Концепция управления персоналом предприятия. Система управления персоналом. Концепция управления персоналом. 2. Модели работника. 3. Задачи управления персоналом. 4. Изменение методов воздействия на людей при переходе к рынку. 5. Понятие кадровой службы. 6. Система управления персоналом в Японии. 1. Концепция управления персоналом. До последнего времени само понятие управление персоналом в нашей управленческой практике отсутствовало.
Правда, система управления каждым предприятием имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений. Основным структурным подразделением по управлению персоналом до сих пор является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки.
Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения. Однако, отделы кадров не являются ни методическими, ни информационными, ни координирующими центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления персоналом. Для решения социальных проблем в организациях создаются службы социального исследования и обслуживания.
Службы управления персоналом, пока, имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормативных условий его работы. Если раньше, в условиях командно-административной системы, эти задачи рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись на первый план, и в их решении заинтересована каждая организация.
Создавшаяся в нашей стране ситуация изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации.
Укрупнено можно выделить три фактора, оказывающие воздействие на людей Первый - иерархическая структура предприятия организации, где основное средство воздействия - это отношения власти-подчинения, давления на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ. Второй - культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей, совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
Третий - рынок - сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукций и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя. Эти факторы воздействия - понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. От того, какому из них отдается приоритет, зависит облик экономической ситуации в организации. Главное внутри предприяти - работники, а за пределами - потребители продукции.
Необходимо повернуть сознание работающих к потребителю, а не к начальнику, к прибыли, а не к расточительству, к инициатору, а не к бездумному исполнителю, перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая место культуре и рынку. Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда техники безопасности Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики по управлению трудовыми ресурсами в организации.
В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным движением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов. Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации.
При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности. Поэтому необходима разработка совершенно новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации - работники, а за пределами - потребители продукции.
Необходимо повернуть сознание работающих к потребителю, а не к начальнику и прибыли. Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития. Концепция управления персоналом основывается на представлении о месте человека в организации. Можно выделить 3 основных аспекта Экономический - дал начало использованию трудовых ресурсов.
Ведущее место осталось технологиям. Ё Единство руководства Ё Строгая иерархия Ё Дисциплина Ё Подчинение индивидуального общему Ё Баланс между властью и её ответственностью - Органический Ё Состоит из двух концепций управления персоналом предприятия и управление человеческими ресурсами - потребности, мотивы, а также понимание, что предприятие - это собрание частей, соединенных линией управления в виде контроля Гуманистический Ё Предприятие, как - гуманистический центр с присущей ему организационной культурой.
Организационная культура - представление о цели и ценностях, присущих данному предприятию, специфики поведения персонала и администраторов, способов реагирования на окружающую нас жизнь. 2. Модели работника. Одна из известных классификаций работников позволяет представить их в 4-х видах. 1. Экономический человек. Характеризуется отсутствием прав, минимальными затратами на него со стороны администрации, жесткая регламентация его работ, но соответствие условий труда психофизиологическим качествам работника.
В данном случае функции служб управления персоналом состоят из найм, увольнение, выдача зарплаты. 2. Психологический человек. Ориентирован на малые группы, конфликты между сотрудниками устраняются администрацией, работник участвует в принятии решений. Но при этом находится под формально-неформальным управлением. Функции служб управления персоналом оказание социально-психологической помощи работникам, разрешение конфликтов, оказание медицинской помощи. 3. Профессиональный человек. Работник вовлекается в дела фирмы, активно повышает квалификацию.
В данном вопросе признается, что работник - важнейший капитал. Человеку предоставляется система социальных гарантий, плюс кооперация, гибкая работа в группах. В данном случае функции служб управления персоналом состоят из переподготовка, развитие персонала, обогащение человека, жесткая оценка персонала, активная работа профсоюзов. 4. Социальный человек.
В данном случае, главное - знания, следовательно, затраты на развитие персонала растут, и подразумевают учебу на протяжении всей жизни. Управление основано на гибкой работе в группах, что вызывает притупление иерархии. В данном случае функции служб управления персоналом состоят из 100 взаимодействия персонала на любых уровнях и появлением сотрудничества. Каждая из перечисленных моделей обладает своими плюсами и минусами. Но в последнее время предпочтение отдается социальному человеку.
Так как только он способен вести к развитию производства. 3. Задачи управления персоналом. К числу основных задач управления персоналом относят 1. Помощь фирме в достижении цели. 2. Обеспечение фирмы квалифицированными и заинтересованными работниками. 3. Эффективное использование мастерства и способностей персонала. 4. Совершенствование систем мотивации. 5. Повышение уровня удовлетворенности трудом. 6. Развитие систем повышения квалификации и профессионального образования. 7. Сохранение благоприятного климата. 8. Планирование карьеры, то есть продвижение по службе, как вертикальное, так и горизонтальное. 9. Поднималась творческая активность персонала. 10. Совершенствование методов оценки деятельности персонала. 11. Обеспечение высокого уровня условий труда и качество жизни в целом.
Наиболее общие 3 задачи управления персоналом. Обеспечение кадрами Эффективное использование кадров Профессиональное и социальное развитие кадров. Все службы управления персоналом формируются исходя именно из этих целей. 4. Изменение методов воздействия на людей.
Особенностью управления персоналом при переходе к рынку - возрастающая роль личности работника. Ситуация которая сложилась в настоящее время в нашей стране несёт как большие возможности, так и большие угрозы для каждой личности в плане устойчивости её существования. То есть сейчас существует крайне высокая степень неопределенности в жизни каждого человека. Следовательно, необходимо разработать новый подход к управлению персоналом на предприятии.
Этот подход заключается в следующем 1 создание философии управления персоналом. 2 создание совершенных служб управления персоналом. 3 применение новых технологий в управлении персоналом. 4 создание и выработка совместных ценностей, социальных норм, установки поведения, которая регламентирует поведение отдельной личности. Философия управления персоналом - это формирование поведения отдельных работников по отношению к целям развития предприятия. 5. Понятие кадровой службы. Управлением персоналом на предприятии занимается кадровая служба.
Кадровая служба - совокупность специализированных структур, подразделений вместе с занятыми на них должностными лицами, призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики. Назначение кадровой службы не только в осуществлении и стратеги развития кадров, но и использования трудового законодательства, реализация социальных программ, как федерального, так и не федерального уровня. Лекция 28.09.2000. Функции отдела кадров.
Произведем рассмотрение данного вопроса с двух точек зрения. Одна будет базироваться на социалистическом подходе, вторая на нынешнем рыночном. Это необходимо для отслеживания динамики развития жизни, в которой и проявляется сущность. Итак, функции отдела кадров СССР. Как правило, отдел кадров состоял из небольшого количества служб отдел кадров, отдел подготовки кадров техническое обучение и служба сбыта. 1. Ведение личных дел прием, перевод, отпуска, увольнение . 2. Заполняли трудовые книжки каждый член коллектива должен был иметь свою личную карточку оно же личное дело. Данные содержащиеся в ней крайне облегчают жизнь всех сотрудников.
Так как при утере оригиналов документов, можно было найти их копии в личном деле. Ответственным за их хранение был инспектор. Кадровые документы сдавались в архив при уходе с работы рабочего по всевозможным причинам и хранились там до 15 лет . 3. Знакомились с трудовыми законами. 4. Занимались выдачей справок. 5. Вели карточки на военнообязанных. 6. Оформляли пенсию. 7. Оформляли документы для пособия детям. 8. Составляли описи дел, статистические отчеты, сдавали дела в архив. 9. Готовили приказы о поощрении и наказании. 10. Переписывались с райсобесом. 11. Оформляли и подписывали больничные листы. 12. Вели табличный учет - так как явка на работу являлась основой начисления зарплаты рабочих и служащих. 13. Отвечали за техническое обучение рабочих и повышение квалификации инженерно-технических работников ИТР , готовили договора на повышение квалификации это могли быть институты, техникумы.
Обучение в которых могло быть с отрывом и без отрыва от производства. Могло дать возможность получения повышенной стипендии . 14. Подготавливали отчеты о повышении квалификации высшему руководству. 15. Контролировали обучение студентов в техникумах и ВУЗах то бывает выражено в стипендии, материальной помощи . 16. Оформляли оплату труда руководителей из числа работающих в производственной практике студентов. 17. Участвовали в квалификационной комиссии разряды у рабочих . 18. Консультировали всех сотрудников предприятия по всевозможным вопросам могли быть выданы справки из личных дел . 19. Готовили списки сотрудников за выслугу лет и по итогам года то есть 13 зарплата . 20. Переписывались со сторонними организациями - редакциями газет, журналов, центров занятости, АВНР, с зарубежными партнерами. 21. Готовили приказы руководителю. Как можно видеть, функции достаточно многообразны.
И имеют как свои плюсы, так и минусы.
Рассмотрим положительные моменты в работе кадровой службы времен СССР. 1. Тщательное ведение дел и обязательная сдача в архив.
Данная функция выполняется всеми отделами кадров в зарубежной Европе и США. С помощью их хранения можно отследить деловую карьеру. Его дело просматривают на 20 лет вперед и выискивают возможности дальнейшего продвижения. 2. Основы резервирования кадров на номенклатурные должности. В настоящее время можно занимать должность не обладая достаточным набором знаний к примеру, российский помощник президента, губернатор Приморского края. В настоящее время в нашей стране практически отсутствует система подготовки предпринимателей. А ведь чем выше занимаемая должность, тем более сильными становятся требования к её держателю. 3. Меры, связанные с организацией профессионального технического образования и повышения квалификации.
В России данный вопрос чаще всего решается папой, либо очень умной головой абитуриента.
Лишь последние 2-3 года ситуация несколько изменилась. Многие предприятия стали посылать детей учиться на профилирующие специальности, стараясь мотивировать их. 4. Следует сохранять систему неформальных мероприятий. Но если во времена СССР - это были производственные совещания, то в настоящее время это кружки качества в Японии. Строя новое, нельзя отказываться от хорошего старого. Может быть, поэтому в ЕС и США так распространены second hands. Но плохое всегда было и вероятно всегда останется. Вот некоторые выдержки из отрицательных черт кадровой службы в СССР Развитие социальных ресурсов.
Мы не идем к социальному человеку, не организуем и не планируем развитие. Никогда в СССР не существовало выработки стратегии персонала. Итак, какую же систему управления персоналом необходимо предпринять в современных условиях. В первую очередь, это должна быть не только кадровая служба, но и система включающая - оформление и учет кадров - формирование условий труда - качественные условия труда - элемент современной жизни - новые трудовые отношения - этика деловых отношений.
Если нет сотрудничества, уважения, то работа становится просто не вообразима. По приходу на работу человек должен ознакомиться с философией предприятия-наёмщика развитие социальной инфраструктуры - социальная поддержка каждого отдых, дополнительные отпуска - маркетинг персонала - анализ и развитие средств стимулирования труда. Кадровые службы должны отслеживать, что делают на других предприятиях, дабы люди не ушли туда, где больше зарплата и лучше условия труда за туже самую работу - юридические и психологические консультации - оценка профориентации Для того чтобы модель управления персоналом была более эффективной, она должна определяться своим стилем управления он должен быть обобщен.
То есть либо демократический, либо автократический, модель мотивации кнут или пряник, подход к компетенции, организация зарплаты, повышение квалификации, создание социальной программы, традиции корпоративной культуры где каждый себя чувствует частью предприятия и идеей, которая будет лежать в основе всего управления.
Итак для предприятий, работающих по новому необходимо 1. Иметь стратегию развития производства и персонала. 2. Иметь резерв персонала, не только на бирже труда, но и в своем бизнесе. 3. Обязательно вести трудовые контракты. Помимо которого должен выходить приказ на занятие Вами вашей должности. 4. Иметь систему деловой оценки с обязательными аттестациями. 5. Научиться управлять дисциплиной.
Отсутствие желания и так называемого НАДО может привести к самым негативным последствиям. 6. Необходимо отработать систему премирования и наказания, систему деловой оценки. Такое выражение Не хочу, чтобы он работал здесь просто неуместно на современном предприятии. Также нельзя переводить человека координальным способом, так как это может вызвать необратимые психологические изменения в его её жизни. 7. Система управления персонала должна прививаться к системе планирования зарплаты.
Отсутствие данных отношений приведет к замедлению, а может и к остановлению эволюции модели работника. 8. Как правило, раньше работали инженеры организация и нормирование труда, техническое обучение, экономисты, техники каждый второй должен знать делопроизводство и инспектора. Исходя из будущей кадровой службы, ключевые роли в системе управления персоналом будут играть - кадровые стратегии - организация работы кадровых подразделений разработка кадровых структур - кадровые технологии - люди компетентные в специальных и профессиональных знаниях - кадровые инноваторы - разработчики всевозможных инвестиционных проектов.
Но в управлении персоналом, как и в любой другой науке бесконечно применять новшества нельзя исполнитель - тот человек, который будет осуществлять оперативную кадровую политику, его девизом является скрупулезность - кадровый консультант - человек, с панорамным видением мира и преимуществ предприятия. Обычно это немолодые люди. Понятие кадровой службы, её назначение и тенденции.
Кадровая служба является основным структурным подразделением компании по управлению кадрами, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. При определении круга задач по управлению персоналом условно выделяются основные и дополнительные задачи. В числе её основных задач можно выделить такие как социально-психологическая диагностика анализ и регулирование групповых и межличностных взаимоотношений, отношения руководителя и подчиненных управление производственными и социальными конфликтами и стрессами информационное обеспечение кадрового управления управление занятостью оценка и подбор кандидатов на вакантные должности анализ кадрового потенциала и потребности в персонале маркетинг кадров планирование и контроль деловой карьеры профессиональная и социально-психологическая адаптация работников управление трудовой мотивации регулирование правовых вопросов трудовых отношений соблюдение требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда.
К дополнительным следует отнести задачи, которые могут выполняться совместно с основными, но, как правило, управленческое распорядительство по ним осуществляют внешние по отношению к службе персонала подразделения.
К такого рода задачам относятся 1. охрана труда и техники безопасности 2. расчет и выплата заработной платы 3. оказание различного рода услуг например, организация информационной связи, услуги в области социальной инфраструктуры. По данным зарубежной литературы и оценкам специалистов, общая численность сотрудников службы управления персоналом составляет примерно 1.0 - 1.2 от общей численности коллектива.
Роль и организационный статус службы управления персоналом во многом определяются уровнем организационного, финансового, потенциального развития организации и позиций её руководства. В развитии управления персоналом выделяют следующие устойчивые тенденции Ё Выделение практически всех функциональных направлений, охватывающий комплекс проблем управления персоналом в деятельности зарубежных фирм. Причем этот полный охват наблюдается в организациях различных размеров и различных финансовых возможностей. Ё Широкое развитие внешних консультационных, посреднических фирм, работающих с организациями на договорной, интеграционной основе, а также достаточно активная интеграция между организациями по реализации задач управления персоналом. Ё Делегирование полномочий и ответственности по выполнению функций управления персоналом линейным руководителям подразделений и опытными специалистами с одновременной организацией их глубокого, непрерывного обучения. Ё Интернационализация управления персоналом, выражающаяся в развитии международных контрактов в деятельности посреднических организаций, центров подготовки персонала, специализированных кадровых подразделений предприятия, государственных органов, информационных служб и формирование на этой основе единой международной службы управления персоналом.
Следует отметить, что наличие вышеуказанных тенденций говорит о высоком уровне развития управления персоналом, общей культуры управления в деятельности зарубежных фирм. Отечественная практика делает в настоящее время энергичные шаги по становлению эффективной системы управления персоналом и постепенному включению данной системы в общую мировую интеграцию. 5. Система управления персоналом в Японии. Характер системы управления персоналом, применяемой в успешно действующих японских корпорациях, можно определить с помощью понятия гемейншафт сообщество, противостоящего понятию гезельшафт ассоциация. Пожизненный найм. Когда человек входит в организацию, он посвящает себя ей на всю жизнь и остается и ней до пенсии 55 или 60 лет. Он не перебегает из одной организации в другую.
Организация заботится о нем и течение всей его жизни и не может легко прервать этот союз. Если же сам работник покидает компанию или подвергается увольнению, это серьезно сказывается па его карьере.
Вследствие системы пожизненного найма новый набор производится обычно в апреле, среди выпускников средней школы и колледжей и университетов. Компании редко объявляют замещение вакансий в другое время года. Бытует много ошибочных представлений о пожизненном найме.
Это не контракт.
Это способ мышления обеих сторон - и нанимателя и нанимаемого. Женщины не остаются на всю жизнь. Выйдя замуж, они покидают компанию и посвящают себя семье - организации другого типа. Среди мелких компаний и в сфере услуг мобильность работающих выше, чем и крупных корпорациях. Еще до недавнего времени сохранялось определенное число временных работников, которые играли роль своеобразного буфера системы пожизненного найма, однако после периода массовых увольнений в конце 60-х годов они почти исчезли, и теперь их практически не осталось.
Когда прибыли компании падают, она может принимать самые разные меры по снижению издержек вплоть до сокращения дивидендов, но до последней возможности не будет увольнять работников.
Американская компания поступит иначе - сохранит уровень дивидендов и объявит локаут. Система пожизненного найма не означает, однако, что численность работающих не может быть сокращена. Есть много способов отреагировать на падение спроса на труд. Во-первых, сокращение рабочего дня. Во-вторых, перевод рабочих из подразделений, где не хватает работы, в подразделения, где существует больше возможностей занять рабочие руки, иногда в сбытовые конторы и на дочерние предприятия.
Прекращение нового набора, более ранний выход на пенсию с повышением выходного пособия гибкая система увольнения па пенсию, временное возвращение в деревенский домик с оплатой все эти методы находят частое применение. Поощряется добровольное увольнение пожилых работников. Последнее средство - принудительное увольнение. В этом случае в первую очередь просят уйти пожилых, оставляя молодых рабочих. После нефтяного кризиса многие компании фактически сократили численность работающих, но эти сокращения осуществлялись планомерно, а не путем внезапных локаутов. Система пожизненного найма коренится в традиционно японском складе мышления, в рамках которого посвящение себя организации является ценностной установкой, и эта система еще больше укрепилась после второй мировой войны, так как была выгодна обеим сторонам.
До войны компании мало заботились о рабочей силе. Молодые работницы и неквалифицированные рабочие - выходцы из крестьянских семей рассматривались как всего лишь один из многих взаимозаменяемых элементов, и движение рабочей силы было интенсивным. Но в тяжелой промышленности, таких отраслях, как судостроение, железнодорожный транспорт, химическая промышленность и машиностроение, корпорации нуждались в квалифицированных рабочих, и было важно удержать их на предприятиях.
Для этих отраслей система пожизненного найма была необходима. После войны структура промышленности изменилась удельный вес отраслей тяжелой промышленности, использующих интенсивную технологию, повысился относительно таких, например, отраслей легкой промышленности, как текстильная.
Более того, были организованы профсоюзы, и они требовали стабильной занятости. Демократические веяния преобладали, и это стимулировало уважительное отношение к работникам организаций. Все эти факторы способствовали формированию системы пожизненного найма после войны. Упор на обучение. В условиях системы пожизненного найма обучение в компании не только необходимо, но и оплачивается.
Продвижение работающих происходит внутри фирмы, а содержание работы меняется также по мере перехода на выпуск новой продукции н применения новой технологии, поэтому переподготовка необходима. Эта мысль выражается в Хитати следующей фразой Суть предприятия - это люди. В Мацусите это звучит так Мацусита сначала производит квалифицированных людей, а потом продукцию. Следует понять, что люди означает не только работников высших эшелонов, но любых сотрудников фирмы.
В последнее время, по мере того как продукт и процесс производства становятся все более наукоемкими, а деятельность компании приобретает все более международный характер, подготовка внутри отрасли становится еще более важной. Потребность в обучении вытекает из нужд компании, но также и из идеи уважительного отношения к работникам. Американские и европейские компании чаще придерживаются других взглядов что необходимые человеческие ресурсы можно купить вне пределов компании за деньги.
Обучаемых можно подразделить на три категории 1 вновь набираемые сотрудники, 2 общие категории работников general employees , 3 управляющие. Вновь принимаемые на работу обычно прослушивают курсы лекции и обучаются на рабочих местах. Важнейшая задача здесь - привитие философии корпорации и технических навыков. На разных предприятиях продолжительность обучения колеблется, но чаще всего составляет от трех до восьми месяцев. В Мацусите социальная ориентация и обучение поступающих на работу выпускников университетов около 800 человек централизованы в штаб-квартире и осуществляются в следующих формах трехнедельные лекционные курсы в штаб-квартире, обучение на розничных торговых предприятиях в течение трех месяцев, обучение на рабочем месте -один месяц, лекционный курс по бухгалтерскому учету - один месяц, лекции по маркетингу - два месяца.
После восьмимесячного обучения молодые специалисты распределяются по дочерним предприятиям и подразделениям фирмы.
Работники общих категорий обучаются функциональным дисциплинам, а также основам человеческих отношений. Подготовка ведется по трем направлениям 1 на рабочем месте. 2 самоподготовка. 3 вне рабочего места. Первое направление - самое важное, подготовку ведут мастера по определенному плану. В условиях, когда продвижение по службе зависит от стажа работы, люди не конкурируют друг с другом, поэтому мастера охотно передают свои знания новичкам. Другое средство обучения, характерное для японских корпорации -ротация работников. В США и Западной Европе работники переходят из компании в компанию в рамках одной профессии, в Японии же людей перемещают из одного подразделения в другое в рамках примерно одинаковых должностей.
В Хонде действует программа ротации на первые десять лет работы в компании, Тоёта придерживается политики перемещения работников каждые три года, в Кэнон руководители подразделений отбираются из числа тех, кто поработал не меньше чем в трех различных отделах.
Поскольку в отличие от профессиональных объединений в Японии союзы ограничиваются рамками компаний, нет проблем с разграничением должностных обязанностей и нет препятствий при ротации работников. Второй важный аспект обучения - саморазвитие, и возможности для частого продвижения и повышения заработной платы стимулируют желание развивать себя. Компании способствуют этому, распространяя печатные материалы, списки рекомендованной литературы, а также субсидируя покупку литературы.
Широко распространена групповая деятельность, например в кружках качества, в которых принимает участие до 80 персонала крупных компаний компания оплачивает время, затраченное на подобную деятельность. Обучение вне рабочего места осуществляется в учебных центрах компании и учебных заведениях вне компании. Оно принимает формы, например, технических курсов, других курсов по функциональным дисциплинам, языковых курсов. Подобное обучение субсидируется как штаб-квартирами, так н отделениями. Хитати располагает шестью учебными центрами, кроме многочисленных ученых классов на производственных участках.
Управляющие обучаются главным образом вне рабочих мест, в учебных центрах компании. Цель обучения - повышение теоретических знаний и знаний в области человеческих отношений. О расходах на обучение точных данных нет согласно одному исследованию, они составляют 60 долл. 15 тыс иен. в год на одного работающего. В эту сумму не входят затраты, связанные с обучением на рабочих местах, В Хитати каждый выпускник университета по техническим специальностям тратит на обучение около 2,2 дня в год. Обучение на рабочем месте здесь также не учтено.
Темы 3.