Конспект лекций по предмету "Сектоведение"


Вера этой общины отождествляется с народной верой.

Здесь мы впервые видим культурологический, или социологический довод. Это интересный момент, крый нашел отклик и в нашем православном богословии. В чем слабость этого критерия? Если посмотреть на веру (исконную) зап.Европы, то мы увидим, что они были язычниками, т.е.их исконная вера была язычество. Это может привести к неприемлемому для христианского сознания выводам. И этот критерий перекочевал в русское богословие и некрые говорят, что наши языч.корни ведут к тому же. Православие – это, получается, не наша народная вера.

Однако в нач.20 в.в протестантизме произошел переворот, крый был сделан известным протест.богословом Эрнстом Трёльчем (+ в 30х гг.20 в). 1912 г. – «Социальное учение христианских церквей». Что он предложил – следует вернуться к Лютеру, чтобы понять логику Трёльча. Лютер предлагал чисто догматич.критерии для определения истинности Церкви, далее в 19 в появляется культурологич.критерий. В чем он заключается – если веру к-либо общины нельзя назвать народной верой, то это секта. Смещение сектантов. И Трельч впервые предложил отказаться от привычных взглядов на религию. Он предложил увидеть существо религии не в догматич.учении, а в т.н.общинном культе или в служении обществу. Утилитарный подход – есть ли польза от религии для общины или нет. Все организации Трельч предложил делить на три категории – Церковь, секта, культ.
Каковы же критерии? Он предложил не обращать внимание на догматику, потому что, по его пониманию, кто от кого откололся и исказил, неизвестно, это все относительно. Неизвестно кто прав. Он предложил свою концепцию в споре католиков и протестантов, отказаться от классич.подхода понимания религий (по вероучению), не видеть в сектах только побочную информацию, недостойную внимания.
В его предложении секта характеризуется целым рядом положительных признаков. Секта требует непременного членства, исполнения заповедей и предписаний, следованию примеру Христа, она ограничена узким кругом людей, крые стали сектантами не по принуждению, а по личному выбору.
Отрицательное же в сектантстве заключается в том, что сектанты не обладают достаточной политической зрелостью, они политически близоруки, они не видят и не понимают, что тот религиозный идеал, крый они проповедуют, в обществе неосуществим (религиозные мечтатели). Кроме того, сектанты стараются уйти из этого погрязшего в грехах мира и преобразить его, они часто становятся на путь религиозной революции, чтобы преобразить Церковь, оправдывая насилие ссылками на ветхозаветные тексты, явл.сторонниками религиозной свободы. Они не хотят идти на уступки миру и отрицают светскую систему ценностей.
Поэтому для него секта – это общество людей, крые не хотят идти на компромисс с миром, отвергая то, что в нем. Церковь же, в отличие от сект, должна составлять центр политич., общественной и религ.жизни, т.е.она д.быть представлена во всех сферах жизни и принимать их, т.е.платить дорогой ценой и идти на уступки миру (это рецепция мира, т.е.принятие мира в том состоянии и положении, в каком он находится). Т.образом, Церковь д.отказываться от призыва евангельских идеалов, потому что их выполнение непременно пойдет вразрез с общественными ценностями.
Если коротко обозначить критерии религии и сектантства по Трельчу, то: 1) если религиозная организация готова идти на компромисс с обществом, т.е.способна принимать светские ценности и идеалы, то эта организация м.называться церковью, 2) если она не приемлет светские институты – это секта.
Воззрение Трёльча вызвали возмущение у протест.богословов, но в то же время они оказали влияние на светскую науку (Т. – пионер светской социологии религий).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.