Уголовно-исполнительная система включает:
Федеральную службу исполнения наказаний;
территориальные органы ФСИН;
учреждения, исполняющие наказания.
В систему по решению Правительства могут входить организации, предприятия и учреждения, обеспечивающие ее деятельность.
ФСИН России (центральный аппарат) включает:
руководство (директора Службы), при котором состоят секретариат, контрольно-инспекторское управление, главная бухгалтерия;
управления (их 17), которые курируют 6 заместителей директора, в их числе:
- оперативное, безопасности и специального учета, социальной, воспитательной и психологической работы;
- управление охраны, конвоирования и спецперевозок, инженерно-технического обеспечения и вооружения;
- организация предварительного заключения и тюрем, исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы;
- организация кадров и профессионального образования, управление по работе с личным составом;
- финансово-экономическое, контрольно-ревизионное и управление ресурсного обеспечения;
- правовое управление, медицинского обеспечения и трудовой адаптации осужденных.
Ряд подразделений непосредственно подчинены ФСИН России. В их числе: управление оперативно-технических мероприятий, оперативно-розыскное бюро; специальный следственный изолятор № 1, отдел по охране ГНЦ им. Сербского, Санкт-Петербургский институт повышения квалификации, ряд межрегиональных учебных центров, научно-исследовательский институт, центральный узел связи, подразделения медицинского, торгового, жилищно-коммунального обслуживания и ряд других.
Территориальные органы управления ФСИН России создаются на территориях субъектов Российской Федерации и осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями по конвоированию. Структуру и штатное расписание территориальных органов утверждает директор ФСИН России, он же вносит предложения Министру юстиции РФ о назначении и освобождении от должности руководителей территориальных органов ФСИН России.
Учреждения, исполняющие наказание, определены Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и включают:
- уголовно-исполнительные инспекции для исполнения наказания в виде обязательных работ по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией;
- исправительные центры - специальные учреждения ФСИН России для отбывания наказания осужденных к ограничению свободы;
- учреждения для исполнения наказания в виде лишения свободы: исправительные колонии общего, строгого и особого режима; колонии-поселения, воспитательные колонии, а также тюрьмы.
На территории деятельности учреждений, исполняющих наказание, могут создаваться следственные изоляторы для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.
Уголовно-исполнительный кодекс регламентировал правовые положения осужденных, режим и условия отбывания наказания, привлечение к труду и профессиональной подготовке отбывающих наказание, особенности исполнения наказания в воспитательных колониях для несовершеннолетних и ряд других вопросов.
Закон РФ от 23 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» регламентирует основные вопросы, связанные с организацией и материально-техническим обеспечением деятельности учреждений, исполняющих наказание; права, обязанности и ответственность сотрудников этих учреждений, целевые применения мер воздействия, включая и использование спецсредств и оружия, а также меры правовой и социальной защиты сотрудников службы.
Законом установлено, что контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы осуществляют Федеральное Собрание, Президент и Правительство РФ, законодательные органы субъектов Федерации.
Непосредственный контроль возложен на ФСИН России. Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры осуществляют надзор за исполнением наказания на соответствующей территории Российской Федерации.
Федеральная служба судебных приставов. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», утвердившим Положение о ней, подведомственная Министерству юстиции РФ Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.
В задачи Федеральной службы судебных приставов (ФССП) входит:
обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных российским законодательством;
управление территориальными органами ФССП России. Правовую основу деятельности ФССП России составляют Конституция РФ, федеральные законы от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах», от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве», акты Президента и Правительства РФ, международные договоры, акты Минюста России.
Федеральная служба судебных приставов осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные ей территориальные органы, а именно:
- применяет меры принудительного исполнения на основании соответствующего исполнительного документа в результате проведенной оценки и учета арестованного имущества;
-организует хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества, розыск должника (гражданина или организации), участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов государства в делах о банкротстве, а также в исполнении решений комиссии по трудовым спорам;
- проводит анализ деятельности территориальных органов, создает и ведет банки данных о возбуждении исполнительного производства;
- организует в соответствии с законодательством РФ производство дознания по уголовным делам об административных правонарушениях;
- осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности центрального аппарата и территориальных органов и функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы;
- разрабатывает меры по кадровому обеспечению, правовой и социальной защите работников ФССП России;
- участвует в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества;
- иные функции в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством.
ФССП России в целях реализации своих полномочий имеет право: получать от органов государственной власти, местного самоуправления документы и иные материалы, привлекать для выработки решений специалистов и ученых, в том числе и на договорной основе, образовывать совещательные и контрольные органы, заключать гражданско-правовые договоры.
В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. Федеральную службу судебных приставов возглавляет директор - Главный судебный пристав Российской Федерации, назначенный Президентом РФ. Директор ФССП России имеет четырех заместителей, в том числе одного первого, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом РФ. В центральном аппарате ФССП образовано 9 управлений по основным направлениям деятельности. Установлена предельная численность центрального аппарата в количестве 215 единиц и общая численность работников территориальных органов, включая судебных приставов и приставов-исполнителей, - в количестве 44 831 единицы.
Директор ФССП России:
- распределяет обязанности между заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц ФССП, организует работу центрального аппарата;
- вносит (представляет) Министру юстиции РФ предложения:
о предельной численности и фонде оплаты труда работников, назначении на должность заместителей директора и руководителей территориальных органов - главных судебных приставов субъектов Российской Федерации;
о формировании проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования центрального аппарата и территориальных органов;
проекты положений о ФССП России о территориальных органах;
предложения о заключении международных договоров Российской Федерации и соглашений в центральной сфере деятельности;
ежегодный план и основные показатели деятельности ФССП России, а также отчет об исполнении плана.
Осуществляя руководство системой, директор ФССП:
утверждает структуру, штатное расписание и смету расходов на содержание работников ФССП, положения о структурных подразделениях центрального аппарата, о совещательных и консультативных органах, состав центральной аттестационной комиссии ФССП России;
назначает на должность по согласованию с Министром юстиции РФ заместителей руководителей территориальных органов, решает вопросы о прохождении федеральной государственной службы и осуществлении трудовой деятельности в ФССП России;
принимает по согласованию с Министерством юстиции РФ решение о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов ФССП.
Система ФССП России включает:
ФССП России - центральный аппарат;
главные управления (управления), отделы в субъектах Федерации;
районные, межрайонные и специализированные отделы - структурные подразделения территориальных органов ФССП.
Как упоминалось, в центральном аппарате ФССП России образованы 9 управлений по основным направлениям работы: обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, организационному, кадровому, материально-техническому обеспечению и другие.
Территориальные органы ФССП России включают главные управления (управления), отделы ФССП России, которые руководят деятельностью структурных подразделений территориальных органов на территории субъекта Российской Федерации. Круг решаемых ими задач и полномочий определен применительно к нормам упомянутого Положения о ФССП России и осуществляется во взаимодействии с федеральными органами власти и органами исполнительной власти субъекта Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. По согласованию с руководством ФССП России взаимодействует с органами власти иностранных государств и международных организаций по вопросам своей компетенции.
Территориальные органы ФССП России представляют интересы ФССП России в суде, оказывают практическую помощь в подготовке к судебным процессам по жалобам на действия (бездействия) судебных приставов: обеспечивают функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности; осуществляют ряд других полномочий в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденным приказом Минюста России от 3 декабря 2004 г. №187.
В территориальный орган службы входит аппарат управления, состоящий из государственных служащих, технического и обслуживающего персонала. Структурные подразделения аппарата возглавляются начальниками отделов - старшими судебными приставами.
Возглавляет территориальный орган ФССП России руководитель - Главный судебный пристав субъекта РФ, назначаемый на должность приказом Министерства юстиции РФ по представлению директора ФССП России. Руководитель имеет заместителей, назначаемых на должность приказом ФССП России по согласованию с Минюстом России.
Руководитель территориального органа ФССП России: распределяет обязанности между своими заместителями; организует работу аппарата и структурных подразделений; утверждает положение о структурных подразделениях аппарата; обеспечивает мероприятия по проведению аттестации работников территориального органа ФССП России; организует в соответствии с законодательством Российской Федерации производство дознания по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях.
На районном уровне созданы районные, межрайонные специализированные отделы - структурные подразделения территориальных органов ФССП России.
Отделы, возглавляемые старшими судебными приставами, функционируют под непосредственным управлением территориального органа ФССП России и осуществляют свою деятельность в рамках своих полномочий на соответствующей территории.
Организация деятельности судебных приставов по выполнению полномочий ФССП России регламентируется Федеральным законом «О судебных приставах». В зависимости от исполнения обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее общее или профессиональное образование (для старшего судебного пристава-высшее юридическое образование), способный по своим качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов:
- обеспечивает безопасность участников судебного процесса и свидетелей, выполняет распоряжения судьи, связанные с соблюдением порядка в суде; предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, задерживает лиц, их совершивших, с последующей передачей их в органы милиции;
- исполняет решения суда о применении к подсудимому мер процессуального принуждения; осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;
- обеспечивает охрану зданий судов и судебных помещений в рабочее время; проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает доставку к месту заседания уголовного дела и вещественных доказательств; взаимодействует с военнослужащими по конвоированию и охране лиц, содержащихся под стражей.
Судебный пристав-исполнитель:
- принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;
- имеет право; получать необходимую информацию, объяснения и справки; входить в помещения и хранилища, занимаемые должником, при необходимости вскрывать их; арестовывать, изымать и передавать на хранение имущество; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника; объявлять розыск должника, его имущества или ребенка; со-вершать-иные действия, предусмотренные федеральным законодательством в сфере исполнительного производства.
Полномочия органов ФССП России в сфере уголовного судопроизводства установлены пунктом 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, определяющей круг должностных лиц службы судебных приставов, имеющих право проводить дознание, и пунктом 4 ч. 8 ст. 151 УПК РФ, устанавливающей перечень преступлений, по которым эти лица вправе проводить дознание.
Упомянутый перечень включает следующие преступления против правосудия: воспрепятствование осуществлению правосудия (ч. 1 ст. 294): неуважение к суду (ст. 297); разглашение сведений о мерах безопасности применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ч. 1 ст. 311); незаконные действия в отношении описанного или арестованного имущества (ст. 312); неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315). Кодекс об административных правонарушениях устанавливает ответственность за ряд нарушений, связанных с деятельностью судебных приставов. В их числе: неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава (ст. 17.3); воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя (ст. 17.8) и за ряд других правонарушений, затрагивающих сферу деятельности органов ФССП России.