Военные суды
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999г. «О военных судах Российской Федерации» военные суды входят в систему судов общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации. Их создание и упразднение осуществляется на основании федерального закона. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей устанавливается Верховным Судом Российской Федерации.
Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, его заместители - Советом Федерации по представлению председателя Военной коллегии. Все другие судьи военных судов, включая председателей и их заместителей окружных (флотских) и гарнизонных военных судов, - указами Президента Российской Федерации, после прохождения соответствующей процедуры отбора и выдвижения на должность.
В состав военных судов помимо военнослужащих, имеющих офицерское звание, входят и непрофессиональные судьи - присяжные заседатели. Их статус и порядок привлечения к участию в осуществлении правосудия в военных судах определяется Федеральным законом от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции».
Военные суды - не специализированные суды, а суды общей юрисдикции, т.е. осуществляют правосудие, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Основными задачами при рассмотрении дел, как установлено упомянутым Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г., являются обеспечение и защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц, прав и интересов органов государственной власти и местного самоуправления.
Подсудность военных судов включает рассмотрение уголовных дел о преступлениях военнослужащих, а также гражданских и административных дел. Таким образом, в сферу полномочий военных судов включено, во-первых, рассмотрение дел не только в отношении военнослужащих, но и гражданских лиц, и, во-вторых, речь идет не о воинских преступлениях, а о любых преступлениях военнослужащих. .
Принцип подсудности военным судам уголовных дел включает два важных момента. Во-первых, при обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, если хотя бы в одном участвовал военнослужащий, дело подлежит рассмотрению в военном суде, если против этого не возражают обвиняемые, которые не являются военнослужащими. В противном случае в отношении их дело должно быть вынесено в отдельное производство, а при невозможности такого вынесения дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции (п. 7 ст. 31 УПК РФ). Во-вторых, дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащий или лицо, призванное на военные сборы, при условии, что преступления совершены до призыва на военную службу или сборы, не подсудны военным судам и рассматриваются другими судами в установленном законом порядке.
Военным судам подсудны гражданские дела о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц или принятых ими решений, а также дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы.
Кроме разбирательства гражданских, административных и уголовных дел военные суды рассматривают ходатайства о применении ареста в виде меры пресечения в досудебных стадиях судопроизводства, а также о продлении предельных сроков содержания обвиняемых под стражей и ряд других.
К полномочиям военных судов отнесено и рассмотрение ходатайств при проведении оперативно-розыскных действий, связанных с ограничением конституционных прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и на неприкосновенность жилища.
Система военных судов согласно упомянутому Федеральному конституционному закону включает три звена: Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.
Военная коллегия действует в составе Верховного Суда Российской Федерации и является непосредственно высшей инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Структура Военной коллегии включает председателя, его заместителей, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда Российской Федерации.
К полномочиям Военной коллегии как суда первой инстанции отнесены рассмотрение дел:
- об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, Министерства обороны, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы;
- преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного cvда военнослужащие, депутаты парламента (по их ходатайствам), а также дела, отнесенные федеральным законом к ее подсудности.
Военная коллегия выступает как кассационная инстанция по делам окружных (флотских) судов и как надзорная - по всем делам, рассмотренным военными судами всех уровней.
Председатель Военной коллегии (заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации) вправе участвовать в рассмотрении дел Военной коллегией и председательствовать в судебных заседаниях; организует деятельность коллегии и контролирует работу аппарата, являющегося структурным подразделением аппарата Верховного Суда РФ; решает вопрос о передаче дела из одного судебного состава в другой и осуществляет иные полномочия.
Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Окружной суд образуется в составе председателя, его заместителей, президиума суда, судебных коллегии или судебных составов и аппарата суда.
Окружной (флотский) суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и уголовные дела о преступлениях, отнесенных к подсудности судов общей юрисдикции областного и равного ему звена, в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы. Выступает в качестве кассационной и надзорной инстанций по делам, рассмотренным гарнизонными военными судами, и надзорной-по постановлениям и определениям, принятым окружным судом в качестве второй инстанции.
Президиум окружного военного (флотского) суда действует в составе председателя, его заместителей, председателей судебных коллегий и судебных составов. Заседания созываются председателем суда не реже чем один раз в месяц. Постановления принимаются простым большинством голосов от числа членов, присутствующих на заседании.
Президиум окружного (флотского) военного суда рассматривает гражданские, административные и уголовные дела по представлениям и жалобам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступивших в силу, и на определения и постановления окружных (флотских) военных судов во второй инстанции, а также утверждает председателей судебных коллегий и судебных составов; рассматривает вопросы координации работы судебных коллегий и судебных составов, а также организации работы аппарата суда и, по представлению председателя, утверждает смету расходов, структуру и численность работников.
Гарнизонный военный суд действует на территории дислокации одного или нескольких военных гарнизонов и образуется в составе председателя, его заместителей, судей и аппарата суда.
Гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или к окружным (флотским) военным судам.
Кроме осуществления правосудия, гарнизонный военный суд принимает решения по ходатайствам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных переговоров и неприкосновенности жилища, а также жалобы на действия лиц, производивших дознание, следствие, или прокуроров.
Гарнизонный военный суд рассматривает административные и гражданские дела в первой инстанции единолично либо в составе коллегии, если какая-либо сторона заявит об этом ходатайство. Уголовные дела по первой инстанции рассматриваются коллегиально или единолично, в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Председатель гарнизонного военного суда вправе участвовать в рассмотрении дел и председательствовать в судебном заседании, организует деятельность суда, распределяет дела между судьями, контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает и освобождает от должности работников аппарата, не состоящих на военной службе, представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления.
Аппараты военных судов обеспечивают осуществление правосудия, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизацию законодательства и выполняют другую работу. Возглавляют работу аппарата руководители соответствующих подразделений военных судов. Общий контроль осуществляет председатель суда.
В аппаратах военных судов устанавливаются должности помощников председателей суда и судей, начальников отделов, советников, консультантов, главных, ведущих и специалистов иных категорий. Работники аппаратов военных судов являются федеральными государственными служащими. К составу аппаратов судов могут быть прикомандированы военнослужащие.
Структура, штатная численность аппаратов военного суда определяется в пределах выделенных средств президиумом суда или председателем суда. Работникам аппарата судов присваиваются классные чины, специальные звания, а военнослужащим - также воинские звания. Работники аппаратов военных судов подлежат аттестованию один раз в 3 года. Положение об аппарате Военной коллегии Верховного Суда РФ утверждается председателем Военной коллегии.
Администратор военного суда, обеспечивая организацию судебной деятельности:
взаимодействует с государственными органами, общественными объединениями и другими работниками по вопросам, связанным с деятельностью суда;
принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата;
осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводства, ведение архива; организует охрану здания, помещений, работу транспорта, связи и принимает иные меры в соответствии с приказами председателя соответствующего суда.