Основные компоненты и классификация деловых игр. Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры. Отмечают функции деловой игры: - информационно-познавательная; - организационно-управленческая; - эмоционально-воспитательная; - профессионально-адаптационная.
Деловая игра характеризуется: - особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры); - субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я», не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность – личность; личность – группа, личность - преподаватель); - социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от внутреннего склада и настроения должен играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию); - особыми условиями процесса усвоения знаний (знания предлагаются в ненавязчивой форме естественного делового общения, а не принудительного запоминания значительных объемов информации). В деловой игре существуют следующие этапы: 1. информационный, который связан с усвоением, запоминанием, обновлением готовой суммы профессиональных знаний, умений, навыков; 2. проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на языке практических действий; 3. поведенческий, обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе ее глубокого теоретического осмысления; 4. оценочный, позволяющий выбрать и обосновать оптимальный вариант решения поведенческой программы.
Существуют основные признаки деловой игры, которые характеризуют ее как активную форму обучения.
К ним относятся: 1. имитация условий осуществления иноязычной деятельности; 2. моделирование типичных, актуальных для участников игры ситуаций с целью тренировки в речевом и деловом общении; 3. проблемный характер моделируемых ситуаций; 4. распределение ролей между участниками игры; 5. описание структуры и сценария игры; 6. организация обсуждения предстоящей игры как элемента «обратной связи» с ее участниками; 7. реализация целей игры; 8. наличие критериев, по которым оцениваются действия играющих [11]. Таким образом, деловая игра – целостный, многоступенчатый процесс, в ходе которого решается несколько познавательных и воспитательных задач.
Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических приемов воздействует на готовность личности к конкретной практической деятельности.
В практике составления деловой игры нет общепризнанного подхода к ее структуре. Представленная ниже структура деловой игры вытекает из теоретических представлений о ней как форме контекстного обучения, в котором участники осуществляют профессиональную деятельность.
Основные структурные компоненты деловой игры: - знакомство с реальной ситуацией; - построение ее имитационной и игровой моделей; - формулировка главной задачи группами, уточнение их роли в игре; - создание игровой проблемной ситуации; - вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала; - решение проблемы; - создание графической модели взаимодействия участников; - обсуждение и проверка полученных результатов; - корректировка; - реализация принятого решения; - анализ итогов работы; - оценка результатов работы.
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности и получает свое воплощение в следующих структурных компонентах деловой игры: цели, комплект ролей и функции игроков, сценарий, правила игры [12]. Цели деловой игры – наиболее сложный и противоречивый компонент.
Различают педагогические, состоящие в том, чтобы сформировать предметную и социальную компетентность, и игровые, делающие учебный процесс игровым по форме, цели. Педагогические цели делятся на дидактические и воспитательные. Дидактические цели: 1. закрепление системы знаний в области конструирования деловой игры; 2. выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры; 3. обмен опытом создания деловой игры; 4. совершенствование навыков принятия коллективных решений; 5. развитие коммуникативных умений разного рода. Воспитательные цели: 6. порождение творческого мышления; 7. выработка установки на практическое использование; 8. воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми.
Игровые цели: 1. разработка вариантов проекта деловой игры; 2. демонстрация разработчиком приемов создания игрового контекста. Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, в специфической форме защищающий предмет реальной профессиональной деятельности.
Предмет игры задается исходя из модели специалиста, его квалификационной характеристики. Сценарий является базовым элементом игровой процедуры. В нем должны находить отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под «сценарием деловой игры» понимается описание в словесной и графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. Графическая модель ролевого взаимодействия участников оказывает большую помощь при конструировании и проведении деловой игры. В этой модели отражаются количественный состав участников – представителей выбранных должностных функций, внутригрупповые и межгрупповые связи, представляется структура их взаимодействия на каждом этапе игры. Комплект ролей и функций игроков должен адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре. Различают роли социальные (профессиональные, социально-демографические), межличностные (лидер, ведомый, отверженный), официальные и стихийные.
Структура описания ролей деловой игры может включать следующие компоненты: - перечень ролей и формируемых групп; - функции, выполняемые игроками, их права и обязанности; - инструкции по выполнению каждой должностной роли; - портреты ролей, характеризующие личные качества игроков [13]. Правила игры, как и другие структурные элементы игровой модели, отражают психолого-педагогические принципы деловой игры. Источник правил находится в самом объекте имитации. Сформулированные на этой основе правила отражают характеристики реальных процессов и явлений.
Система оценивания в деловой игре является неотъемлемым элементом имитационно-игровой модели.
Она должна, с одной стороны, обеспечивать контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой – способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников деловой игры. Существует множество классификаций деловых игр по различным критериям и признакам. 1. По времени проведения: без ограничения времени; с ограничением времени; игры, проходящие в реальное время; игры, где время сжато. 2. По оценке деятельности; балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; оценка того, кто как работал, отсутствует. 3. По конечному результату: жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила; свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи. 4. По конечной цели: обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников; констатирующие - конкурсы профессионального мастерства; поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения. луночные игры – любая салонная игра (шахматы, “Озеро”, “Монополия”). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки; ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием; групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы.
Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра “Координационный Совет”, “Кораблекрушение”); имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях; организационно-деятельностные игры (Г.П.Щедровицкий) – не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем.
Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность; эмоционально-деятельностные игры (Е.В.Гильбо, 1980-е) – избегают жестких правил, имитируют конкурентные или зависимые отношения, раскрывают личностный потенциал, ориентированы на обучение и личностный рост. По сути, представляют собой форму тренингов; инновационные игры (В.С.Дудченко) – формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации; ансамблевые игры (Ю.Д.Красовский) - формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации партнерского делового сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб Комбинированные интерактивно-деятельностные стратегические игры (Е.В.Гильбо, 2000-е) – сочетают ансамблевость и конкуренцию, пролонгировано имитируют реальное развитие ситуации, направлены на коллективное конструирование будущего.
Одномерные классификации проводились по следующим критериям: а) по моделируемому объекту - общие управленческие и функциональные (имитация производственной, финансовой деятельности); б) по наличию взаимодействия - интерактивные и неинтерактивные; в) по конструктивным особенностям - простые и сложные; г) по однозначности выигрыша - жесткие и нежесткие; д) по наличию случайных событий - детерминированные и стохастичные.
Таким образом, в существующих классификациях, учтены основные параметры деловых игр. Первая ось представляет собой континуум от реальной производственной деятельности до учебного занятия (отсутствует распределение ролей, команды независимы). Вторая ось отражает степень наличия взаимодействия.
Третья ось отражает характер отклика, (обратной связи). На ней могут быть варианты от бальной оценки до оценки системой показателей, присущих моделируемой системе [14]. 2