, о незаконном обороте наркотиков, о нарушениях правил противопожарной безопасности, транспортных правил, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и других.
Следователи Федеральной службы безопасности Российской Федерации расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных формированиях, угоне самолетов, государственной измене, шпионаже, диверсиях, разглашении государственной тайны, а также о некоторых должностных преступлениях, если они связаны с рассмотрением дел, отнесенных к их компетенции.
Следователи Госнаркоконтроля России расследуют дела о преступлениях, связанных с незаконным производством, оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контрабандой наркотиков; связанных с отягчающими обстоятельствами (рецидив, крупный размер, тяжкие последствия).
Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом требуется получение судебного решения или санкции (разрешения) прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
В соответствии с законом такие процессуальные действия следователя, как применение меры пресечения в виде ареста; продление срока содержания под стражей; производство обыска и выемки документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну; отстранение обвиняемого от должности; помещение обвиняемого, не содержащегося под стражей, в лечебно-психиатрическое учреждение для проведения экспертизы, и некоторые другие могут проводиться только после получения решения суда.
Получение следователем согласия прокурора требуется на возбуждение уголовного дела, продление срока следствия, прекращение или приостановление уголовного дела, на возбуждение ходатайства перед судом об аресте, о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебных решений.
Полномочия следователя включают также его право давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий. Такие поручения обязательны для исполнения.
Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
В организационном плане деятельность следователей возлагается на вновь созданный Следственный Комитет согласно Федерального закона « О внесении изменений в УПК РФ и федеральный закон « О прокуратуре Российской Федерации» от 5.06.07 № 87 -ФЗ.
В целом полномочия руководителей следственных подразделений сводятся к следующему. Они вправе:
- осуществлять контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимать меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству следствия;
- проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве следственных действий, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации и объеме обвинения, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование группе следователей, а также участвовать в расследовании лично.
Указания руководителя следственного подразделения обязательны для исполнения, кроме тех случаев, когда следователь, не исполняя, может обжаловать их прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнение, кроме тех случаев, когда они касаются привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации, объема обвинения и избрании меры пресечения. В этих случаях следователь вправе предоставить дело прокурору с письменными возражениями на указания руководителя следственного подразделения.
Предварительное следствие в соответствии с законом должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. Этот срок может быть продлен прокурором субъекта Федерации и приравненными к нему прокурорами до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока следствия возможно только в исключительных случаях с разрешения Генерального прокурора РФ или его заместителей.
Жалобы на действия и решения следователя разрешаются прокурором или судом. Прокурор обязан рассмотреть жалобу в течение трех суток и принять решение о ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении. Судья по результатам рассмотрения жалобы выносит постановление либо о признании действий и решений следователя незаконными и его обязанности устранить допущенные нарушения, или об оставлении жалобы без удовлетворения.
Надзор за предварительным следствием осуществляет прокуратура.
Одна из важнейших задач - повышение эффективности правосудия - обеспечение государственной защиты участников уголовного судопроизводства. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», вступивший в силу с 1 января 2005 г., установил систему таких мер и определил основания и порядок их применения.
Государственная защита включает меры безопасности и личной охраны упомянутых лиц и их родственников, а также меры социальной защиты и возмещения ущерба имущества этих лиц.
Проведение таких мер возлагается на руководителей правоохранительных органов, в чью сферу деятельности входит расследование соответствующих уголовных дел. Ведена ответственность за исполнение требований закона. Финансирование и материально-техническое обеспечение проводимых мер осуществляется за счет средств федерального бюджета.