Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
Борьба с таможенными правонарушениями является важным направлением деятельности таможенных органов и осуществляется во всех звеньях системы Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Во исполнение положений об органах ФТС во всех региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах созданы соответствующие подразделения (управления, отделы, отделения) для производства по делам об административных правонарушениях (нарушение таможенных правил) и для проведения оперативно-розыскных действий дознания по делам о контрабанде и других преступлениях.
Производство по делам об административных правонарушениях регламентируется главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с законом право рассматривает дела об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) вправе:
- руководитель Федеральной таможенной службы Российской Федерации, его заместители;
- начальники региональных таможенных управлений и их заместители;
- начальники таможен, их заместители;
- начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.
Закон устанавливает не только круг таможенных органов, правомочных рассматривать дела о нарушении таможенных правил, но и определяет их компетенцию, т.е. наделяет соответствующим объемом полномочий по рассмотрению тех или иных дел. При определении органа, который должен рассматривать дело, принимается во внимание прежде всего его компетенция, а также характер правонарушения и правовой статус лиц, привлекаемых к ответственности.
В случае необходимости таможня может принять к своему рассмотрению дело, по которому к ответственности привлекается физическое лицо, если производство по этому делу вело должностное лицо нижестоящего таможенного поста. Такая необходимость на практике может вызываться особой сложностью или особым общественным значением, а также местом жительства привлекаемого к ответственности физического лица.
Региональное таможенное управление может принять к своему рассмотрению любое дело, производство по которому вело должностное лицо таможенного органа данного региона, или передать его для рассмотрения в любой другой таможенный орган данного региона, с соблюдением общего правила: дела, по которым к ответственности привлекаются должностные лица организаций или лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, должны рассматриваться таможней. Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил региональными таможенными управлениями вызываются случаями особой сложности или особым общественным значением, а также местом нахождения лица, совершившего правонарушение.
Федеральная таможенная служба Российской Федерации как центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в России, может принять к своему рассмотрению любое дело о нарушении таможенных правил, совершенном на территории Российской Федерации, или передать его для рассмотрения в любой другой таможенный орган. В последнем случае также должно соблюдаться правило, в соответствии с которым дела в отношении должностного лица организации, а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, рассматриваются таможенным органом не ниже таможни. Рассмотрение дел Государственным таможенным комитетом Российской Федерации или передачи им дел для рассмотрения в другой таможенный орган также может вызываться соответственно исключительной важностью дела, особым общественным значением, совершением правонарушений в нескольких регионах.
Нарушениями таможенных правил в соответствии с Таможенным кодексом РФ признается противоправное действие или бездействие лица, посягающего на установленный законодательством контроль, осуществление которого возложено на таможенные органы. Все виды административных правонарушений, за которые Кодексом об административных правонарушениях установлена ответственность, можно разделить на три группы:
1) нарушения порядка перемещения товаров и грузов через таможенную границу и таможенного режима;
2) нарушения правил таможенного контроля и таможенного оформления;
3) неуплата таможенных платежей.
Субъектами ответственности за нарушение таможенных правил являются предприятия, учреждения и организации, а также физические лица, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации общих основаниях с ними отвечают иностранные физические и юридические лица и военнослужащие, в том числе другие лица, на которых pacпространяется действие дисциплинарных уставов.
Виды взысканий, налагаемых за нарушения таможенных правил, включают:
- предупреждение;
- штраф;
- конфискацию товаров и транспортных средств;
- взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являются непосредственными объектами нарушения таможенных правил товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайникам
Оперативно-розыскная деятельность и дознание осуществляется соответствующими подразделениями таможенных органов по борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела. Обязанность организации координации выполнения таможенными органами в пределах их компетенции функций органов дознания по уголовным делам возлагается Управление таможенных расследований и дознания ФТС.
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации дознаватели таможенных органов проводят дознание по делам
о контрабанде, т.е. о перемещении через таможенную границу товаров и иных предметов в крупных размерах, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или сопряженное с недекларированием, недостоверным декларированием (ч. 1 ст. 188 УК РФ).
Под крупным размером понимается стоимость перемещенных товаров, превышающая 500 тысяч рублей.
Об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, в крупном размере (свыше 500 тыс. руб.), а также совершенное группой лиц, особо крупном размере (свыше 1,5 млн руб.) - части 1 и 2 ст. 194 УК
В связи с дознанием таможенные органы могут проводить оперативно розыскные действия. Решение о производстве дознания принимает руководитель регионального таможенного управления или таможни и исполняется уполномоченными на то лицами.
Контроль за деятельностью таможенных органов осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации. Ведомственный контроль проводят вышестоящие органы управления системы ФТС России.
При рассмотрении жалоб на незаконные решения и действия таможенных органов осуществляется судебный контроль. Надзор за исполнением законов таможенными органами поручено Генеральному прокурору Российской Федерации и уполномоченным им прокурорам.