Торговля - одна из древнейших форм приложения труда человека и предпринимательского умения. Обмен возник с первым крупным общественным разделением труда, и его границы расширялись по мере выделения в относительно обособленные все новых и новых видов деятельности. Постепенно в прямую связь производителя - продавца с потребителем-покупателем вклинивается посредник и продажа продукции становится его основным занятием.
Торговый капитал возник задолго до зарождения капиталистического способа производства и исторически предшествовал промышленному капиталу. В период разложения феодализма он активно содействовал становлению капиталистического способа производства, ускоряя разорение мелких товаропроизводителей, вовлекая натуральное хозяйство феодалов в рыночные отношения, подчинял его целям наживы и обогащения. Торговому капиталу принадлежала важная роль в развитии экономических связей между районами и странами, в формировании национального и мирового рынка.
Источником прибыли на торговый капитал служила часть стоимости, создаваемой трудом мелких товаропроизводителей-ремесленников и крестьян, а также часть прибавочного труда подневольных работников в рабовладельческих латифундиях и помещичьих хозяйствах, в сбыте продукции которых принимал участие купец. Основным методом извлечения прибыли служил внеэквивалентный обмен: товар покупался по ценам ниже стоимости, а продавался по ценам, превышающим стоимость.
Концентрация денежных средств в руках купцов была необходимой предпосылкой для формирования крупного машинного производства. Купеческий капитал явился и своеобразной предпосылкой для образования и утверждения всевластия промышленного капитала эпохи капитализма. Можно с полным основанием утверждать, что купец послужил прообразом в становлении крупного предпринимателя и столь же крупного хищника - промышленного капиталиста.
При всем этом, по всем законам эволюции в новых условиях торговый капитал потерял свое самостоятельное значение и из великого властелина в экономической жизни общества превратился в слугу промышленного капитала, а точнее, в его обособившуюся часть. Кругооборот промышленного капитала, проходя в своем движении три стадии и соответственно этому изменяя свою форму, служит своеобразной материальной основой для разделения труда между предпринимателями. Одни из них специализируются на реализации готовой продукции и осуществляют торговое обслуживание промышленного капитала, другие концентрируют в своем распоряжении капитал в денежной форме и представляют его взаймы промышленникам и торговцам под определенный процент.
Предприниматели, вложившие свои деньги в материальное производство, как правило, сами не организуют продажу выпускаемой продукции. Для этого им пришлось бы часть капитала изъять из производства и разместить в сфере обращения, что неизбежно привело бы к частичной потере прибыли от производства. Большими оптовыми партиями они продают их на товарных биржах или непосредственно торговым посредникам, имеющим сеть розничных магазинов.
Товарная биржа сосредотачивает оптовую торговлю массовыми, главным образом, сырьевыми и продовольственными товарами (цветные металлы, хлопок, зерно, сахар и т.д.). Товары продаются по образцам или стандартам (содержащим перечень необходимых признаков - качество, сортность), причем устанавливаются размеры партий продаваемых товаров.
Обособление торгового бизнеса во многом способствовало быстрому развитию и совершенствованию торгового обслуживания населения, улучшению организации учета покупательского спроса, что с неизбежностью вело к увеличению расходов в сфере обращения.
В эпоху свободной конкуренции обособление торгового капитала было ярко выраженным. Купец оставался ключевой фигурой в экономике и нередко ставил свои условия промышленнику. В дальнейшем, по мере распространения монополистических отношений, все заметнее начинает проявляться противоположная тенденция. Крупные промышленные компании нередко создают собственную сбытовую сеть и стараются держать под контролем реализацию и потребление своих товаров. Это особенно характерно для предприятий, выпускающих средства производства и товары длительного пользования для сферы личного потребления - автомобили, телевизоры, видеоаппаратуру, холодильники и т.д. Фирмы-изготовители берут на себя сервисное обслуживание сложной бытовой и производственной техники в местах их применения и тем самым создают уверенность у потребителя в эффективном ее использовании. В порядке обратной связи производство получает информацию о конструктивных и эксплуатационных недостатках в выпускаемой технике.
С другой стороны, мощные торговые компании нередко открывают собственные производства. Реальностью стало "встречное движение" промышленного и торгового капитала.