Политическая и экономическая деятельность многих европейских компаний и организаций происходят на трех взаимозависимых уровнях – национальном, европейском и глобальном. Часто нельзя провести границу между этими уровнями. Это вызвано тем, что деятельность предприятий на различных рынках зависит от коммерческого и социально-экономического благосостояния Европы в целом и, в свою очередь, оказывает на него влияние.
Чтобы понять, как международная интеграция и глобальная взаимозависимость сказывается на деятельности европейского бизнеса, а он и происходящие в Европе процессы - на мировом хозяйстве, следует проанализировать те тенденции и процессы в Европе, от которых зависит развитие европейской экономики. Причем анализ нужно проводить в национальном, европейском и глобальном контексте.
1. Национальный уровень
Снижение значимости национальных границ в вопросах формулирования политики и стратегии европейского бизнеса вызвало как у граждан, так и у парламентариев стран ЕС вопросы о том, нужна ли вообще национальная политика, влияет ли она на бизнес. Эти сомнения еще больше возросли с введением евро. Тем не менее, в договорах, на которых основывается ЕС, есть конкретные положения о значении национального аспекта:
В Маастрихтском и Амстердамском договорах указано (применительно к разделению сфер ответственности между общеевропейскими и национальными органами и организациями), что только вопросы, которые требуют решения на европейском уровне, будут на этом уровне и решаться, а остальные по-прежнему остаются в ведении правительств конкретных стран.
По многим вопросам (например, налогам) требуется единогласное решение Совета Министров Европы. Конкретная страна, не согласная с определенным законом, может высказать свое несогласие. Часто это приводит к внесению поправок в законы. Например, возражение Великобритании против Директивы о рабочем времени привело к внесению поправок и дополнений в Директиву.
Страны вправе решать, присоединяться ли им к конкретным соглашениям, заключаемым в рамках ЕС, или нет. Известно, что некоторые члены Союза отказались участвовать в Едином Валютном Союзе и Шенгенском соглашении. Тот же подход, как полагают, может применяться и к новым членам ЕС из числа стран Восточной и Центральной Европы.
Все общеевропейские Директивы воплощаются через национальное законодательство. Хотя национальные органы той страны, которая одобрила ту или иную инициативу ЕС, должны ее воплощать в жизнь, они руководствуются конкретными условиями и традициями своей страны. Это особенно важно в социальной области и в вопросах охраны окружающей среды.
Хотя общеевропейские решения имеют главенствующую силу в тех областях, в которых они обозначены соответствующими договорами (или результатами проведенного в данной стране референдума в рамках ратификации конкретного договора), есть области, в которых общеевропейские решения вообще не принимаются или имеют ограниченное значение (здравоохранение, образование, социальное обеспечение).
Отдавая должное перечисленным мерам, защищающим национальный суверенитет отдельных европейских стран, следует признать, что экономическая интеграция усиливает присущую рыночной экономике тенденцию к сближению и конвергенцию отдельных экономик. Поэтому возмущенные протесты против Единого Валютного Союза, ущемляющего национальный суверенитет, в определенной мере преувеличены, поскольку этот суверенитет уже является относительным.
2. Европейский уровень
На этом уровне нужно разделить два типа мер и решений: масштабные (введения единой валюты) и каждодневные бизнес решения в рамках процесса интеграции. Часто повседневная практика интеграции приводит к необходимости принятия масштабных решений на уровне ЕС. В этом случае общеевропейские решения являются реакцией на уже сложившиеся потребности в координации действий отдельных стран в том или ином вопросе. Кроме таких «реактивных» тенденций (т.е. принятия общеевропейских решений как реакции на уже сложившиеся потребности в них) существуют «проактивные» – т.е. общеевропейские решения, принимаемые исходя из прогнозируемых потребностей развития бизнеса. Общеевропейские решения принимаются, когда требуется упрощение деловых операций, получение конкурентных преимуществ, т.е. там и тогда, где интеграция переливается через национальные границы и требует решений на европейском уровне.
Первые шесть объединившихся европейских стран были озабочены потерей конкурентоспособности в послевоенный период по отношению к растущей мощи США. После восстановления разрушенной войной экономики, ее реконструкции, проводимой в условиях постоянных ограничений, пришло время экономического роста. Для этого требовались большие масштабы производства и капиталовложения, позволяющие внедрять новые технологии. Именно эти экономические стимулы, а не только политические идеи, способствовали созданию и развитию ЕС. История развития ЕС показала, насколько эффективными могут быть совместные решения общеевропейских проблем, будь то проблема занятости, либерализация торговли или создание системы европейской безопасности. Не оправдались опасения скептиков, которые предсказывали, что правительства стран-членов ЕС будут преследовать свои узконациональные интересы и не смогут уделять должное внимание общеевропейскому курсу. Представители отдельных стран, объединенные в Европарламент или Совет министров, действуют во многих случаях гораздо эффективнее, чем специально созданный наднациональный орган – Еврокомиссия.
К чему же ведет такое углубление интеграции? Не завершится ли оно созданием конфедерации европейских государств, в которой национальный суверенитет ее членов сохранится лишь теоретически, а на практике его будет невозможно реализовать? Построенная на таких принципах Европа вряд ли сможет быть активным игроком на мировой арене: слишком много между европейскими государствами различий в языке, истории, практике ведения бизнеса и т.д. Но, по мнению большинства аналитиков, Европа обязательно должна сохранить экономическое единство, чтобы европейский бизнес мог успешно конкурировать с транснациональными гигантами США, Японии и других бурно развивающихся регионов мира. Это особенно важно в тех областях, в которых Европа стремится утвердить свою конкурентоспособность. Общеевропейская кооперация является единственной возможностью эффективного развития в таких областях, как научные исследования и создание информационного общества. При наличии глобального рынка для какого-то товара, кооперация в создании этого товара обеспечивает синергетический эффект для успешной конкуренции на глобальном рынке.
По мере преодоления социально-экономической раздробленности европейского рынка и создания единого экономического фронта по отношению к остальному миру, растет потребность в едином политическом фронте европейских стран. Ведь если у европейских государств единые экономические цели и заботы, логично выступать в политическом единстве для достижения более мощного влияния по интересующим все сообщество, а не только его отдельных членов, вопросам. Однако правящие круги ряда европейских стран усиленно сопротивляются идее политического единства и недовольны растущей ролью наднациональных органов ЕС.
3. Глобальный уровень
Европейская интеграция является наиболее интенсивным отражением всеобщего процесса глобализации. ЕС все чаще приходится иметь дело с проблемами, выходящими за рамки Союза. Главной их них является глобализация. В последние десятилетия ХХ в. глобальные экономические процессы постепенно становились доминирующими, оттесняя национальные экономики и как бы растворяя их в мировом хозяйственном организме. Рамки национальных государств стали тесны для бурно развивающихся производительных сил, и рыночные отношения выплеснулись за пределы национальных границ. Ярким примером этого является мировой финансовый рынок. Интенсивный переток капитала связывает национальные кредитно-денежные системы друг с другом, превращая мировой финансовый рынок в систему сообщающихся сосудов.
Комиссар Еврокомиссии по делам торговли Паскаль Лами в одном из своих выступлений в апреле 2001 г. назвал материальными проявлениями глобализации международную торговлю, иностранные инвестиции, многонациональные компании, а также Интернет, аэропорты, туризм, обмен студентами и появление глобальных неправительственных организаций. Отрицательное или положительное отношение к глобализации, по его мнению, зависит от того, может ли конкретный человек или организация воспользоваться выгодами глобализации, а также от того, насколько эффективно функционирует процесс глобализации в конкретной области бизнеса. В условиях глобализации необходимы правила использования ее выгод и управления глобальными процессами. Нужны также организации, способные следить за исполнением установленных правил. Разработка подобных правил и создание таких организаций возможны только в глобальном масштабе посредством договоренности разных стран, регионов и объединений.
Успех европейских компаний зависит не только от их деятельности в пределах Европы. Поэтому ЕС стремится выступать от имени европейского бизнеса в целом, обсуждая, например, договоры о создании стратегических альянсов от имени всех европейских авиакомпаний.
Другим примером глобального уровня принятия решений является энергетика. ЕС будет импортировать все больше требуемых энергоресурсов. Поэтому развивая энергетическую дипломатию, устанавливая хорошие отношения со странами, богатыми энергетическими ресурсами, помогая этим странам решать проблемы неэффективного использования энергии, Союз в данном случае выступает от имени всех заинтересованных стран региона.
Рынок и его глобализация – только один аспект проблемы. Второй аспект – бурное развитие новых технологий. Некоторые считают, что развитие телекоммуникаций ускорило глобализацию. Технология не только упростила отдельные функции бизнеса, она позволила ему делать то, что раньше было немыслимо. В то же время использование новейших технологий требует согласованности действий, соблюдения определенных правил игры, поскольку просчет, допущенный в одном регионе, может немедленно сказаться на экономической активности других регионов и всего мира. Например, простота перемещения финансовых потоков по миру не только облегчает бизнес, но и делает его более уязвимым, зависимым от кризисных явлений.
Для эффективного участия в глобальном экономическом и политическом процессах европейским странам, объединенным в ЕС, требуется согласовать свои позиции, выступая от имени всего Союза, одновременно, отстаивая интересы каждого из его членов. Поэтому важно понять причины и источники имеющихся разногласий между членами ЕС.