Безусловной нормой для принятия к-л.мнения – сопоставление его с церковным преданием. И если разработаны новые критерии, признаки сектантства – они д.быть соотнесены со святоотеч.мнением.
Но сторонники тотал.теории утверждают, что почти ничего невозможно найти у св.отцов, т.к.с этими проблемами (синкретизм, эклектизм, приспособленность к массовой культуре) не имеем дела, т.е.напр.в полемике с иеговистами бесполезно приводить свидетельства св.отцов, т.к.они не признают Предания, и их вообще нельзя назвать христианами.
Но св.отцы дают нам правильный подход, метод, интуицию, послед.развития мысли. Святоотеч.наследие – это не набор отвлеченных формул. Обращение к отеч.опыту означает усвоение диалектики отцов, их внутренней логики, интуиции, развития их мысли в их противостоянии ересям. Св.отцы лучше других знают природу человека, выявили генетич.сродство с отдельными страстями, преемственность страстей, ведь человек в принципе остается тот же, изменились лишь внешние обстоятельства.
Должен быть правильный богословский подход, а новые способы – это всего лишь метод новой доставки их человеку, но сам человек остался тот же (сами технологии – будь то интернет, книгопечатание и т.д. – нейтральны к добру и злу). Воздействует не сам источник, а информация, края через него передается.
Уместно ли использовать святоотеч.опыт, и в каком объеме? О.Георгий Флоровский: «Когда я читаю ранних классиков христианского богословия, я нахожу, что они для моего времени более актуальны, чем продукция современных богословов. Отцы Церкви имели дело с живыми проблемами, с разрешением вечных вопросов, крые описаны и изложены в Св.Писании. Рискну утверждать, что св.Афанасий, блаж.Августин гораздо более современнее наших нынешних богословов. Причина здесь проста, они говорили о реальных вещах, а не о схемах, они были озабочены не столько тем, во что человек может поверить, а что Бог сделал для человека. Нам следует признать древних учителей и создать для нашего времени жизненный синтез христианского опыта». Старые богословские споры имеют большое значение для современности.
Современные же сторонники тотал.теории утверждают, что сектант – это жертва, ему промыли мозги, а он сам ничего не может, что он сам не отстаивает своей позиции.
Св.Игнатий Брянч.говорил, что ересь – это грех не ума, но грех воли, т.е.это не результат заблуждения (хотя человека и можно обмануть вначале), но закостенелости в своем убеждении. Это не объем интеллектуального знания, но грех воли. Т.е.заблуждаться свойственно любому человеку, но вопрос в том, как человек отстаивает свои взгляды. Для еретиков характерно упорство воли в отстаивании заблуждений. И если тотал.теория представляет всех, кто попал в секту, жертвами сектантства, то с т.зр.православного богословия люди, крые пребывают в сектах – это сознательные сектанты. Для св.отцов еретик, крый пребывает в секте – не жертва еретиков-проповедников, а для сторонников тотал.концепции человек – всегда жертва.