Конспект лекций по предмету "Педагогика"


Лекция 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Системой, как известно, называется упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Системность присуща многим педагогическим объектам: учебно-воспитательному процессу школы, процессам обучения отдельным предметам, частям этих процессов, отдельным урокам, группе уроков и т.д.
Процесс, реализующий цели обучения, называется процессом обучения или дидактической системой. Теоретические основы дидактических систем разрабатывает область педагогики, называемая дидактикой. Этот термин происходит от греческого слова дидактикос, что означает обучающий. Предметом дидактики являются системы обучения или дидактические системы. Дидактической называют упорядоченную систему целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Эта система функционирует во взаимной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой происходит усвоение знаний и способов дей­ствий и развитие индивидуальных способностей учащихся.
Сколько может быть дидактических систем или типов процесса обучения? Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим прежде всего та­кую характеристику процесса обучения, как целостность. Целостность определяется философами как скоординированность всех элементов си­стемы, ее завершенность, результативность, как совершенство всех ее компонентов и системы в целом, как качественная ее определенность, взаимообусловленность всех свойств, взаимосвязанность, особый тип взаимодействия.
Целостность процесса обучения также представляет собой некоторое его совершенство, высокий уровень развития и функционирования. Любой педагогический процесс, если он дает положительный результат, является по своей природе целостным: и процесс, протекающий за время урока, системы уроков, и процесс обучения отдельному предмету, циклу предметов и т.д. Философы к целостным относят системы, достигшие в своем развитии зрелости, завершенности, соответствующие определенному идеалу. С этой точки зрения педагогический процесс является целостным тогда, когда он обеспечивает гармоничную реализацию всех своих функций (развитие, обучение, воспитание). Все­гда ли реальный процесс обучения является целостным?
Известно, что система изменяет свои свойства, если изменяются ее элементы. Системообразующим фактором педагогического процесса являются его цели. От того, какие ставятся цели, зависит сущность са­мого процесса обучения. Если целью является формирование знаний, то процесс обучения приобретает объяснительно-иллюстративный ха­рактер, если - формирование познавательной самостоятельности, то процесс приобретает черты частично проблемного обучения, если ста­вится цель развития индивидуальности школьника и его личностных качеств, то процесс является подлинно развивающим, то есть целост­ным процессом проблемно-развивающего обучения.
Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития от догматического, затем объяснительно-иллюстративного, до проблем­но-развивающего типа. При этом уровень целостности становился вы­ше и в настоящее время высокому ее уровню соответствует процесс проблемно-развивающего обучения.
Сущность целостности проблемно-развивающего типа обучения - в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: форми­рованию целостного человека - гармоничному развитию индивидуа­льности и социализации личности. Чтобы практически решить эту за­дачу необходим целостный подход к организации обучения. В чем он заключается?
Во-первых, на уровне педколлектива в том, чтобы к а ж д ы й пе­дагог работал на общую цель - не содействовал, а именно обеспечивал достижение общей цели. Во-вторых, в комплексном решении задач обучения, развития и воспитания на каждом уроке, системе уроков так, чтобы каждая часть (урок) работала на целое (процесс). В-третьих, в единстве воспитания и самовоспитания, образования и самообразо­вания. В-четвертых, должна быть не просто совместная деятельность (совместно грибы собирают), а в з а и м н а я активная деятельность педагога и учащихся (педагогическое взаимодействие). Взаимодейс­твие - установление связей между элементами педагогической систе­мы - таких как: информационные связи (обмен информацией), органи­зационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.
Таким образом, целостность процесса проблемно-развивающего обучения характеризуется его внутренним единством, связанностью, качественной определенностью, высокими результатами в развитии, образовании и социализации учащихся. Целостность педагогического процесса не является свойством постоянно ему присущим - она отно­сительна и вызревает при успешной реализации всех его функций (обу­чения, развития, социализации).
Наиважнейшей функцией процесса обучения следует признать сти­мулирование развития основных сфер человека и его личностных ка­честв. Эта функция является и н т е г р а т и в н о й.
Целостность процесса должна проявляться в единстве его сторон. Сторонами процесса являются: содержательная (что развивать и воспи­тывать, чему учить), операционно-процессуальная (как развивать, обу­чать и воспитывать), мотивационная (как осуществлять мотивацион­ное обеспечение педагогического процесса), организационная (какие предусмотреть формы организации деятельности учащихся).
В отличие от нецелостного целостный процесс обладает свойства­ми только ему присущими. Первым целостным свойством является фу­нкциональное единство всех циклов дисциплин, адекватное структуре формируемых психологических и личностных качеств человека (поэ­тому в школе необходимо вводить предметы по выбору учащихся). Вторым целостным свойством процесса является его проблемный ха­рактер, способствующий развитию основных сфер школьника. Третье свойство заключается в том, что чем выше уровень интеграции учения с производительным трудом учащихся, тем процесс эффективнее фор­мирует как отдельные сферы и качества индивида, так и человека в целом, то есть закладывает основания для социализации личности. Че­твертое свойство связано с неразрывностью формирования отдельных сфер и качеств личности как между ними, так и с формированием ин­дивидуальности и личности в их единстве.
Рассматривая строение педагогического процесса, В.С.Ильин до­казал, что целостный процесс должен иметь следующую структуру: анализ состояния процесса - выбор и формулирование цели - отбор и применение педагогических средств - учет внутренних и внешних усло­вий - анализ процесса и его результатов. Отсюда следует, что для прое­ктирования и организации целостного процесса учителю необходимо овладеть следующими умениями:
• диагностическими - уметь определять исходное и текущее состо­яния развития отдельных учащихся и класса в целом (применять педа­гогическую диагностику для выявления уровня развитости, обучен­ности и воспитанности учащихся, внутриколлективных отношений);
• педагогическим целеполаганием - уметь ставить цели и решать педагогические задачи (иметь представление о номенклатуре педагоги­ческих целей, владеть способами их выдвижения и формулирования, знать правила постановки и соблюдать требования, предъявляемым к ним);
• отбирать и применять средства педагогического воздействия (знать развивающие возможности педагогических средств, уметь реа­лизовать их побуждающую, развивающую и обучающую функции, уметь выбрать и применить оптимальные в конкретных условиях мето­ды, приемы и формы обучения);
• программировать и структурировать взаимодействие с учащи­мися таким образом, чтобы оно гарантировало достижение постав­ленных целей ( знать и уметь реализовать структуру урока, уметь стру­ктурировать свою деятельность в соответствии со структурой учебной деятельности учащихся, владеть способами мотивационного обеспече­ния учебного процесса);
• педагогической наблюдательностью - уметь видеть и анализиро­вать условия, при которых протекает процесс: результативность труда (качественные изменения в развитии учащихся и самого учителя), эф­фективность труда (соответствие результатов поставленным целям), оптимальность труда (достижение наилучшего в данных условиях ре­зультата или достижение его при малых затратах времени и сил уча­щихся и учителя).
Кроме дидактической системы проблемно-развивающего обучения существуют (или существовали) и другие системы: догматическое обу­чение, объяснительно-иллюстративное, программированное, бинарное, концентрированное и др. Существуют и авторские системы обучения, несущие имена их создателей - это системы Я.А.Коменского, И.Г.Пес­талоцци, И.Ф.Гербарта, С.Френе, М.Монтессори, Ш.А.Амонашвили, П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова. Одни из них уходят в историю, другие еще только разрабатываются. В данном пособии рассматривается ди­дактическая система проблемно развивающего обучения, вобравшая в себя многие идеи и достоинства названных систем.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.